Комитет образования администрации города Ставрополя
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы Промышленного района города Ставрополя»
Принят на заседании методического совета от … августа 2022 года Протокол № 1 |
Утверждаю Директор МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя» __________________ Збицкая И.А.
Приказ № …-ОД от … августа 2022 года |
Социально-педагогический проект
«Детская студия «Мои приоритеты»
|
Автор социально-педагогического проекта: Овчинникова Нина Джакуповна, педагог дополнительного образования Проект реализуется с 2019 г. |
г. Ставрополь, 2022 г.
Паспорт проекта
Название проекта |
Социально-педагогический проект «Детская студия «Мои приоритеты» |
Основания для разработки проекта |
Проблема организации развивающего досуга для детей и их родителей по месту жительства |
Заказчик проекта |
Администрация МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя» |
Разработчики и реализаторы проекта |
Автор проекта - Овчинникова Н.Д. - педагог-организатор отдела «Перекресток» Методическое оформление и сопровождение - Кульчицкая И.Ю. - зам. директора по МР Реализаторы - педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог |
Сроки реализации |
С сентября 2022 года по август 2023 года |
Участники проекта |
Дети, проживающие в микрорайоне № 35 Промышленного района г. Ставрополя, в возрасте от 5 до 15 лет; их родители (законные представители) |
Цель проекта |
Создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей по месту жительства |
Задачи проекта |
-активная адаптация детей в социальное окружение города и микрорайона -воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления -реализация творческих и индивидуальных возможностей -развитие физических и умственных способностей -воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны -формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности в общении -сохранение духовно-нравственного здоровья, приобщение к нравственным и духовным ценностям -содействию создания атмосферы семейного благополучия |
Социальные партнеры |
- Совет ветеранов ВОВ микрорайона №35 Промышленного района - Совет микрорайона № 35 Промышленного района - Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ставропольская централизованная библиотечная система». Отдел обслуживания Центральной библиотеки - Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания БУСО «Краевой центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» - Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 с углубленным изучением отдельных предметов - Вокальный ансамбль Ставропольского городского Дома культуры «Дубравушка» |
Внесение коррективов |
В процессе реализации проекта могут быть внесены коррективы в содержание программы проекта: в 2022 году были внесены изменения в содержании проекта, изменены модули проекта, изменен и дополнен календарный план воспитательной и организационной работы. |
Пояснительная записка
Ты можешь делать все что угодно.
Но ты не успеешь сделать все.
Расставляй приоритеты.
Девид Аллан
Актуальность социально-педагогического проекта «Детская студия «Мои приоритеты» заключается в том, что одной из наиболее значимых задач современного общества является решение проблемы способа организации детьми своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг по месту жительства. Проблема свободного времени детей и подростков является весьма актуальной и социально значимой. Настоящее время характеризуется новыми позициями в российских семьях, которые стремятся к западному стилю. Все чаще встречаются семьи, где каждый занимается решением своих насущных проблем и собственной самореализацией, уделяя все меньше внимания развитию потенциальных возможностей семьи.
Для становления и развития личности детей и подростков наряду с образованием особую роль играет его содержательно насыщенный отдых и досуг. Досуговая деятельность - это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности. В настоящее время, как никогда, для педагогики актуально проблема воспитания и формирования творческой личности. В этом процессе одно из ведущих ролей играет педагог-организатор, который в силу своей профессиональной направленности объединяет в своей деятельности несколько специальностей: педагогическую (организует работу с детьми и их родителями), административную (готовит мероприятия, праздники), менеджерскую (организует взаимодействие с различными социальными институтами). От него требуется умение находить общий язык и с детьми, и со взрослыми.
На решение проблемы организации эффективного взаимодействия и направлен социально-педагогический проект «Детская студия «Мои приоритеты», целесообразность которого обусловлен потребностью в целенаправленном и координированном взаимодействии родителей, педагога-организатора и детей, в целях развития социально-значимой личности, способной проявить себя в созидающей творческой деятельности.
«Детская студия «Мои приоритеты» позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей и их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. В результате деятельности по программе проекта воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, что в перспективе приведет к самореализации собственного «Я».
Цель проекта: Создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и полезного досуга детей по месту жительства.
Задачи проекта:
-активная адаптация детей в социальное окружение города и микрорайона;
-воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления;
-реализация творческих и индивидуальных возможностей;
-развитие физических и умственных способностей;
-воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны;
-формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности в общении;
-сохранение духовно-нравственного здоровья, приобщение к нравственным и духовным ценностям;
-содействие созданию атмосферы семейного благополучия.
Ожидаемые результаты:
Для ребенка:
- успешная адаптация в социальное окружение;
- организация условий для личностного развития;
- удовлетворение потребности в реализации потенциальных возможностей и способностей;
- формирование основ гражданской идентичности личности;
- развитие навыков здорового образа жизни;
- овладение навыками эффективного общения в совместной деятельности;
- проявление нравственных качеств в социальном взаимодействии;
- осознание важности семейных ценностей.
Для родителей:
- организация эффективного развивающего досуга для детей;
- создание положительной мотивации у детей к занятиям в учреждении дополнительного образования;
- формирование коммуникативных компетенций у детей;
- коррекция девиантного поведения у детей;
- повышение семейного воспитательного потенциала;
- укрепление семейного благополучия через взаимопонимание и взаимоподдержку.
Для педагогов:
- формирование детской мотивации к познанию и личностному развитию;
- успешная самореализация в профессиональной деятельности;
- профессиональное развитие;
- развитие связей с социальными институтами города;
- поддержка имиджевой политики Центра.
Основные принципы реализации проекта
Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами.
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.
Принцип социально–адаптирующей направленности позволяет значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социокультурной среде.
