Преднамеренное творчество связано с определенным фокусом или творческой задачей и, таким образом, с систематическим и сознательным усилием, направленным на создание новой идеи и новой концепции. В данном случае творчество используется как целенаправленный способ получения новых идей. Можно выделить три аспекта преднамеренного творчества:
1. Определение фокусирования или творческой задачи.
ПРЕДНАМЕРЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
Преднамеренное творчество связано с определенным фокусом или
творческой задачей и, таким образом, с систематическим и сознательным
усилием, направленным на создание новой идеи и новой концепции. В данном
случае творчество используется как целенаправленный способ получения
новых идей. Можно выделить три аспекта преднамеренного творчества:
1. Определение фокусирования или творческой задачи.
2. Создание структуры для целенаправленного применения
систематических методов нестандартного мышления.
3. Оценка и реализация итогов нестандартного мышления.
Определение фокусирования
Проблемы возникают и проявляются сами собой — их не нужно искать;
поэтому область проблемы представляет собой четкое творческое
фокусирование. Фокусирование может «проявиться» также в случае явной
творческой необходимости. Помимо этого существуют более формальные
способы установления творческих задач, такие как программа FAT/CAT™ или
«Список творческих целей».
Структура для творческого мышления
Как только творческое фокусирование определено, оно может стать
объектом целенаправленного творческого мышления. Это может быть
сделано как в одиночку, так и в группе, а также комбинированным способом,
описанным ранее. Мыслительная работа может быть организована как в
сложившихся структурах, таких как советы по качеству или проблемно-
ориентированные группы, так и в специально созданных для этого творческих
командах (например, программа FAT/ CAT™).
Часто целенаправленный творческий поиск начинает не специально
созданная для этого группа, а сложившийся коллектив, который столкнулся с
проблемой или осознал ее в процессе обычной работы. В этом случае для
решения задач можно организовать систему регулярных творческих сессий,
на которых рассматриваются текущие объекты фокусирования.
Структуры для применения творческого мышления будут рассмотрены в
одной из следующих глав.
Окончательная оценка и реализация
Группа, создавшая новую идею, может и в дальнейшем работать над ее
оценкой и реализацией. В таких случаях процесс продолжается. Если
реализацией идеи занимаются другие люди, нужно уделить достаточное
внимание процессу «передачи» идеи из рук в руки. Это нужно сделать какможно раньше, чтобы те, кто будет работать над идеей в дальнейшем,
чувствовали себя ее соавторами.
Творческие идеи — такой же важный элемент бизнеса и производства, как
сырье, технология, патенты, дизайн или энергия. Они существуют и обладают
конкретной ценностью, несмотря на то что это всего лишь продукт нашего
разума. В конечном счете весь прогресс основан на новых идеях. Даже в том
случае, если мы не собираемся использовать идею в дальнейшем, ее нужно
трактовать формально, как любой другой продукт. Смысл разжигания
пламени заключается в огне, который дарит свет и тепло. Идеи, напротив,
имеют ценность, независимо от того, используются они или нет.
Преднамеренное творчество должно быть определенным и
целенаправленным. Это касается всех без исключения формальных шагов и
стадий создания идеи: определения творческой задачи; структур для
применения нестандартного мышления; творческого итога; окончательной
оценки и реализации (если идея применима на практике).
Преднамеренное творчество — серьезное занятие, требующее серьезного
отношения. Оно связано с волей и мотивацией. Надежда на творческое
вдохновение не имеет к нему отношения.
В крупных организациях существуют специализированные группы, работа
которых в значительной степени связана с повседневным творчеством
(группы дизайна, маркетинга, разработки новых продуктов, создания
корпоративной стратегии и др.). В таких видах деятельности потребность в
преднамеренном творчестве ничуть не меньше, но люди, по роду занятий
связанные с творчеством, часто без энтузиазма относятся к предложению
совершить целенаправленное усилие в области выбранного фокусирования.
Им кажется, что, поскольку они и так весь день занимаются «творчеством»,
незачем прилагать для этого специальные методы. Это ошибочный взгляд.
Даже самый творческий от природы человек может извлечь большую пользу
из целенаправленной природы преднамеренного творчества.