Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Оценка 5

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физическая культура
Детсад
01.03.2018
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
В статье раскрывается значимость предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Представлен материал из опыта работы по организации развивающей среды в физкультурном зале для решения задач интеграции физического и познавательного развития. Подробно описано авторское многофункциональное пособие "Магнитные клоуны" и использование нестандартного спортивного оборудования. Материал подкреплен фотографиями.
Предметно развивающая среда как средство активизация двигательной активности дошкольников.docx
Предметно­развивающая среда как средство активизации двигательной активности детей  «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,  действует, бегает, кричит,  пусть он находится в постоянном движении». Жан Жак Руссо В Современном мире на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения,   охраны   и   укрепления   физического   и   психического   здоровья   детей,   их   полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно­развивающей среды. ФГОС   ДО   определил   требования   к   условиям   реализации   основной   образовательной программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно – пространственной  среде.  Согласно  ФГОС ДО  развивающая  предметно  – пространственная   среда должна быть содержательно­насыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной.      Развивающая предметно ­ пространственная среда ДОО ­ это совокупность условий, оказывающих прямое   и   косвенное   влияние   на   всестороннее   развитие   ребенка   в   детском   саду,   состояние   его физического   и   психического   здоровья,   успешность   его   дальнейшего   образования;   а   также   на деятельность всех участников образовательного процесса в ДОО. Одной   из   основных   задач   считается   обогащение   среды   такими   элементами,   которые   бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей. Среда   должна   побуждать   детей   и   к   двигательной   активности,   давать   им   возможность выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого. Предметно развивающая среда физкультурного центра, также является одним из основных средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И несет   эффективность   воспитательного   воздействия,   направленного   на   формирование   у   детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная   среда   имеет   характер   открытой,   незамкнутой   системы,   способной   к   изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям. Для   конструирования   предметно­развивающей   среды   физкультурного   центра   используются следующие принципы:  информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования  и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности,  определяющейся   видом   дошкольного   образовательного   учреждения, содержанием   воспитания,   культурными   и   художественными   традициями, климатогеографическими особенностями;  полифункциональности,  предусматривающей   обеспечение   всех   составляющих воспитательно­образовательного   процесса   и   возможность   разнообразного   использования различных составляющих предметно ­ развивающей среды;  педагогической   целесообразности,   позволяющей   предусмотреть   необходимость   и достаточность наполнения предметно­развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения   воспитанников,   индивидуальную   комфортность   и   эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости,   обеспечивающей   возможность   изменений   предметно­развивающей среды,   позволяющих,   по   ситуации,   вынести   на   первый   план   ту   или   иную   функцию организованного пространства  1 Цель развивающей среды:  Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.  Активизация двигательной деятельности. Задачи физкультурного центра:      развитие движений и совершенствование двигательных функций; достижение необходимой для возраста физической подготовленности; предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата; создание   благоприятных   условий   для   активного   отдыха,   радостной   содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях; приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту. Задача воспитателя: Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования. Обогащение   воспитательно­образовательного   процесса   развивающей   предметной   среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.   Развивающая   среда   физкультурного   центра   должна   быть   целесообразна, информирована,   создавать   образ   того   или   иного   процесса,   настраивать     на   эмоциональный   лад, обеспечивать   гармоничное   отношение   между   ребенком   и   окружающим   миром,   предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. В процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращается  внимание на одновременное решение задач разных образовательных областей. Но я остановлюсь на интеграции физического и познавательного развития. На   таких   занятиях   улучшается   мозговое   кровообращение,   активизируются   психические процессы,   обеспечивающие   восприятие,   переработку   и   воспроизведение   информации.   