Принцип развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого воспитанника, определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Целевая аудитория проекта
Возрастные особенности детей
То, что упущено в детстве невозможно наверстать годами. Эта простая истина бесспорна и актуальна во все времена. Неоспоримо то, что детство-это «колыбель человеческой жизни», это тот период времени, когда в человека закладывается фундамент, то основное на чем будет строиться его Человеческая жизнь. Ребенок бережет свою душу, как веко бережет глаз, и без ключа любви никого не пускает в нее. По своей природе ребенок существо спонтанное, живое, готовое на любой момент к экспериментированию, ориентированное на практическое и целостное освоение мира. Именно поэтому возраст 5-7 лет - это период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, что именно в этом возрасте ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим и духовным ценностям. Поэтому предназначение студии не только в формировании определенных знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения. Одна из разных задач, состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел коммуникативными способностями, так как речь – это наиболее емкая, точная и быстродействующее средство общения между людьми идет очень интенсивно. Именно художественное слово на этапе возрастного ценза от 5 до 7 лет - действенное средство в воспитании творческой личности и развитии речи. Бедность словаря – это бедность мысли в познании окружающего мира.
Возраст 7-10 лет соответствует младшей школе. Сейчас многое для ребенка меняется, мир вокруг становится сложнее. Этот период связан с активной работой психики. Предстоит многому научиться, ведь школьная жизнь, новые друзья стимулируют развитие личности. Теперь у ребенка есть возможность увидеть себя со стороны – это сформирует социальную составляющую его «я».
Появляются новые стремления: например, всем детям хочется получить похвалы, поощрения. Для этого нужно стать «лучше всех», и такое стремление мотивирует активную работу мозга. А еще в этом возрасте начинается второй этап волевого развития. Теперь деятельность детей носит направленный характер: они знают, чего хотят и как этого добиться. Но, конечно, хоть взросление очень заметно, это все еще маленький ребенок, который нуждается в поддержке родителей. Они должны помочь ему сформировать правильные нравственные ценности и просто быть с ним рядом.
Подростковый возраст - это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Границы этого периода охватывают возраст от 10-11 до 14-15 лет. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью. Отрочество кончается, когда индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков - так, как она задана той культурой, в которой живет. Возраст отрочества, являясь одним из наиболее сложных периодов развития человека, во многом определяет дальнейшее развитие субъекта. Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.
Перед разработкой проекта, особое внимание уделялось изучению психолого-педагогических особенностей целевой аудитории, а именно индивидуально-личностных особенностей детей, их способностей, интересов и наклонностей. Это способствовало сформировать дифференцированный подход к каждому и определить направления деятельности студии по их интересам.
Родительская аудитория
Особенности родительской аудитории имеют важное значение при формировании плана работы с ней. Мало того, что это разновозрастной контингент, но существенные различия и в: национальном аспекте, образовании, социальном статусе и др.
При осознании целеполагания проекта, автор приоритетом сделал цель работы с родителями, которая заключается в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений с родителями, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.
Содержание проекта
Организационные основы:
В «Детскую студию «Мои приоритеты» принимаются дети от 5 до 15 лет, которая осуществляет свою деятельность в помещении по работе с населением (ул. Родосская, дом 3). В этом помещении по Договору с Администрацией Промышленного района г. Ставрополя реализует свою деятельность педагог-организатор МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя».
Формируется разновозрастная группа детей, что является основой для создания атмосферы взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоподдержки всех участников воспитательного-развивающего процесса.
Занятия в студии проходят по графику:
№ п/п |
Содержание модулей |
Дни |
Время |
1. |
Дни воинской славы России (Приложение 1) |
В календарные Дни воинской славы России |
|
2. |
Школа юного шахматиста (Приложение 2) |
суббота, воскресенье |
09.40 - 16.30 09.40 - 16.30 |
3. |
Виртуальный туризм для детей (Приложение 3)
|
среда - воскресенье |
15.00-17.00 |
4. |
Наши праздники (Приложение 4)
|
к календарным датам государственных праздников |
|
5. |
Игровые конкурсные программы (Приложение 5)
|
согласно плана организационно-массовой воспитательной работы |
|
6. |
Волшебная палитра (техника рисования) (Приложение 6) |
суббота, воскресенье |
09.00-09.40 |
7. |
Великие художники. Картинная галерея (Приложение 7)
|
экскурсии проводятся по заявкам детей и их родителей |
|
8. |
Детский кинозал (Приложение 8) |
демонстрация фильмов происходят по заявкам детей и их родителей |
|
9. |
Юные поэты и прозаики (Приложение 9) |
пятница |
14.30-15.30 |
Занятия проводятся в течение учебного года и включают как познавательные обучающие встречи, так и проведение мероприятий, приуроченных к календарным датам.
Направления деятельности студии «Мои приоритеты» (Приложение):
«Дни воинской славы России»
Цель: создание патриотической атмосферы для обучающихся, изучения славных страниц истории Отечества, воспитание мужества у подрастающего поколения, чувства патриотизма и любви к Родине.
Школа юного шахматиста.
Цель: Создание условий для формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, а также создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Виртуальный туризм для детей.
Цель: Внедрение инновационной технологии в организации содержательного досуга детей «Виртуальный туризм», как интерактивное средство презентации составляющее виртуальных панорам, позволяющее в буквальном смысле перемещаться в выбранном пространстве и ощущать эффект присутствия.
Наши праздники.
Цель: Приобщение детей к активному образу жизни, самосовершенствованию, а также развитию ребенка и коллектива в целом через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.
Игровые конкурсные программы.
Цель: Развитие творческого потенциала детей и подростков, повышение профессионального мастерства педагогов-организаторов досуговой деятельности в процессе подготовки и проведения игровой программы.
Волшебная палитра (техника рисования).
Цель: Создание условий для реализации творческих способностей детей в области изобразительного искусства.
Великие художники. Картинная галерея.
Цель: Всестороннее гармоничное развитие личности подростков, формирование их мировоззрения, воспитание художественного вкуса и культуры чувств. Воспитание эстетического восприятия художественных изобразительных произведений путем приобщения ребят к знакомству с творчеством знаменитых художников мира, их бесценных картин.
Детский кинозал.
Цель: Создание условий для более детального знакомства с кинематографом и развития зрительского интереса к различным жанрам кино.
Юные поэты и прозаики
Цель: Через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться самим создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
Работа с родителями включает в себя комплекс мер. Это - различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, этическом и эстетическом плане.
Задачи взаимодействия с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить усилия педагога и родителей для полноценного развития и воспитания детей.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки родителей.
