Проектная технология на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.9

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.9
docx
12.04.2023
Проектная технология на уроках русского языка и литературы
Музолевская В.В..docx

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 6 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

Проектная технология

на уроках

русского языка и литературы

 

                                 Выполнила Музолевская

                                   Валентина Владимировна

 

 

2023 ГОД

 

Содержание

I.                   Введение

II.                Основная часть

1.     Понятие проектной деятельности, её цели и задачи

2.     Цели и задачи проектной деятельности

3.     Типы проектов

4.     Этапы проектной деятельности

5.     Формы продуктов проектной деятельности

6.     Творческие проекты на уроках русского языка и литературы

III.              Заключение

IV.            Библиографический список

 

 

I.                  Введение

               Одним из важнейших результатов   нового качества образования можно назвать способность учащихся к самостоятельному решению задач в различных сферах жизнедеятельности.  Это отражено в Концепции    модернизации российского образования. Такие показатели, как функциональная грамотность, социальные и когнитивные компетенции, способность к   обобщениям и умение решать практические задачи, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся.

      Современное   общество ставит перед образованием новую задачу -   научить учиться. Вместо запоминания огромного объёма информации необходимо настраивать учащихся на развитие способности получать знания и формирование умения применять их на практике.   Проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения – эти компетенции слабо сформированы у школьников.

Каковы же пути решения?

 Необходимо выработать у учащихся способность творчески мыслить, умение работать в команде, определять приоритеты, планировать конкретные результаты, эффективно использовать знания реальной жизни.

     Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы. И тогда   на помощь учителю приходит метод проектов.  

Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.     Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании стал деятельностный подход.   Реализовать его позволяет проектная деятельность. 

II. Основная часть

1.     Понятие проектной деятельности, ее цели и задачи.

"Проект"- от лат. «projectus», что означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проект создает то, чего ещё нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимо дополняют друг друга социо-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

            Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

2.     Цели и задачи проектной деятельности

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

             

          Задачи проектной деятельности в школе:

1) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели);

2) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь найти и выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

3) Умение анализировать;

4) Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять её);

5) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным   графиком работы).

 

         3.  Типы проектов

Традиционно выделяют три типа проектов:

 1.Научные (исследовательские), преобразующие пространство духовной культуры;

2.Социальные – преобразующие материальный мир и отношения между людьми;

3.Образовательные (учебные), преобразующие сознание отдельного человека.  

Типы учебных проектов:

По  содержанию:

Монопредметный проект: проект по одной учебной  дисциплине.

• Межпредметный проект: проект, объединяющий несколько дисциплин.

По организационной форме:

• Индивидуальный проект: проект выполненный одним обучающимся.

• Парный проект: выполняется двумя обучающимися.

• Групповой проект: проект выполняемый группой обучающихся.

По времени выполнения:

• Мини-проект.

• Кратковременный проект.

• Долговременный.

По характеру контактов:

• Внутренний (региональный).

• Международный.

4.     Этапы проектной деятельности:

 

Этап 1. Подготовительный  (учащиеся выдвигают и обсуждают идеи, приходят к коллективному мышлению,  «Мозговой штурм»)

Этап 2. Планирование

Алгоритм планирования работы над проектом:

Шаг 1. Зачем мы это делаем? (формулируем проблемы и

цели проекта)

Шаг 2. Что нужно сделать (создать) для решения проблемы?

(выбор проектного продукта)

Шаг 3. Кто это будет делать? (назначение ответственных,

формирование групп)

Шаг 4. Все ли у нас есть для решения проблемы? (выявление

имеющихся и недостающих ресурсов)

Шаг 5. Какие шаги нужно предпринять для реализации цели

проекта? (основные этапы работы)

Шаг 6. К какому сроку необходимо закончить работу?

(построение графика проектной работы)

• Этап 3. Реализация проекта(Работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта)

• Этап 4. Презентация (представление) проекта

Различные формы презентации:

• устное сообщение;

• публичная защита проекта;

•театрализованное представление;

• демонстрация видеофильма;

• презентация веб-сайта и др.

Примерный план сообщения

1. Представьтесь, назовите состав группы и роль каждого в ней.

2. Назовите тему проекта.

3. Обоснуйте актуальность выполненной работы.

4. Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа.

5. Расскажите о путях решения проблемы (какие идеи были предложены и на каких остановились, назовите причины возникновения изменений).

6. Расскажите о времени, месте и роли участников проекта

(каков вклад каждого участника).

