Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физическая культура
Детсад
01.03.2018
В статье раскрывается значимость предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении. Представлен материал из опыта работы по организации развивающей среды в физкультурном зале для решения задач интеграции физического и познавательного развития. Подробно описано авторское многофункциональное пособие "Магнитные клоуны" и использование нестандартного спортивного оборудования. Материал подкреплен фотографиями.
Предметно развивающая среда как средство активизация двигательной активности дошкольников.docx
Предметноразвивающая среда как средство активизации двигательной активности детей
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,
действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
В Современном мире на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и
обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного
развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметноразвивающей среды.
ФГОС ДО определил требования к условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования, которые включают требования к развивающей предметно –
пространственной среде. Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда
должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, вариативной и безопасной.
Развивающая предметно пространственная среда ДОО это совокупность условий, оказывающих
прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его
физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования; а также на
деятельность всех участников образовательного процесса в ДОО.
Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы
стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.
Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность
выполнять разнообразные движения, испытывая радость от этого.
Предметно развивающая среда физкультурного центра, также является одним из основных
средств формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. И
несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей
активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что
предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению,
корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При
любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,
приспосабливая к новообразованиям.
Для конструирования предметноразвивающей среды физкультурного центра используются
следующие принципы:
информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования
и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения,
содержанием воспитания,
культурными и художественными традициями,
климатогеографическими особенностями;
полифункциональности,
предусматривающей обеспечение всех составляющих
воспитательнообразовательного процесса и возможность разнообразного использования
различных составляющих предметно развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и
достаточность наполнения предметноразвивающей среды, а также обеспечить возможность
самовыражения воспитанников,
индивидуальную комфортность и эмоциональное
благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающей возможность изменений предметноразвивающей
среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию
организованного пространства
1 Цель развивающей среды:
Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
Активизация двигательной деятельности.
Задачи физкультурного центра:
развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной
деятельности в коллективных играх и развлечениях;
приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Задача воспитателя:
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и
правильному использованию физкультурного оборудования.
Обогащение воспитательнообразовательного процесса развивающей предметной среды
находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их
деятельности. Развивающая среда физкультурного центра должна быть целесообразна,
информирована, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад,
обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставлять
ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию обращается внимание на
одновременное решение задач разных образовательных областей. Но я остановлюсь на интеграции
физического и познавательного развития.
На таких занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические
процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются
многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём
памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных
задач, убыстряются зрительнодвигательные реакции.
На физкультурных занятиях дети встречаются и с математическими отношениями:
необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая.
Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но
и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать
выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции
Физическая культура перестает восприниматься как узкая дисциплина. Разнообразие
двигательных действий позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную
картину мира, что по большому счету и является главной целью познания. Интеграция помогает
объединить образовательные области, разные виды деятельности, формы и методы в единое целое и
выступает ведущим средством реализации поисково–исследовательской деятельности с
дошкольниками.
А сейчас я хочу поделиться собственным опытом в организации предметноразвивающей
среды физкультурного зала.
Я убеждена, что настрой ребенка, его желание заниматься физической культурой во многом
зависит от оформления зала. В своей работе большое значение придаю совершенствованию
предметноразвивающей среды. Считаю, что предметноразвивающая среда должна обеспечивать
комфорт и эмоциональное благополучие детей, отвечать требованиям современного дизайна,
отличаться многофункциональностью, динамичностью, оригинальностью, нестандартностью и
отсутствием внешних травматических факторов. Поэтому физкультурному залу я придала яркий,
необычный вид, сделав все возможное, чтобы он не напоминал казенное помещение со шведской
гимнастической стенкой, мячами в корзине и палками в углу.