4. Стимулировать и пропагандировать воспитательные умения родителей.
Организационно - массовая и воспитательная работа
на 2022-2023 учебный год
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата и время проведения |
Место проведения |
Ответственный |
Сентябрь «Наша гостья-Осень» |
||||
Мероприятия, посвященные Дню знаний |
||||
1. |
Литературная игротека «Ужасно интересно все то, что неизвестно!» |
04.09.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября) |
||||
2. |
Митинг-реквием «Когда чужая боль становится своей» (к 18-ой годовщине трагическим событиям 2004 года в Беслане). |
03.09.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия ко Дню города и края (сентябрь) |
||||
3. |
Виртуальная экскурсия «Пройдусь по городу родному.» |
22.09.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Октябрь «В центре – Человек» |
||||
Мероприятия, посвященные Дню учителя |
||||
4. |
Игровая программа «Путешествие в страну знаний» |
02.10. 2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные Дню пожилого человека (1 октября) |
||||
5. |
Веселые посиделки «К бабушке на оладушки!» |
01.10.2022 11.00 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Ноябрь «В семье – сила» |
||||
Мероприятия, посвященные Дню народного единства (4 ноября) |
||||
6. |
Исторический экскурс «Россия единством сильна» |
05.11.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Всемирный день ребенка (20 ноября) |
||||
7. |
Праздничный утренник «Все дети на планете» |
20.11.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные Дню матери (25 ноября) |
||||
8. |
Литературно-музыкальная гостиная «Самое важное слово» |
26.11.2022 11.30
|
Родосская, 3
|
Овчинникова Н.Д.
|
9. |
Выставка детского рисунка «Цветы для мамы» |
15.12.- 30.12.2022 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н. Д. |
Декабрь «Мир наших знаний» |
||||
Мероприятия, посвященные международному дню инвалидов (3 декабря) |
||||
10.
|
Информационный час «Легко ли быть не таким, как все» |
03.12. 2022 11.30
|
Родосская, 3
|
Овчинникова Н.Д.
. |
11. |
Выставка детского рисунка «Это девочке на память» |
1.12-10.12.2022
|
Родосская, 3 |
Овчинникова Н. Д |
Мероприятия, посвященные Дню героев Отечества (9 декабря) |
||||
12. |
Музыкально-литературная гостиная «Поэзия и песня о героях России» |
10.12.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные Дню Конституции РФ (12 декабря) |
||||
13.
|
Турнир «Я люблю страну, где есть право на имя и на семью» |
10.12.2022 11.30 |
Родосская, 3
|
Овчинникова Н.Д.
|
14. |
Актуальный диалог «Уважение к национальным различиям» |
11.12.2022 11.30
|
Родосская, 3 |
Овчинникова Н. Д. |
Мероприятия, посвященные празднованию Нового года и Рождества |
||||
15. |
Традиционный праздник «Новогодний сувенир» |
25.12.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Январь «Зимние события в истории» |
||||
Мероприятия ко дню освобождения г. Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков (21 января) |
||||
16. |
Литературная гостиная «Есть даты в снежном январе» |
21.01.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Февраль «Месяц игр» |
||||
Мероприятия ко Дню защитника Отечества |
||||
17.
|
Игровая программа «Казарма веселых затей» |
19.02.2023 11.30 |
Родосская, 3
|
Овчинникова Н.Д.
|
18. |
Виртуальный исторический дилижанс «Сказ о русской доблести» |
18.02.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н. Д. |
Март «Месячник хороших манер» |
||||
Мероприятия, посвященные Международному женскому Дню 8 Марта |
||||
19. |
Конкурс на самое оригинальное поздравление «Весенний переполох»
|
05.03.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
День присоединения Крыма к России (18 марта) |
||||
20. |
Исторический дилижанс «Крым и Россия : прошлое и настоящее» |
18.03.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
21. |
Конкурсная игровая программа «Новые Золушки или путь в принцессы» |
11.03.2023 11.30
|
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные празднованию Масленицы ( с 20-го по 26-ое февраля) |
||||
22. |
Игровая фольклорная программа «Как на Масленой неделе из трубы блины летели» |
26.02.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
23. |
Выставка детского рисунка «Яркая палитра масленицы» |
15.02-26.02.2023 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Апрель «Со здоровьем дружим» |
||||
Мероприятия, посвященные Всемирному дню здоровья (7 апреля) |
||||
24. |
Уроки Мойдодыра «Про воду и мыло, что грязь победило» |
02.04.2023 11.00 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
25 |
Конкурс детского плаката «Я – художник своей жизни, и в ней есть место только ярким краскам» |
01-10.04.2023
|
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
26.
|
Открытие выставки детского рисунка «Пасхальные cсюжеты» |
01.04.2023
|
Родосская, 3
|
Овчинникова Н.Д.
|
27. |
Занятие – пресс-конференция «Пасха пахнет миром»
|
15.04.2023 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н. Д. |
День Космонавтики (12 апреля) |
||||
28.
|
Литературно – музыкальная композиция «Космос, как Мечта», посвященная творчеству Н. Рериху |
08.04.2023 11.30
|
Родосская, 3
|
Овчинникова Н.Д.
|
29. |
Музыкальный час «Космическая музыка»
|
09.04.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Май «Месяц встреч и расставаний» |
||||
Мероприятия, посвященные празднику Весны и Труда |
||||
30. |
Конкурсно-игровая программа «Как у наших у ворот игры, смех и хоровод» |
06.05.2023 11.30 |
Родосская. 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные Дню Победы |
||||
31.
|
Выставка детского рисунка «За моим окном нет войны» Воробьиная дискотека.
|
22.04-10.05.2023
|
Родосская, 3
|
Овчинникова Н.Д.
|
32. |
Познавательная программа – путешествие по станциям «Дорогами войны» |
07.05.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Международный День семьи (15 мая) |
||||
33. |
Фотовыставка «Моя любимая семья»
|
01.05 - 15.05.2023
|
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
34. |
Игровая викторина «Когда в доме лад – не нужен и клад» |
14.05.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Июнь. «Мы на год становимся взрослей» |
||||
Мероприятия, посвященные Международному дню защиты детей |
||||
35. |
Игровая развлекательная программа «Маленькие дети на большой планете» |
01.06.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные Дню России (12 июня) |
||||
36.
