Методическая разработка открытого урока по теме:
«Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели»
Цели: создать представление о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира. Рассказать о культуре финикийцев.
К важнейшим личностным результатам относятся:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества.
Метапредметные результаты :
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Оборудование: учебник.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
1. Организационный «момент».
2. Объяснение. В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – чёрный базальтовый столб, на котором были высечены 282 закона, автором которых является Хаммурапи. Хаммурапи был царём Вавилонского царства. Он управлял с помощью своего Кодекса законов.
Закон – обязательные правила поведения, установленные высшим органом власти, за несоблюдение которых наступает ответственность.
Государственные |
Против царя, измена |
Должностные |
Взятка, изменение судебного режима |
Религиозные |
Чародейство, святотатство, колдовство |
Воинские |
Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина |
Против семьи |
Браки между родственниками, измена жене |
Против личности |
Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство |
Против собственности |
Кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы |
Теперь по карте перемещаемся в Финикию. Финикийцы считались самыми искусными и непревзойдёнными мастерами морского дела. Финикия располагалась на небольшом кусочке земли, зажатом между морем и Ливанскими горами. Финикийцы выращивали виноград и оливки. Там были обильные заросли ливанского кедра. Этот кедр – очень ценная крепкая древесина, из которой получаются отличные корабли, не боящиеся штормов и ураганов. Благодаря таким кораблям Финикия на долгие годы стала ведущей морской державой.
Финикия – греческое название. Сами жители назывались хананеями – в переводе «пурпурная». Они из особых морских ракушек научились добывать пурпурную краску, которой стали красить ткани. Изобрели стекло, и делали из него бутылки для благовоний.
Финикийцы занимались торговлей, иногда – работорговлей, т.к. она приносила большие барыши.
Финикийцы придумали алфавит – азбуку из согласных букв.
Они стали строить свои поселения на всех берегах, куда они плавали – так появились колонии. Потом колонии разрослись, разбогатели и превратились в мощное государство Карфаген во главе со столицей Карфаген на территории нынешнего Туниса в Северной Африке.
Ливанский кедр вырубили, другие страны стали строить корабли ещё лучше, и финикийцы постепенно исчезли.
Читаем учебник.
3. Закрепление. Вопросы к параграфу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.