Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Главная цель педагогической инноватики – научно обосновать и обеспечить непрерывное изменение образования в интересах его приближения к реализуемой сущности образовывающегося человека – носителя и реализатора культурологической связи времен.
Изменения в образовании, а не само образование являются предметом исследования в педагогической инноватике.
Сущность педагогической инноватики
Начало XX в. – 1911г. – экономист И. Шумпетер – первое наиболее полное описание инновационных процессов, анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем.
1930-е гг. – И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот термин инновация - воплощение научного открытия в новой технологии или продукте.
1960 – 1970-е гг. – интенсивно разворачиваются исследования нововведений, осуществляемых фирмами в целях завоевания рынков сбыта.
1970-е гг. – инноватика – наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Появилось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира.
В России становление инноватики как науки происходит сначала в рамках построения оснований научно-технического прогресса.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь с 1980-х гг.
Основные этапы
В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, В.Я. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой и др.
Педагогическая инноватика – это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.
Основные этапы
Кризис образования
Расхождения между такими понятиями как:
- потребности развивающейся общественной практики и уровень реальной подготовленности выпускников высшей школы;
- новые постановки целей высших учебных заведений и сложившаяся организационная структура и формы управления;
- интересы и возможности субъектов образовательного процесса.
Период перестройки в России
Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности.
Причины развития
различия в потребностях учеников, их родителей, школы;
существование в одной школе сторонников различных педагогических концепций и подходов;
несоответствие концепций образовательных учреждений требованиям окружающего социума, образовательным стандартам;
проблема совмещения инновационных учебных программ с традиционными;
отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;
адаптация новшеств к имеющимся условиям;
отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагога-новатора, а также руководителя инновационного образовательного учреждения и др.
Проблемы, порождаемые нововведениями:
Объект и предмет педагогической инноватики
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.
Предмет педагогической инноватики – совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности.
Методологические основания педагогической инноватики
Методология педагогической инноватики – система знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств,
Задача методологии педагогической инноватики: дать целостное теоретическое представление педагогической инноватике, ее составу, структуре, функциям.
Для этого нужно выявить основные тенденции, противоречия, принципы, законы развития инновационных процессов, обосновать методологические подходы к их изучению в рамках педагогической инноватики.
В основе любой научной теории лежат выявленные закономерности и законы.
Н.Р. Юсуфбекова сформулировала следующие законы педагогической инноватики.
1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впоследствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.
2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.
3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.
4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.