|
Литературный дилижанс «С любовью и верой в Россию» |
11.06.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
37. |
Фотоколлаж «От древней Руси до современной России» |
01.06. - 16.06.2023 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные Дню памяти и скорби (22 июня) |
||||
38. |
Час памяти «Вспомним всех поименно… Через года, через века помните» |
22.06.2022 11.30 |
Родосская. 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Международный День борьбы с наркоманией (26 июня) |
||||
39. |
Информационный час «Жизнь прекрасна и удивительна» |
25.06.2022 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Мероприятия, посвященные Дню молодежи (27 июня) |
||||
40. |
Второй шахматный турнир на Кубок детской студии “Мои приоритеты” |
27.06.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
День семьи, любви и верности (8 июля) |
||||
41. |
Литературные часы «Соборный подвиг любви», «Сказ о Петре и Февронии» |
08.07.2023 11.30 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Август «Моя Россия – моя родина» |
||||
День государственного флага (22 августа) |
||||
42. |
Викторина «Символы нашей Родины» |
20.08.2023 11.00 |
Родосская, 3 |
Овчинникова Н.Д. |
Условия реализации программы проекта студии «Мои приоритеты»
Практическое руководство по реализации программы представляет собой сочетание перспективных и оперативных мер педагога-организатора по проведению развивающих занятий и мероприятий различного уровня и направленности с детьми и их родителями.
При реализации программы студии «Мои приоритеты» применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные, дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
В проведении программ используются следующие методы:
-метод театрализации (инсценировка сказок, рассказов, театра-экспромта и т.д.);
- метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений и т.д.);
-метод импровизации (используется на всех направлениях программы);
- соревновательный метод (используется в конкурсных развлекательных мероприятиях);
- метод формирования познавательного интереса;
- метод интерактивного общения (используется для активизации зрителей на концертах и праздниках).
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовое:
· Конституция РФ.
· Конвенции о правах ребенка (Конвенция принята 20 ноября 1989 года).
· Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ.
· Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
· Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28 января 2021 г. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
· Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31.04.2022 г. № 678-р).
· Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
· Концепция государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года, (распоряжение правительства РФ от 25.08.2014 года № 1618-р).
· Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.09.2021 г. № 652н).
· Устав МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя.
Кадровое:
Реализация проекта «Детская студия «Мои приоритеты» должна быть обеспечена профессиональными кадрами в области образования. Основными профессиональными качествами специалистов для реализации данного проекта являются: навыки работы с детьми и взаимодействия с их родителями, знание психолого-педагогических особенностей детей от 5 до 18 лет, организаторские способности, владение основами игровых технологий и т.д.
К реализации программы проекта привлекаются как педагоги Центра (педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог), так и специалисты других социальных институтов (музейные работники, актеры театра, работники библиотек, педагоги общеобразовательных школ и т.д.)
Программно-методическое:
Программно-методическое обеспечение – это комплекс программных и развивающих материалов для реализации эффективного образовательного и досугового процесса.
К программно-методическому обеспечению социально-педагогического проекта «Детская студия «Мои приоритеты» необходимо отнести:
- программу деятельности детской студии «Мои приоритеты» педагога-организатора Овчинниковой Н.Д. Центра внешкольной работы;
- банк системных сценарных материалов (для каждого мероприятия разрабатывается сценарий или сценарный ход);
- разработки игровых программ;
- дидактические материалы по каждому направлению проекта;
- видеотека, включающая документальные и художественные фильмы;
- библиотечный комплекс из собраний сочинений А.С. Пушкина,
Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова, В.В. Высоцкого, А. Ахматовой и других авторов.
- наборы репродукций знаменитых художников
- своевременно формирующийся фонд видео- и фотоматериалов по проведенным мероприятиям;
- интернет - ресурсы по содержанию программы проекта.
Материально-техническое: Для реализации проекта «Детская студия «Мои приоритеты» созданы благоприятные условия, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям.
Три учебных кабинета оборудованы необходимой мебелью (столы, стулья, шкафы, полки и т.д.) для организации и проведения занятий. В кабинетах обеспечен питьевой режим, располагается библиотечный комплекс собраний сочинений классиков, телевизор, ноутбук, компьютер, пианино, наборы шахмат. Так же имеется ширма для проведения кукольных спектаклей и комплекты: куклы пальчиковые и куклы-марионетки. Демонстрационный зал оборудован экраном и проектором для демонстрации слайдов и просмотра фильмов. Картинная галерея репродукций картин различных художников. Имеется музыкальная фонотека и видеотека (коллекция сказок и фильмов).
Значительно расширить материально-технические возможности для реализации проекта помогут договоры с музеями, кинотеатрами, театром, библиотеками и другими учреждениями.
Финансовое:
Выполнение проекта обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетное финансирование и дополнительные привлеченные средства: добровольные целевые родительские взносы, благотворительные средства спонсоров.
Критерии оценивания проекта:
• Удовлетворенность родительской общественности в организации досуговой деятельности для детей по месту жительства.
• Удовлетворенность родителей (законных представителей) в предлагаемой предметно-пространственной развивающей среде для детей.
• Удовлетворенность детей организованным досуговым пространством.
• Удовлетворенность руководителей микрорайона реализованной досуговой программы для детей и их родителей (законных представителей) проживающих в микрорайоне.
• Удовлетворенность администрации МБУ ДО «ЦВР Промышленного
района г. Ставрополя» результатами реализованного проекта.
Риски и ограничения реализации проекта
Есть риск в том, что, если проводить работу формально, дети и родители воспримут этот проект как обычный ряд мероприятий, и эта работа не затронет их ум и сердце - не будет развивающего эффекта. Чтобы этого не произошло, необходимо прикладывать усилия, опыт и знания, внедрять новые разнообразные и эффективные технологии для правильного и полного осуществления настоящего проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта
• Корректировка содержания программы проекта по результатам анализа деятельности - продолжение развития проекта.
• Формирование банка системного сценарного материала.
• Укрепление связей с родительской общественностью микрорайона.
