Площадка 1. «Реализация Всероссийского проекта «Без срока давности» в системе деятельности классного руководителя»
Литовченко Наталья Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №6 города Донецка»,
Музолевская Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №6 города Донецка»
ЕСЛИ НЕ МЫ, ТО КТО?
(Форма участия заочная с публикацией в сборнике тезисов Форума)
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», - сказал древнеримский поэт Овидий (I в. до н.э.). С высоты ХХI в. эту фразу можно продолжить так: но остаются вечные ценности, одна из которых - героизм. В словаре русского языка это слово трактуется, как способность к совершению подвига, самоотверженность, мужество [1].
История свидетельствует о фактах массового героизма, совершенными нашими предками в годы военных лихолетий, особенно во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Ради чего все это было? Ответом можно считать слова солдат, идущих в последнюю атаку – «За Родину», а значит, за светлое будущее, за мир без фашизма. Около 28 миллионов советских людей отдали за это свои жизни, и никто из нас ни в праве забывать о такой невероятно высокой цене Великой Победы.
К сожалению, через 100 лет снова открыт «ящик Пандоры», из которого выпущено несчастье в виде неофашизма. Его отличительными чертами являются: 1) крайние формы насилия для подавления инакомыслия; 2) воинствующий расизм; 3) государственно-монополистические методы регулирования экономики; 4) милитаризация экономики; 5) тотальный контроль над общественной и личной жизнью людей [2].
Этому всемирному злу в виде попыток фальсификации истории, героизации фашистских преступников, развязывания военных конфликтов снова противопоставлен Русский мир. Несомненно, многое в этом противостоянии будет зависеть от выбора молодого поколения и того, насколько мы, педагоги и наставники, сможем воспитать настоящих патриотов.
Педагогический коллектив МБОУ «Гимназия №6 города Донецка» уделяет большое внимание национально-патриотическому воспитанию, как систематической и целенаправленной деятельности по формированию у обучающихся гражданственности и любви к своей Родине. Красной нитью проходит проблема противодействия фальсификации истории и героизации фашистских преступников. Проводится работа по увековечиванию подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и увековечению памяти об участниках боевых действий в составе вооружённых формирований Донецкой Народной Республики и героях специальной военной операции Российской Федерации по защите Донецкой и Луганской Народных Республик. Ведётся работа по профилактике экстремистской и террористической деятельности в образовательной среде.
По данным направлениям в гимназии проводится комплекс мероприятий, которые условно можно разделить на два больших блока: во-первых, это мероприятия, связанные с ВОВ, во-вторых, мероприятия, связанные с боевыми действиями на территории ДНР с 2014 года и СВО.
Традиционными мероприятиями первого блока стали такие, как «Наследники Великой Победы» (Акция «Подарки для ветеранов»); единый урок Памяти «Твоим освободителям Донбасс»; патриотическая акция в помощь ветеранам и пожилым людям «Окна Победы»; уроки мужества, посвященные Дню освобождения Донбасса, Дню неизвестного солдата; акция «Ветеран живет рядом»: поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем защитника Отечества; классные часы «Женщины – участницы Великой Отечественной войны», «Мы будем помнить о войне» (Единый урок мужества, памяти, посвященный Дню Победы); конкурсы чтецов произведений о Великой Отечественной войне «Мы о войне стихами говорим»; праздничные концерты, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы «Нам этот мир завещано беречь»; конкурсы рисунков ко Дню Победы. Стоит также отметить библиотечные уроки, которые проводятся совместно с сотрудниками Донецкой республиканской библиотеки для молодёжи. На постоянной основе проводятся занятия с гимназистами в рамках курса внеурочной деятельности «Историческое краеведение». Учащиеся совместно с педагогами принимают участие в республиканских и международных историко-патриотических акциях, конкурсах, среди которых: «Вахта памяти», «Перекрестки истории», «Донбасс – мой родной край», «Герои среди нас», «Моя родина - Донбасс» и др.