Имеются многочисленные   данные   о   том,   что   под   влиянием   физических   упражнений   увеличивается   объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно­двигательные реакции. На   физкультурных   занятиях   дети   встречаются   и   с   математическими   отношениями: необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции Физическая   культура   перестает   восприниматься   как   узкая   дисциплина.   Разнообразие двигательных   действий   позволяет расширить   кругозор детей,   помогает формировать   целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания. Интеграция помогает объединить   образовательные области, разные виды деятельности, формы и методы  в единое целое и выступает   ведущим   средством   реализации   поисково–исследовательской   деятельности   с дошкольниками. А   сейчас   я   хочу   поделиться   собственным   опытом   в   организации   предметно­развивающей среды физкультурного зала. Я убеждена, что настрой ребенка, его желание заниматься физической культурой во многом зависит   от   оформления   зала.  В   своей   работе   большое   значение   придаю   совершенствованию предметно­развивающей   среды.   Считаю,   что   предметно­развивающая   среда   должна   обеспечивать комфорт   и   эмоциональное   благополучие   детей,   отвечать   требованиям   современного   дизайна, отличаться   многофункциональностью,   динамичностью,   оригинальностью,   нестандартностью   и отсутствием внешних травматических факторов. Поэтому физкультурному залу я придала   яркий, необычный вид, сделав все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской гимнастической стенкой, мячами в корзине и палками в углу. 2 Начала   я   свою   работу   с   разметки   зала.   На   полу   сделала   разметку:   по   периметру   зала проходит   белая   полоса   шириной   8   см.   Она   образует   прямоугольник   и   является   основным ориентиром для ходьбы и бега в колонне. Углы прямоугольника соединяют две диагонали такой же ширины.   Посреди   зала   2   круга.   В   начале   занятия   дети   строятся   для   приветствия:   встают   на геометрические   фигуры,   нарисованные   вдоль   длинной   стороны   прямоугольника.   Размер   фигур позволяет ребенку поставить обе ноги (занять «домик»), а расстояние между фигурами обеспечивает интервал между детьми в 30 см.  Внутри прямоугольника нарисованы окружности трех цветов. Расстояние между рядами кругов (их диаметр 12 см) позволяет детям выполнять упражнения с предметами, не мешая друг другу. Для упражнений каждый ребенок встает на кружок, который опять является к тому же и зрительным ориентиром. (Фото № 1) Стены физкультурного зала окрашены в разные цвета.  С целью закрепления знаний детей о символах и ритуалах Олимпийских игр и пропаганды значимости физической культуры и спорта на оранжевой   стене   нарисованы   Олимпийские   кольца   с   изображением   различных   видов   спорта. Голубой цвет одной из стен успокаивает пульс и снижает ритм дыхания, а нарисованные на стене кольца использую во время гимнастики для глаз, для метания в вертикальную цель. На зеленой стене сделаны   специальные   металлические   перекладины,   удерживающие   фитболы.   А   к   перекладинам прикреплены цветные ленточки с цветами и бабочками, сделанными из фоамирана, их я использую для дыхательной гимнастики и отражения сезонности (осенью – лисья, зимой – снежинки). (Фото № 2­3) В зале имеется, изготовленное мною многофункциональное пособие «Магнитные клоуны». Основу клоунов представляет круг из тонкого железа, обтянутый самоклеящейся цветной пленкой. Остальные детали также сделаны из цветной пленки и фоамирана (здесь все зависит от творчества и фантазии). В моем физкультурном зале есть две двери, параллельные друг другу. Вот на них я и повесила клоунов. (Фото № 4­6) Многофункциональность пособия «Магнитные клоуны»: Дизайнерское оформление зала. Яркие   и   веселые   клоуны   отлично   вписались   в   интерьер   физкультурного   зала.   Они   создают атмосферу радости, эмоционального благополучия. Вместе с детьми можно придумать им имена, и использовать их в качестве персонажей на занятиях и праздниках. Рефлексия Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с самим собой". В комплекте с клоунами должны быть магниты. 1вариант – магниты двух цветов. 2 вариант – на магниты наклеиваются смайлики с веселым и грустным изображением. В конце каждого занятия дети, выходя из зала, оценивают свои собственные действия и вешают или магнитик определенного цвета или магнитик с соответствующим смайликом. Подсчет очков во время соревнований Очень   часто   для   этого   используются   флажки,   мячики,   колечки,   но   мне   захотелось   как­то разнообразить этот процесс. С этим отлично справились Клоуны!   Можно использовать магниты разных   цветов,   а   также   на   магниты   наклеить   картинки   соответствующие   тематике   праздника (снежинки, листья, овощи, фрукты…) Детям очень нравится самим украшать клоуна. И с очередной победой команды штаны клоуна становятся все веселее и наряднее.  