• Расширение сотрудничества с различными учреждениями города в организации и проведении мероприятий в рамках социально-педагогического проекта.
Формы представления и тиражирования опыта
• Анализ реализации программы проекта с презентацией результатов на педагогических сборах Центра.
• Размещение проекта на сайте Центра в «Методической копилке» и педагогического сетевого сообщества.
• Подготовка публикации о реализации проекта «Детская студия «Мои приоритеты».
Список использованных источников
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. - М.: Аспект Пресс, 2006.
2. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: Первое сентября, 2003.
3. Астраханцева С.В. Свободное время ребенка как педагогическая проблема // Вестник МГУКИ, 2007. - №2. - с. 82-86
4. Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. - 2004. - № 4, 6.
5. Вакса О. Сценарии праздников для детей и взрослых. - М.: ООО «Мир С11 книги», 2003.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
7. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: МПСИ, 2001.
8. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков. - М.: ВЛАДОС, 2004.
9. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2002.
10. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М., 2008.
11. Лузина Л.М., Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Лукинов С.П. Энциклопедия досуга. - Ростов-на-Дону, 1996.
13. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. - М.: Эко Пресс, 2012.
14. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно - игрового досуга. Улан-Удэ, 2000.
15. Организация внешкольного досуга: Сценарии, программы игр и представлений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
16. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. - Москва, 2007.
17. Панфилов В.В. Режиссера праздника. Игра // Праздник. - 2006. - №3. - С. 25-29.
18. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
19. Сборник методических материалов для преподавателей учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. – М.: НМЦ ГОУ СПО МО «Колледж искусств», 2011.
20. Слуцкая Н.Б. Будет день и будет праздник. - М.: Феникс, 2005.
21. Третьякова Н.В. Мастерство организатора развлекательно-игровых программ. - Барнаул: АГИИК, 2001.
22. Фомина А.И. Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников. - 2005. - №3. - С.34-36.
23. Шлаков С.А. Игра и дети. - М., 1970.
24. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. - Москва, 2005.
Приложение 1
ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ
«Пока свободою горим,
пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
души прекрасные порывы!»
Александр Сергеевич Пушкин
Данный модуль ориентирован на воспитание достойных граждан России, помнящих прошлое своего народа и чтящих традиции, способствует формированию гражданского самосознания обучающихся и направлен на реализацию гражданско-патриотического воспитания.
Одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в соответствии с ФГОС является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение детей к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на их воспитание в духе любви к своей малой Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Победы русского оружия над врагами Отечества всегда широко отмечались российской общественностью. В дооктябрьский период Русской Православной Церковью были установлены так называемые «викториальные дни», в которые совершались молебны и другие праздничные мероприятия. Это были особые дни, когда общество, чествуя армию и флот, воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служивые люди, поднимаясь над буднями, по-особому представляли смысл ратной службы, глубже ощущали свою сопричастность к славным деяниям наших предков.
Возрождая одну из лучших российских военных традиций, в 1995 г. был принят закон «О днях воинской славы (победных днях) России», в список которых вошли часть «победных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории как дооктябрьского, так и советского периода.
Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны – нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество - в крови у русских воинов.
Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Усвоение идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.
Вместе с тем в реальной практике развитие Российского патриотизма на сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы. В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Патриотическое воспитание детей имеет огромное значение, особенно это важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет, и не может быть любви к Человечеству”
Цель: создание патриотической атмосферы обучающихся, изучения славных страниц истории Отечества, воспитание мужества у подрастающего поколения, чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
- воспитывать гордость за свою страну, уважение к Вооружённым Силам, их боевым
традициям, военной профессии.
- раскрывать роль исторической личности в судьбах народа и страны в разные исторические эпохи.
- формировать знания о назначении Вооружённых сил Российской Федерации, их характере и особенностях.
- формировать знания по безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях
-развивать
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
-формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
Формы работы:
- выпуски тематических инсталляций, оформление тематических выставок.
- беседы;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- практические и учебные игры;
- устные журналы;
- диспуты;
- викторины;
- благотворительная деятельность, акции милосердия;
- митинги;
- заочные путешествия;
- экскурсии;
- презентации;
- выставки творческих работ;
- просмотр кино - видеофильмов.
-участие в конкурсах различного уровня,
- участие в социальных акциях,
- создание и пополнение папки «История моей семьи»,
- оформление страниц Портфолио обучающегося.
Ожидаемые результаты:
должны знать:
- о значимых страницах истории страны,
- о главных символах государства,
- о примерах исполнения гражданского и патриотического долга,
- о традициях и культурном достоянии своего края,
- о моральных нормах и правилах поведения,
- об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
- о традиции и истории своей семьи,
должны уметь:
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации,
- определять на карте границы и крупные города России,
- рассказывать о родной стране, своем крае, городе.
- ориентироваться в историческом времени,
- бережно относиться к традициям своей семьи,
- уважительно относиться к защитникам Родины,
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания,
- уметь выражать чувства и переживания творческими средствами.
Приложение 2
ШКОЛА ЮНОГО ШАХМАТИСТА
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
В. А. Сухомлинский
Актуальность данного модуля продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в сфере дополнительного внешкольного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Неслучайно, одним из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век - век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации - предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта.
Цель: Создание условий для формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы, а также создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Задачи:
- приобщение детей дошкольного и школьного возраста к шахматной культуре;
- формирование умений и навыков игры в шахматы;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, к участию в соревнованиях;
- приобретение знаний из истории развития шахмат;
- постижение основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
- изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей детей;
- формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Формы и средства обучения:
- занятия (индивидуальные и групповые),
- игровая деятельность,
- турнирная практика,
- разбор партий,
- работа с компьютером, игровые комбинации с компьютерным шахматным роботом,
- участие в шахматных соревнованиях.
Ожидаемые результаты
- знание правил техники безопасности на занятиях;
- знакомство с историей развития шахматной культуры и спорта в Росси и за рубежом;
- умение объяснять шахматные термины;
- знание шахматных фигур;
- умение ориентироваться на шахматной доске;
- умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- умение играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
- решение шахматных задач на тактику;
- владение основными шахматными понятиями и элементами шахматной тактики и техники, расчёта вариантов в практической игре;
- участие в шахматных соревнованиях.
