МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Институт образования
Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики
ДОКЛАД
«Предпосылки возникновения инноватики в образовании»
Выполнила: Горбунова Э.З., магистрант Института образования КемГУ, 44.04.01, ПОППм-211 Проверил: Дочкин С.А., профессор, доктор педагогических наук, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КЕМГУ. |
КЕМЕРОВО 2022
Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие.
Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале ХХ в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911).
В 1930-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытии в новой технологии или продукте. С этого времени термин «инновация» и сопряженные с ним термины («инновационный процесс», «инновационный потенциал») приобрели статус общенаучных категорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук.
Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и прежде всего нововведения в организациях и на предприятиях.
В 1960-1970-е гг. интенсивно разворачиваются исследования нововведений, осуществляемых фирмами в целях завоевания рынков сбыта. За рубежом превращение достижений науки и технологии в рыночный продукт рассматривается как большой бизнес (до 1 трлн. долларов в год). Но есть и другая причина. Без новой конкурентоспособной продукции не может работать производитель, если не хочет отстать и потерять свой сегмент рынка.
Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Появилось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира.
В России становление инноватики как науки происходит сначала в рамках построения оснований научно-технического прогресса. По мнению исследователя инноваций А.И. Пригожина, «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инноватики состоялась у нас с запозданием». Инновации присущи любому образованию и являются одной из его закономерностей, это характерная черта мировой педагогики. С данной точки зрения, в России инновационная педагогическая деятельность осуществлялась не только в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходила регламентированно, главным образом на базе экспериментальных школ.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы.
В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах таких отечественных педагогов и психологов как В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, Сластенин, В.И. Слободчиков.
К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития школы, практику образования. Сегодня педагогическая инноватика – это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.
Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики – кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие противоречия:
- между потребностями развивающейся общественной практики и уровнем реальной подготовленности выпускников высшей школы,
- новыми постановками целей высших учебных заведений и сложившейся организационной структурой и формами управления;
- интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.
В 1979 г. ученые – члены «Римского клуба» назвали сложившуюся систему образования «поддерживающей», т.е. имеющей в своей основе фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, типичными, повторяющимися ситуациями.
Альтернатива «поддерживающему» – «инновационное» обучение, которое готовит обучаемых к ответственности за будущее и формирует у них веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. Группа ученых во главе с Дж. Боткиным в докладе «Римскому клубу» охарактеризовала инновационное обучение как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тогда как инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях».
Другая причина – отечественного плана, связана с периодом перестройки в России. Получив в начале 1990-х гг. возможность саморазвития, многие школы пытались осуществить инновационную деятельность, и оказалось, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности. В результате стала развиваться педагогическая инноватика.
Оказалось, что педагогические новшества, какими бы привлекательными они ни были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициативные инновационные группы или школы неизбежно сталкивались с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены были искать пути их решения.
Проблемы, решение которых находится в области педагогической инноватики:
- различия в потребностях учеников, их родителей, школы;
- существование в одной школе сторонников различных педагогических концепций и подходов;
- несоответствие концепций образовательных учреждений требованиям окружающего социума, образовательным стандартам;
- проблема совмещения инновационных учебных программ с традиционными;
- отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;
- адаптация новшеств к имеющимся условиям;
- отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагога-новатора, а также руководителя инновационного образовательного учреждения;
- проблемы взаимодействия новшеств с административными органами, государственными системами мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.