К национально-патриотической деятельности школы активно подключаются родители обучающихся, которые участвуют в Общероссийском общественном гражданско-патриотическом движении «Бессмертный полк», воссоздавая историю своих родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Параллельно проводится и работа по увековечению памяти об участниках боевых действий в составе вооружённых формирований Донецкой Народной Республики и героях специальной военной операции Российской Федерации по защите Донецкой и Луганской Народных Республик, а также жертв украинской агрессии (второй блок патриотических мероприятий):
· Ежегодно 31 августа проходит акция «Они не услышат школьного звонка»;
· Осуществляется работа по реализации республиканского образовательного проекта «Парта Героя». Героем нашей школы является выпускник 2019 г. Роганов Максим, который погиб летом 2022 г., выполняя гуманитарную миссию;
· В декабре 2022 года педагогический коллектив гимназии принял участие в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий на проведение всероссийских, окружных и межрегиональных мероприятий патриотической направленности с участием детей и молодежи в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Была одержана победа в номинации «Проведение обучающих мероприятий по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия». В рамках реализации данного проекта учителями были разработаны задания квеста «Параллельная реальность», создан социально-патриотический видеоролик «Разговоры о важном», клип «Я - русский», подготовлены мастер-классы. Сутью проекта является единение людей одной культуры, нации на основе извечных ценностей русского народа;
· В феврале 2023 г. учителя МБОУ «Гимназия № 6 города Донецка» приняли участие в телемосте с «МБОУ СОШ №4 имени В. М. Евскина (город-курорт Анапа)», посвященном открытию «Парты героя» в честь Владимира Жоги (позывной «Воха»), Героя России и ДНР;
· Обучающиеся совместно с родителями и учителями креативно поздравили защитниц нашей Родины с праздником 8 Марта, создав в стенах гимназии «студию красоты». Были приглашены визажисты и парикмахеры их числа родителей учеников гимназии, которые смогли подарить девушкам из батальона «Спарта» красивые образы;
· Систематически проводится акция «Посылка солдату» и «Письмо солдату» для поддержки морального духа наших защитников.
Благодаря этим мероприятиям удаётся сохранять связь поколений, воспитывать уважение к извечным традициям русского народа. В результате, все участники воспитательного процесса осознают, что только при активном сотрудничестве, удастся сделать своеобразную «прививку» против вируса неонацизма, активно распространяемого по всему миру.
Согласно древнегреческой мифологии, Пандора, выпустив из ящика зло, закрыла крышку, оставив на дне лишь надежду. В настоящее время, когда мир стоит на грани Третьей мировой войны, в нас живет надежда на спасительную силу патриотизма. Именно он помог выстоять нашим предкам в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и является реальной силой, способной сплотить общество и победить любое зло. По сути от каждого из нас зависит наше будущее. Если не мы, то кто донесет до сознания подрастающего поколения выверенную веками истину: вместе русские люди непобедимы!
Список литературы:
1. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999
2. Проханов А., Стариков Н., Папаяни Ф. Словарь патриота Отечества. - СПб.: Питер, 2019. – 256 с.
3. Проблема фальсификации истории и реабилитации нацизма: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (Кемерово, 20 ноября 2020 г.) / отв. ред. Д.Ю. Кувшинов, В.В. Шиллер, Е.В. Бадаев, З.В. Боровикова, А.В. Палин – Кемерово: КемГМУ, 2020. – 146 с.
4. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции / Н. А. Кун. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Полигон, 2006. - 479 с.
5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (2015 г.) – URL: // http://old.mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/09/322P.pdf (дата обращения 4.03.2023).
6. Республиканская программа патриотического воспитания граждан Донецкой Народной Республики на 2020-2022 годы (30.04.2020 г.) – URL: // https://pravdnr.ru/wp-content/uploads/2020/05/postanovlenie-22-3.pdf (дата обращения 25.02.2023).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.