Приложение 3
ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Истинное назначение вашего путешествия
– это не место на карте, а новый взгляд на жизнь
Генри Миллер
Актуальность. Современный век информационных технологий дает возможность погрузиться в мир виртуальной жизни всей нашей планеты, не выходя из дому. Виртуальные туры, позволяющие человеку попасть в интересующее его место в интерактивном режиме, с каждым днем приобретают все большую популярность. Сегодня этот актуальный рекламный продукт особенно актуален для детей и подростков, которые любят играть в различные виртуальные игры.
Во-первых, данный модуль дает возможность комплексно решать те цели и задачи, которые заложены во всех приложениях проекта «Детская студия «Мои приоритеты».
Во-вторых, ребята могут не просто совершать путешествия с 3D, а принимать активное участие в просмотре, прогулке или путешествии, что намного интереснее пассивного наблюдения. Это дает возможность увидеть экзотические острова, достопримечательности и культурные центры, рассмотреть каждый уголок пространства, оценить прелести ландшафта и пейзажи.
В-третьих, это расширяет знание детей о географии, истории, биологии, флоры и фауны России и других стран и материков.
На экраны вышли десятки передач о туризме и путешествиях, стали транслироваться зарубежные передачи ведущих каналов мира, таких как BBC, Discovery, National Geographic. Задача данного модуля заинтересовать полезной и познавательной информацией, вселить в детей как можно больше прекрасного и душевного. Какие фильмы для детей 13 лет помогут стать умнее? Какие научно-познавательные фильмы для детей стоит посмотреть? Какие самые интересные и лучшие познавательные фильмы? На эти вопросы и должен ответить "Виртуальный туризм для детей".
Цель: Внедрение инновационной технологии в организацию содержательного досуга детей «Виртуальный туризм», как интерактивное средство презентации; составляющее виртуальных панорам, позволяющее в буквальном смысле перемещаться в выбранном пространстве и ощущать эффект присутствия.
Задачи:
- формирование единого виртуального образовательного пространства;
- расширение границ визуальной практики с использованием интернета;
- обучение детей самостоятельно работать с той или иной виртуальной позицией во время просмотра тематических эпизодов.
Формы и методы:
- групповые занятия по ознакомлению виртуального пространства;
- виртуальные экскурсии и виртуальные путешествия с использованием слайд-шоу или слайд-показы, виртуальная экскурсия в 3D формате, видеоэкскурсии, онлайн web-камеры, skype-камеры.
Ожидаемые результаты:
- освоение навыков нахождения в виртуальном пространстве с помощью интернет-ресурсов.
Приложение 4
НАШИ ПРАЗДНИКИ
Праздник – не только радость,
но и деятельность, направленная
на эмоциональную разрядку,
и на реализацию социальных требований.
Актуальность. Жизнь человека сопряжена вереницей трудовых будней и редко чередуется с праздниками. Будничные дни наполнены заботами, неотложными делами и похожи друг на друга. Они могут быть унылыми и тяжелыми, радостными и легкими, удачными и неудачными. Будням всегда противопоставляется праздник. Праздник – это день, который наполнен радостью, весельем. Это день, который семья проводит вместе. Особое значение праздник имеет для ребенка. Русский педагог К.Д Ушинский отмечал, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал, что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого.
Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству, и на основе этого интереса формируются его нравственно-этические качества. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события формирует у детей художественный вкус, сплачивает детей и взрослых; между ребенком и взрослым возникает полезное сотрудничество. Самое главное, чтобы ребенок не был пассивным наблюдателем и слушателем. И задача педагога-организатора способствовать развитию желания детей участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления помещения. Только тогда будут обеспечены необходимые условия для социализации ребенка, формирования активной позиции и приобщению к человеческой культуре, сохранения традиций и обычаев русского народа. У ребенка постепенно формируются навыки и умения в организации праздничного веселья, складывается культура проведения праздника. Праздник интегрирует в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, драматизацию, изобразительное искусство. Поэтому праздник позволяет каждому ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развивать уже имеющиеся навыки; развивает такие психические процессы как активность, уверенность в себе, умение работать в коллективе, воспитывает моральные, нравственные и патриотические качества.
Цель: Приобщение детей к активному образу жизни, самосовершенствованию, а также развитию ребенка и коллектива в целом через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей.
Задачи:
- обеспечение мер безопасности при проведении праздников;
- создание у воспитанников радостного настроения, формирование положительного эмоционального подъема и сформированности праздничной культуры;
- формирование навыков в подготовке и организации праздничного веселья;
- подготовка реквизитов и декораций к праздникам;
- привлечение родителей к организаии и участию в детских праздниках;
- раскрытие детских талантов.
Формы и средства обучения
- анкетирование родителей "Ваши праздники в семье"
- круглый стол с детьми и их родителями: «Предложи идею праздника!»;
- групповые и индивидуальные беседы с детьми по теме: «Твой любимый праздник»;
- разработка технологического процесса подготовки детского праздника (сценарий + режиссура)
- прослушивание детей на определение эталона музыкального слуха;
- утренники к знаменательным датам поэтов и писателей России;
- литературно-музыкальные композиции к государственным праздникам;
- календарные и бытовые праздники.
Планируемые результаты:
- создание воспитательного эффекта детского праздника, как источника новых впечатлений для каждого ребенка, стимулом его дальнейшего развития.
- формирование понятия об идее праздника, создание ситуации радостного ожидания праздничного события;
- открытие новых способностей и талантов детей, развитие уже имеющиеся навыков;
- воспитание основ коллективизма;
- формирование дисциплинированности, культуры поведения;
- расширение кругозора, развитие памяти, речи, воображения;
- укрепление и развитие детского организма, улучшение координаций движений.
Приложение 5
ИГРОВЫЕ КОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ
Игра - это «тренировочный полигон
для совершения проб и ошибок»,
для совершенствования каких-то
навыков и получения нового опыта.
Актуальность. Игровой модуль для детей нацелен на то, чтобы сделать ребят активными слушателями и инициативными участниками. Проект такого рода совмещает в себе способы привлечения внимания и расширения кругозора. Играя, достаточно легко передать сведения о природе, мире, обществе.