2 Начала я свою работу с разметки зала. На полу сделала разметку: по периметру зала
проходит белая полоса шириной 8 см. Она образует прямоугольник и является основным
ориентиром для ходьбы и бега в колонне. Углы прямоугольника соединяют две диагонали такой же
ширины. Посреди зала 2 круга. В начале занятия дети строятся для приветствия: встают на
геометрические фигуры, нарисованные вдоль длинной стороны прямоугольника. Размер фигур
позволяет ребенку поставить обе ноги (занять «домик»), а расстояние между фигурами обеспечивает
интервал между детьми в 30 см.
Внутри прямоугольника нарисованы окружности трех цветов. Расстояние между рядами кругов (их
диаметр 12 см) позволяет детям выполнять упражнения с предметами, не мешая друг другу. Для
упражнений каждый ребенок встает на кружок, который опять является к тому же и зрительным
ориентиром. (Фото № 1)
Стены физкультурного зала окрашены в разные цвета. С целью закрепления знаний детей о
символах и ритуалах Олимпийских игр и пропаганды значимости физической культуры и спорта на
оранжевой стене нарисованы Олимпийские кольца с изображением различных видов спорта.
Голубой цвет одной из стен успокаивает пульс и снижает ритм дыхания, а нарисованные на стене
кольца использую во время гимнастики для глаз, для метания в вертикальную цель. На зеленой стене
сделаны специальные металлические перекладины, удерживающие фитболы. А к перекладинам
прикреплены цветные ленточки с цветами и бабочками, сделанными из фоамирана, их я использую
для дыхательной гимнастики и отражения сезонности (осенью – лисья, зимой – снежинки). (Фото №
23)
В зале имеется, изготовленное мною многофункциональное пособие «Магнитные клоуны».
Основу клоунов представляет круг из тонкого железа, обтянутый самоклеящейся цветной пленкой.
Остальные детали также сделаны из цветной пленки и фоамирана (здесь все зависит от творчества и
фантазии). В моем физкультурном зале есть две двери, параллельные друг другу. Вот на них я и
повесила клоунов. (Фото № 46)
Многофункциональность пособия «Магнитные клоуны»:
Дизайнерское оформление зала.
Яркие и веселые клоуны отлично вписались в интерьер физкультурного зала. Они создают
атмосферу радости, эмоционального благополучия. Вместе с детьми можно придумать им имена, и
использовать их в качестве персонажей на занятиях и праздниках.
Рефлексия
Рефлексия — это особый навык, направленный на самосознание, умение отслеживать свои эмоции,
свои поступки, умение анализировать их и оценивать. В упрощенном понимании — это "разговор с
самим собой".
В комплекте с клоунами должны быть магниты. 1вариант – магниты двух цветов. 2 вариант –
на магниты наклеиваются смайлики с веселым и грустным изображением.
В конце каждого занятия дети, выходя из зала, оценивают свои собственные действия и вешают или
магнитик определенного цвета или магнитик с соответствующим смайликом.
Подсчет очков во время соревнований
Очень часто для этого используются флажки, мячики, колечки, но мне захотелось както
разнообразить этот процесс. С этим отлично справились Клоуны! Можно использовать магниты
разных цветов, а также на магниты наклеить картинки соответствующие тематике праздника
(снежинки, листья, овощи, фрукты…) Детям очень нравится самим украшать клоуна. И с очередной
победой команды штаны клоуна становятся все веселее и наряднее.
Разработанные мною физкультурные пособия и нестандартное оборудование несложные, недорогие,
но вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть с
новыми
Для более успешного функционирования спортивной разметки физкультурного зала
придумала подвижные игры «Найди свой дом», «Насекомые», «Бабочки и цветы» и изготовила к ним
атрибуты. Эти игры носят не только подвижный характер, но и закрепляют знание геометрических
атрибутами.
них
для
3 фигур, цвета, развивают внимание, ориентировку в пространстве. В игре для младшего дошкольного
возраста «Найди свой домик» дети надевают на руку браслетик с изображением геометрической
фигуры определенного цвета. По команде малыши должны найти и занять домик соответствующий
браслету на руке. Для старших дошкольников игра усложняется. Дети надевают браслеты с
изображением насекомых. Задача играющих: посадить бабочку – на круг, стрекозу – на треугольник,
а божью коровку – на квадрат. В игре «Бабочки и цветы» дети должны посадить бабочку на цветок
идентичного цвета. При этом бабочки можно использовать для дыхательной гимнастики, так как они
крепятся на палочку и очень подвижны. (Фото №78)
Узкие дорожки разной длины позволяют формировать умение сравнивать предметы по форме
и по размеру: большой мяч катим по длинной дорожке, маленький по короткой.