Разработанные мною физкультурные пособия и нестандартное оборудование ­ несложные, недорогие, но вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с новыми     Для   более   успешного   функционирования   спортивной   разметки   физкультурного   зала придумала подвижные игры «Найди свой дом», «Насекомые», «Бабочки и цветы» и изготовила к ним атрибуты. Эти игры носят не только подвижный характер, но и закрепляют знание геометрических атрибутами. них     для   3 фигур, цвета, развивают внимание, ориентировку в пространстве. В игре для младшего дошкольного возраста «Найди свой домик» дети надевают на руку браслетик с изображением геометрической фигуры определенного цвета. По команде малыши должны найти и занять домик соответствующий браслету   на   руке.   Для   старших   дошкольников   игра   усложняется.   Дети   надевают   браслеты   с изображением насекомых. Задача играющих: посадить бабочку – на круг, стрекозу – на треугольник, а божью коровку – на квадрат. В игре «Бабочки и цветы» дети должны посадить бабочку на цветок идентичного цвета. При этом бабочки можно использовать для дыхательной гимнастики, так как они крепятся на палочку и очень подвижны.  (Фото №7­8) Узкие дорожки разной длины позволяют формировать умение сравнивать предметы по форме и по размеру: большой мяч катим по длинной дорожке, маленький ­  по короткой. Для подлезания и метания сделала подвесные обручи, которые легко регулируются по высоте. Для прыжков имеются пособие «Гусеница» и «Василек», с их помощью закрепляется порядковый счет. Для  формирования   устойчивого   интереса   к   спорту  и   физической   культуре,   для   развития самостоятельной деятельности изготовила дидактические пособия на группы «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Спортивный инвентарь», «Спортивное лото», «Одень спортсмена».  С целью создания условий для самостоятельной деятельности детей в группах, побуждения воспитателей   к   творческой   деятельности,   обмена   педагогическим   опытом,   а   также   пополнения уголков необходимым нестандартным оборудованием, в детском саду проведен «Смотр – конкурс на лучший спортивный уголок» и оформлен фотоальбом, который, используется как наглядное пособие для молодых педагогов, для демонстрации в «Школе молодого воспитателя». Предметно­развивающая среда способствует полноценному физическому развитию ребенка. У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции.  Различные маски – шапочки, ленточки, косички, цветочки, листочки, дорожки разной длины, флажки,   изготовленные   мною,   использую   во   всех   частях   непосредственно   образовательной деятельности. Уже много лет я в своей практике использую круговую тренировку. Этот способ организации со старшими дошкольниками   один из самых мною любимых благодаря его широким возможностям: ­ широкого выбора упражнений различной направленности; ­ обеспечения высокой моторной плотности занятия;  ­ индивидуализации педагогических воздействий; ­ относительно точного дозирования физической нагрузки; ­ согласования содержания упражнений на «станциях» с программным материалом; ­одновременного   и   самостоятельного   выполнения   упражнений   большим   числом   занимающихся   с использованием максимального количества инвентаря Круговая тренировка предполагает применение достаточного оборудования и инвентаря, что обеспечивает высокую моторную плотность занятия при одновременном участии всех детей группы. Для этого я часто использую нестандартное физкультурное оборудование, которое изготовила сама.  Проведение круговой тренировки требует от меня, как от преподавателя предварительной подготовки,   предусматривающей   разметку   площадки,   подбор   необходимого   оборудования   и инвентаря   и   определение   последовательности   его   размещения.   Для   обеспечения   безопасности   и лучшей организации занятий границы «станций» круговой тренировки целесообразно обозначить с помощью ориентиров. И для этого я использую карточки с цифрами от 1 до 8, что в свою очередь позволяет провести интеграцию с элементарными математическими представлениями (закрепление цифр и порядкового счета). У меня имеется картотека с рисунками – схемами для самостоятельного выполнения основных движений, то есть при переходе на очередную станцию дети сначала изучают графическую информацию и только затем выполняют упражнения. Использование на «станциях» графических рисунков позволяют мне не затрачивать время на дополнительный показ и объяснения всех упражнений, а у детей развивает самостоятельность и активизирует зрительную память. 4 Образование по физической культуре не в коей мере не ограничивается только лишь процессами формирования двигательных умений и навыков. Есть еще другая, не менее важная часть образовательного   процесса   –   умение   использовать   полученные   знания,   умения   и   навыки   в   ходе других видов деятельности, в повседневной жизни. Предметно­развивающая среда способствует полноценному физическому развитию ребенка. У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и мускулатура, активизируются зрительные функции.  Подвести   итог   хочется   словами   словами   В.Сухомлинского:   «Я   не   боюсь   еще   и   еще   раз повторить: забота о здоровье ­ это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».        5 Фото  № 1.                                                                   Фото  № 2 Фото № 3.                                                              Фото № 4.                                   Фото № 5. Фото  № 6.                                                                   Фото № 7. Фото № 8. 6 7

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников

Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018