О важном значении игр для детей говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка.
Игра - это не имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и моральным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности. Для ребёнка игра может выступать, как средство коммуникации, саморазвития, самореализации, саморегуляции, стрессового контроля. Игра способствует раскрытию различных сторон личности, сплочению коллектива, является стимулом неигровых видов деятельности, таких как учёба, труд и т.д. Используя такие игровые формы, как обучающие игры, игровой тренинг, упражнения, социально-ориентационные игры, можно широко вовлекать в игровую деятельность ребят различного возраста. Особое внимание уделяется развитию в играх межличностному отношению, а также интеллектуальных характеристик личности: памяти, внимания, способности к релаксации и коммуникативности, эрудиции и логики.
Цель: Развитие творческого потенциала детей и подростков, повышение профессионального мастерства педагогов-организаторов досуговой деятельности в процессе подготовки и проведения игровой программы.
Задачи
- формирование культуры игротехнических приемов, развитие коллективной поддержки и коммуникативных качеств у детей в игре; развитие воображения как основы творческой деятельности;
- формирование и развитие полезных знаний, умений и навыков подрастающего поколения посредством игровой деятельности.
- повышение мотивации детей и взрослых на взаимовыгодное позитивное межличностное сотрудничество посредством игры;
- создание и организация условий для самоутверждения и самореализации в коллективе;
- развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние;
- развитие познавательных психических процессов.
Формы и средства обучения:
- беседы на различные темы (познавательные, литературные, исторические, этические, патриотические);
- мультипликационные показы на конкретную тему;
- викторины и конкурсы;
- подвижные развлечения; интеллектуальные занятия (игровая познавательная программа для детей):
· спортивные соревнования, эстафеты;
· тематические праздники;
· дидактические;
· по развитию речи;
· математические и логические;
· подвижные;
· сюжетно-ролевые.
Планируемые результаты:
- формирование пространства для развития независимой деятельности детей, для проявления их фантазий и интересов;
- оформления игры, как способ физического, психологического и нравственного развития детей;
- обеспечение эмоционального благополучия и приобретение опыта произвольного поведения;
- развитие индивидуальных качеств личности с помощью игротехнических знаний, умений, навыков;
- взаимодействие и согласование своих действий с другими детьми;
- организация и сплочение детского коллектива.
Приложение 6
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛИТРА
(ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ)
Рисовать - это как мечтать,
только на бумаге.
Актуальность данного модуля обусловлена тем, что происходит сближение его содержания с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В процессе обучения, обучаемые получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветовой композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Цель: Создание условий для реализации творческих способностей детей в области изобразительного искусства.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусств;
- учить детей рисовать в различных жанрах живописи (маринизм, натюрморт, пейзаж и т.д.);
- учить подбирать правильные цветовые решение при выполнении работ.
Формы и методы
- словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение своих действий)
- наглядность упражнений (показ алгоритма выполнения творческих работ);
- метод практических упражнений;
- метод предметного освоения.
Ожидаемые результаты:
- приобретение первичных навыков художественной работы в живописи, графике, дизайне, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- освоение выразительных возможностей художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
- овладение начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретение навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретение первичных навыков изображения предметного мира, растений и животных;
- приобретение навыков общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Приложение 7
ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Если ты не чувствуешь красоты
цветов, если ты не ценишь дружбы
и если тебя не радуют стихи,
песни, картины - ты болен,
тебя надо лечить
(Восточная мудрость)
Актуальность данного проекта состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения детей к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства. А у родителей, зачастую, просто нет времени на какие-либо занятия с ребенком, а на походы в картинную галерею тем более. Своё свободное время ребята проводят за компьютером, планшетом или наблюдают за событиями очередного боевика. Роль живописи в наши дни возрастает. Она не только отражает нашу жизнь, но и формирует её, взывает нас к совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем, делает человеческую душу богаче, обращает к красоте. А красота, словно стрелка компаса, ведёт человека к доброте. Мы ничуть не сомневаемся в словах Достоевского: "Красота спасёт мир". Люди едут за тысячи километров, чтобы своими глазами увидеть великие произведения мирового искусства. У нас не всегда есть возможность побывать в музее и встретиться с настоящим искусством. Поэтому мы и решили создать атмосферу музея в нашей группе и окунуть детей в мир живописи и красоты.
Цель: Всестороннее гармоничное развитие личности подростков, формирование их мировоззрения, воспитание художественного вкуса и культуры чувств. Воспитание эстетического восприятия художественных изобразительных произведений путем приобщения ребят к знакомству с творчеством знаменитых художников мира, их бесценных картин.
Задачи:
- формировать художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства;
- развивать эстетические чувства, желание рассматривать картины, видеть мелкие незначительные детали;
- продолжить знакомство с русскими художниками, их творчеством, используя разные формы;
- расширять представления детей о живописи, ее характере и направлениях;
- побуждать высказываться по сюжету картины, развивать речь детей, обогащать словарный запас;
- приобщать к национальному и мировому художественному наследию.
Формы и средства обучения:
- презентация картинной галереи репродукций семьи Рерихов;
- презентация альбомов «Великие художники»;
- просмотр документальных фильмов о художниках России;
- уроки для начинающих экскурсоводов;
- виртуальный тур в Третьяковскую галерею и в Лувр;
- Детский сеанс у репродукций Святослава Рериха «Учусь понимать язык картины»;
- выставка коллекции альбомов «Великие художники мира».
Планируемые результаты:
- знакомство с биографиями великих художников;
- формирование художественного восприятия полотен великих художников;
- смысловое познание (с преобладанием логически-мыслительных процессов) живописи;
- распознавание сюжета картины, как элемент художественной формы;
- умение вести диалог с картиной художника.
Приложение 8
ДЕТСКИЙ КИНОЗАЛ
«Кино для детей, как уникальная
возможность формирования общего
культурного и цивилизованного кода
будущего поколения граждан России.»