Для подлезания и метания сделала подвесные обручи, которые легко регулируются по высоте.
Для прыжков имеются пособие «Гусеница» и «Василек», с их помощью закрепляется порядковый
счет.
Для формирования устойчивого интереса к спорту и физической культуре, для развития
самостоятельной деятельности изготовила дидактические пособия на группы «Зимние виды спорта»,
«Летние виды спорта», «Спортивный инвентарь», «Спортивное лото», «Одень спортсмена».
С целью создания условий для самостоятельной деятельности детей в группах, побуждения
воспитателей к творческой деятельности, обмена педагогическим опытом, а также пополнения
уголков необходимым нестандартным оборудованием, в детском саду проведен «Смотр – конкурс на
лучший спортивный уголок» и оформлен фотоальбом, который, используется как наглядное пособие
для молодых педагогов, для демонстрации в «Школе молодого воспитателя».
Предметноразвивающая среда способствует полноценному физическому развитию ребенка.
У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и
мускулатура, активизируются зрительные функции.
Различные маски – шапочки, ленточки, косички, цветочки, листочки, дорожки разной длины,
флажки, изготовленные мною, использую во всех частях непосредственно образовательной
деятельности.
Уже много лет я в своей практике использую круговую тренировку. Этот способ организации
со старшими дошкольниками один из самых мною любимых благодаря его широким возможностям:
широкого выбора упражнений различной направленности;
обеспечения высокой моторной плотности занятия;
индивидуализации педагогических воздействий;
относительно точного дозирования физической нагрузки;
согласования содержания упражнений на «станциях» с программным материалом;
одновременного и самостоятельного выполнения упражнений большим числом занимающихся с
использованием максимального количества инвентаря
Круговая тренировка предполагает применение достаточного оборудования и инвентаря, что
обеспечивает высокую моторную плотность занятия при одновременном участии всех детей группы.
Для этого я часто использую нестандартное физкультурное оборудование, которое изготовила сама.
Проведение круговой тренировки требует от меня, как от преподавателя предварительной
подготовки, предусматривающей разметку площадки, подбор необходимого оборудования и
инвентаря и определение последовательности его размещения. Для обеспечения безопасности и
лучшей организации занятий границы «станций» круговой тренировки целесообразно обозначить с
помощью ориентиров. И для этого я использую карточки с цифрами от 1 до 8, что в свою очередь
позволяет провести интеграцию с элементарными математическими представлениями (закрепление
цифр и порядкового счета). У меня имеется картотека с рисунками – схемами для самостоятельного
выполнения основных движений, то есть при переходе на очередную станцию дети сначала изучают
графическую информацию и только затем выполняют упражнения. Использование на «станциях»
графических рисунков позволяют мне не затрачивать время на дополнительный показ и объяснения
всех упражнений, а у детей развивает самостоятельность и активизирует зрительную память.
4 Образование по физической культуре не в коей мере не ограничивается только лишь
процессами формирования двигательных умений и навыков. Есть еще другая, не менее важная часть
образовательного процесса – умение использовать полученные знания, умения и навыки в ходе
других видов деятельности, в повседневной жизни.
Предметноразвивающая среда способствует полноценному физическому развитию ребенка.
У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, мелкая моторика и
мускулатура, активизируются зрительные функции.
Подвести итог хочется словами словами В.Сухомлинского: «Я не боюсь еще и еще раз
повторить: забота о здоровье это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы».
5 Фото № 1. Фото № 2
Фото № 3. Фото № 4. Фото № 5.
Фото № 6. Фото № 7.
Фото № 8.
6 7
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Предметно-развивающая среда как средство активизации двигательной активности дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.