7. Продемонстрируйте результат работы группы.

Публичная защита проекта

Документация проекта обычно представляется заранее для

предварительного ознакомления.

Процедура защиты включает:

-       презентацию проекта;

-       выступление участников (5-7 минут):

-       название проекта;

-       актуальность и обоснованность темы;

-       краткое содержание (ключевые понятия);

-       методы исследования и выводы;

-       практическая значимость проекта;

-       ответы выступающих на вопросы;

-       подведение итогов по критериям оценивания проектов

          (оценочный лист).

• Этап 5. Осмысление и оценка  проекта

После презентации полезно организовать коллективное

обсуждение результатов проекта.

-       Что было самым трудным в работе над проектом?

-       Какие проблемы возникали в ходе работы и как их решили?

-       Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решенной?

-       Что нуждается в доработке?

-       Чего вы до сих пор не понимаете?

-       В чем вы стали более уверенны?

-       Что было наиболее значительным из того что вы узнали?

5.  Формы продуктов проектной деятельности

(на уроках русского языка и литературы)

-       Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.

-       Выставка, экскурсия.

-       Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья

-       Игра.

-       Праздник, сценарий.

-       Учебное пособие.

-       Серия иллюстраций.

-       Сравнительно-сопоставительный анализ и др.

Виды презентаций проектов

(на уроках русского языка и литературы)

-       Защита на заседании научного общества.

-       Спектакль.

-       Пресс-конференция.

-       Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

-       Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.

-       Научный доклад.

-       Ролевая игра.

-       Реклама.

-       Диалог литературных персонажей

6.       Система оценки проектных работ

 Критерии оценок проекта:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

Критерии оценивания проектов  

 

 Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения»
(максимум 3 балла)

Баллы

Цель не сформулирована

0

Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует

1

Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения

2

Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения

3

Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта»
(максимум 3 балла)

Проблема проекта не сформулирована

0

Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер

1

Проблема проекта четко сформулирована и обоснована

2

Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер

3

Критерий «Глубина раскрытия темы проекта»
(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы

2

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий «Разнообразие источников информации,
целесообразность их использования» (максимум 3 балла)

Использована не соответствующая теме и цели проекта информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий «Соответствие выбранных способов работы
цели и содержанию проекта» (максимум 3 балла)

Заявленные в проекте цели не достигнуты

0

Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта

1

Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными

2

Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы»
(максимум 3 балла)

Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы

0

Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы

1

Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте

2

Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы

3

Критерий «Личная заинтересованность автора,
творческий подход к работе» (максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части»
(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру

2

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий «Качество проведения презентации»
(максимум 3 балла)

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента

2

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

3

Критерий «Качество проектного продукта»
(максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

 

6.       Творческие проекты на уроках русского языка  и литературы

Проектные задания по русскому языку и литературе в 5-9 классах вызывают   интерес учащихся. 

Наиболее доступными для учащихся 5-6 классов являются краткосрочные или мини-проекты, рассчитанные на 1-2 урока.  

При изучении малых жанров фольклора в 5 классе учащиеся могут работать над индивидуальным или групповым мини-проектом «Книжка - малышка».  Работая над подбором   материала для своих книжек, учащиеся учатся различать   фольклорные жанры, запоминают их особенности.  Ребята должны подобрать загадки, пословицы, колыбельные песенки, заклички, пестушки и т.д. Учащиеся учатся работать с книгами, Интернет-ресурсами, собирают материал у родственников, опрашивая   бабушек, дедушек и родителей. Книжки должны быть красочно оформлены, продумана обложка, название, рисунки. Работы должны быть выполнены руками.  Учащиеся проводят презентации проектов, ребята рассказывают о том, как   собирали материал, какие трудности пришлось преодолеть, оценивают пользу данной работы, объясняют, что получилось, а что они бы сделали по-другому, чему они научились, что надо было сделать по-другому.   Вместе выбирают понравившиеся   книжки в номинациях: «Лучшее содержание», «Лучшее оформление» и «Лучшее представление».  

В 6 классе, при изучении календарно-обрядового фольклора, малым группам учащихся можно предложить создать сборник «Календарно-обрядовые песни».   Ребята узнают, что данный вид народного творчества связан    с циклом полевых работ и      годовыми праздниками, такими как Рождество, Масленица, Пасха, Троица. Каждая группа самостоятельно выбирает      вид обрядовых песен: «колядки», «веснянки», «летние песни» «осенние песни».