Станислав Прибылов
(директор Национального фонда
искусств, для детей и юношества)
Актуальность данного направления в проекте обусловлено тем, что сегодняшний интернетный, так называемый, "кинематограф" не в состоянии сформировать положительную систему ценностей для детей и подростков. Самый любимый жанр кино - мультфильмы- превращаются в зомби. И, дети, непрерывно играющие в боевики, или наблюдающие за развитием негативных событий, зомбируются. Развивается клиповое мышление. Детская психика постоянно находится в пограничном состоянии. И если значимыми для ребенка людьми — родителями, подобный образ действий не опровергается, то он усваивается как образец, пример для подражания. Сегодня попустительское отношение к тому, что смотрит ребенок, крайне опасно. Поэтому перед семьей и педагогом стоит серьезная проблема. Назрела острая необходимость обучению детей медиаграмотности. Это позволит поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода, — любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. Посредством детской кинематографии можно формировать целостность характера мировосприятия культурных ценностей и мироощущения ребенка, так как детское кино, как и любое другое, выполняет ряд функций, связанных с воздействием на зрительскую аудиторию, ключевые из них:
- познавательная (фильм дает новую информацию об окружающем мире);
- эстетическая (фильм даёт понятия прекрасного, формирует вкус зрителя);
- воспитательная (транслирует ценности, образцы поведения и норы поведения, принятые в обществе);
- развлекательная (фильм становиться поводом для общения со сверстниками в кругу сверстников и семьи).
Для детского кино характерно преобладание воспитательной и познавательной функции над остальными. Положительное воздействие кино на детей возможно только при условии профессионального и педагогически обоснованного подбора художественных и мультипликационных фильмов. Поэтому включение детской кинематографии в систему дополнительного образования - один из целесообразных путей решения принципиально важного и актуального вопроса превращения мультипликации из стихийного фактора формирования в фактор, целенаправленно используемый в воспитании подрастающего поколения. Особое внимание следует обратить на улучшение работы с действующим Золотым фильмофондом Хороший фильм может стать прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой. Например, выбирая мультфильм, нужно помнить о его изначальном предназначении — оживить, сделать зримой волшебную сказку, поучительную, забавную или грустную историю, дать пищу для размышлений, послужить источником опыта. Хочется подчеркнуть, что знаком качества отмечены все советские мультфильмы, рекомендованные для просмотра детьми во всем мире.
Цель: Создание условий для более детального знакомства с кинематографом и развития зрительского интереса к различным жанрам кино.
Задачи:
- научить детей понимать сюжет, различать выразительные средства медиапроизведения, формировать взгляды на фильмы с позиции творческого человека;
- способствовать становлению у родителей воспитанников осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой кинопродукции, то есть формировать у них медиаграмотности;
- усовершенствовать и пополнить банк видеотеки новыми мультипликационными и детскими художественными фильмами;
- способствовать формированию высокоэффективной системы социального партнёрства дополнительного образования и семьи по развитию у детей художественного вкуса, интереса к российской детской кинематографии, мультипликации, ориентируемой на всестороннее гармоничное развитие личности.
Формы и средства обучения:
- организация цикла «Сказки и сказочные герои» для знакомства детей с кинематографом;
- проведение целенаправленного психолого-педагогического наблюдения за поведением и эмоциональным состоянием детей во время просмотра фильмов;
- экспресс-анкетирование родителей «Что смотрит мой ребенок?»;
- презентация имеющегося банка детских фильмов;
- знакомство детей с мультгероями, разучивание песен из мультфильмов;
- организация творческих выставок на лучшую афишу любимого мультфильма;
- конкурс семейного рисунка «Я и мой сказочный герой»;
- еженедельная демонстрация детских фильмов «КИНОвоскресенье»;
- киновечер «Любимые детские песни из кинофильмов»;
Планируемые результаты:
- создание высокоэффективной системы социального партнёрства дополнительного образования и семьи по формированию у детей художественного вкуса, развитого интереса к российской детской кинематографии, мультипликации;
- повышение уровня осознанного отношения у родителей воспитанников к выбору и оценке качества, потребляемой современной мультипликационной продукции;
- разрабатывание методики работы с детьми по использованию в воспитательно-образовательном процессе детских художественных и мультипликационных фильмов.
Приложение 9
ЮНЫЕ ПОЭТЫ И ПРОЗАИКИ
Детская поэтика рождается
из чистого незамутненного родника слов и чувств
В наше время наиболее актуальной проблемой является творческая нереализованность обучающихся. Многие родители порой не знают о способностях своих детей. Через создание пусть не идеальных, но собственных стихотворений ребенок самовыражается, ищет и находит свою творческую неповторимость. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Он настроен на познание и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через сочинение собственных стихотворений об окружающем мире помогает ребенку реализовать свои возможности.
Цель: через знакомство с аспектами поэтического мастерства научиться самим создавать стихи, малую прозу, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов, научиться их интерпретации, учиться принципам общения, становясь людьми коммуникабельными, компетентными в области стихосложения, творческими личностями.
Задачи:
- развивать интерес к поэтическому литературному жанру, стихотворения и прозе;
- развивать слуховое внимание;
- побуждать обучающихся к самостоятельному сочинению стихотворений, сказок, миниатюр, афоризмов, притч;
- активизировать в речи обучающихся слова: рифма, смысл;
- воспитывать бережное отношение к книгам;
- воспитывать интерес к поэтическому творчеству.
Формы работы:
- увлекательные тематические занятия;
- обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
- чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
- занятия-концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения, сказки и рассказы;
- практикум;
- тренинги;
- встречи с интересными людьми.
Прогнозируемый результат реализации модуля.
- расширение литературного кругозора учащихся;
- овладение навыками анализа поэтических произведений;
- знакомство с различными аспектами поэтического мастерства;
- расширение лингвистический кругозора;
- развитие творческих способностей, повышение языковой культуры;
- сочинение собственных сказок, рассказов и стихов;
- приобретение знаний о структуре стихотворения, выразительных средствах языка, правилах чтения и анализа стихотворений.
- умение представить свою точку зрения, комментировать стихотворения друг друга, тактично высказывать свои предложения другим участникам;
- анализировать поэтические художественные произведения;
- создавать самостоятельно художественные тексты;
- развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию.
Приложение 10
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Актуальность.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.