  Группы работают с разными источниками, знакомятся с традициями, которые связаны с исполнением обрядовых песен, находят материал, обращаются к   старшему поколению, записывают песни, известные их семьям.  Каждая группа обсуждает, каким будет оформление сборника.  Свой сборник каждая группа оформляет сама, соблюдая ранее оговоренные правила. Каждая группа представляет свою работу.  

Еще один пример выполнения группового краткосрочного проекта – создание газет ко Дню Победы. При изучении творчества Л. Ошанина, Б. Окуджавы, М. Исаковского учащимся 8 класса предлагается попробовать себя в роли редактора и создать настоящую газету. Ребята сами  подбирают фото и литературный материалы, обсуждают выбранное, отмечают положительные результаты и то, что хотелось бы сделать по-другому. Самостоятельно делают   вывод, что трудно подобрать материал так, чтобы  не просто передать информацию, но и вызвать определённые эмоции. Целесообразно при работе обращаться к семейной истории.  На предварительной работе необходимо познакомиться с основными правилами выпуска газеты, с периодикой времён ВОВ, а также приёмами, помогающими достичь своих целей.   Происходит распределение ролей между детьми внутри группы: роли редакторов, корректоров, художников-оформителей, ответственного за верстку и т.д. Макеты газет дорабатываются, рецензируются, проверяются, итог – оформление газеты и ее представление.  В процессе такой групповой работы формируются и развивается коммуникативная компетентность: умение общаться с одноклассниками и людьми старшего возраста, осуществлять совместную деятельность. Формируется познавательный интерес, умение находить и использовать   знания о творчестве писателя, литературоведческие знания; развиваются регулятивные УУД: умение выполнять работы в установленные сроки, самоорганизация и самоконтроль, взаимоконтроль, умение находить и исправлять свои ошибки; личностные: ребята учатся оценивать свои возможности, формируется желание участвовать в коллективном процессе, учащиеся приобретают новые знания и умения.

 В процессе изучения темы «Лексика» ребята создают проекты «Слова-паразиты в речи учителей и учащихся», «Англицизмы в русском языке».    Перед Учащимися стоит сложная задача – проанализировать речь одноклассников и учителей. Затем ребята должны составить словарик данных слов и разработать «переводной словарик».   Задача – применить знания по теме «Лексика» при выполнении творческих работ. Полученные словари проверяются с помощью   различных видов словарей, ошибки анализируются и исправляются. Учащиеся красочно оформляют свои работы в виде брошюры.   Ребята предлагают разные варианты оформления. 

Мини-проекты или краткосрочные проекты могут постепенно перерасти в проект долгосрочный, если найдутся заинтересованные ученики.

III.          Заключение 

Сегодня проектная технология прочно заняла свои позиции в образовательном процессе.

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.

 

 

IV.          Библиографический список

1.     Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]. - Ростов-на-Дону, 2000. - 352 с

2.     Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.

3.      Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4.     Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.

5.      Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

6.     Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.

7.     Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.

8.     Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. - М., 2004.

9.      Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.

10.  Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.

 

 

Интернет-ресурсы

1.http://metlit.nm.ru

2.http://festival.1september.ru/articles/651091/

3.http://pedagogie.ru

4.https://infourok.ru

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

Содержание I.

Содержание I.

Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы

Таких результатов невозможно достичь, используя только традиционные педагогические методы и приёмы

Типы проектов Традиционно выделяют три типа проектов: 1

Типы проектов Традиционно выделяют три типа проектов: 1

Шаг 3. Кто это будет делать? (назначение ответственных, формирование групп)

Шаг 3. Кто это будет делать? (назначение ответственных, формирование групп)

Этап 5. Осмысление и оценка проекта

Этап 5. Осмысление и оценка проекта

Критерии оценок проекта: 1) важность темы проекта; 2) глубина исследования проблемы; 3) оригинальность предложенных решений; 4) качество выполнения продукта; 5) убедительность презентации

Критерии оценок проекта: 1) важность темы проекта; 2) глубина исследования проблемы; 3) оригинальность предложенных решений; 4) качество выполнения продукта; 5) убедительность презентации

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 2

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру 2

Работы должны быть выполнены руками

Работы должны быть выполнены руками

ВОВ, а также приёмами, помогающими достичь своих целей

ВОВ, а также приёмами, помогающими достичь своих целей

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать…

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные ключевые компетенции, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать…

Шамова Т.И. Технология проектного обучения

Шамова Т.И. Технология проектного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2023