Предпосылки возникновения инноватики в образовании
Оценка 4.6

Предпосылки возникновения инноватики в образовании

Оценка 4.6
docx
09.11.2022
Предпосылки возникновения инноватики в образовании
Предпосылки возникновения инноватики в образовании.docx

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение      высшего образования

«Кемеровский государственный университет»

Институт образования

 Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 «Предпосылки возникновения инноватики в образовании»

 

 

 

Выполнила:

Горбунова Э.З.,

магистрант Института образования

КемГУ, 44.04.01, ПОППм-211      

Проверил: Дочкин С.А., профессор,

доктор педагогических наук,

профессор межвузовской

кафедры общей и вузовской

педагогики КЕМГУ.                       

 

                                                  

 

                                                         КЕМЕРОВО   2022

Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие.

Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале ХХ в. экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем (1911).

В 1930-е гг., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытии в новой технологии или продукте. С этого времени термин «инновация» и сопряженные с ним термины («инновационный процесс», «инновационный потенциал») приобрели статус общенаучных категорий и обогатили понятийно-терминологические системы многих наук.

Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, и прежде всего нововведения в организациях и на предприятиях.

В 1960-1970-е гг. интенсивно разворачиваются исследования нововведений, осуществляемых фирмами в целях завоевания рынков сбыта. За рубежом превращение достижений науки и технологии в рыночный продукт рассматривается как большой бизнес (до 1 трлн. долларов в год). Но есть и другая причина. Без новой конкурентоспособной продукции не может работать производитель, если не хочет отстать и потерять свой сегмент рынка.

Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 1970-м гг. наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью. Появилось понятие «инновационное общество», определяющее вектор развития современного постиндустриального мира.

В России становление инноватики как науки происходит сначала в рамках построения оснований научно-технического прогресса. По мнению исследователя инноваций А.И. Пригожина, «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось у нас с исследований социальных последствий автоматизации производства. Специализация в области инноватики состоялась у нас с запозданием». Инновации присущи любому образованию и являются одной из его закономерностей, это характерная черта мировой педагогики. С данной точки зрения, в России инновационная педагогическая деятельность осуществлялась не только в последние 20 лет, но еще в советское время, хотя и происходила регламентированно, главным образом на базе экспериментальных школ.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы.

В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах таких отечественных педагогов и психологов как В.И. Загвязинский, В.С. Лазарев, Сластенин, В.И. Слободчиков.

К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания, изучающая новые технологии, процессы развития школы, практику образования. Сегодня педагогическая инноватика – это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в сфере образования: создания педагогических новшеств; их внедрения и освоения; применения и распространения.

Одна из причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики – кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие противоречия:

- между потребностями развивающейся общественной практики и уровнем реальной подготовленности выпускников высшей школы,

- новыми постановками целей высших учебных заведений и сложившейся организационной структурой и формами управления;

- интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.

В 1979 г. ученые – члены «Римского клуба» назвали сложившуюся систему образования «поддерживающей», т.е. имеющей в своей основе фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, типичными, повторяющимися ситуациями.

Альтернатива «поддерживающему» – «инновационное» обучение, которое готовит обучаемых к ответственности за будущее и формирует у них веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее. Группа ученых во главе с Дж. Боткиным в докладе «Римскому клубу» охарактеризовала инновационное обучение как особый тип овладения знанием, альтернативный по отношению к традиционному, «нормативному» обучению. Нормативное обучение «направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях», тогда как инновационное обучение «подразумевает развитие способностей к совместным действиям в новых, возможно беспрецедентных, ситуациях».

Другая причина – отечественного плана, связана с периодом перестройки в России. Получив в начале 1990-х гг. возможность саморазвития, многие школы пытались осуществить инновационную деятельность, и оказалось, что для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности. В результате стала развиваться педагогическая инноватика.

Оказалось, что педагогические новшества, какими бы привлекательными они ни были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициативные инновационные группы или школы неизбежно сталкивались с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены были искать пути их решения.

Проблемы, решение которых находится в области педагогической инноватики:

- различия в потребностях учеников, их родителей, школы;

- существование в одной школе сторонников различных педагогических концепций и подходов;

- несоответствие концепций образовательных учреждений требованиям окружающего социума, образовательным стандартам;

- проблема совмещения инновационных учебных программ с традиционными;

- отсутствие учебно-методического обеспечения для работы по новым концепциям;

- адаптация новшеств к имеющимся условиям;

- отсутствие профессиональной подготовки нового типа педагога-новатора, а также руководителя инновационного образовательного учреждения;

- проблемы взаимодействия новшеств с административными органами, государственными системами мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов.


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие

Понятие «инноватика» появилось более 100 лет назад в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, когда феномен из одного культурного ареала проникал в другие

В России становление инноватики как науки происходит сначала в рамках построения оснований научно-технического прогресса

В России становление инноватики как науки происходит сначала в рамках построения оснований научно-технического прогресса

В 1979 г. ученые – члены «Римского клуба» назвали сложившуюся систему образования «поддерживающей», т

В 1979 г. ученые – члены «Римского клуба» назвали сложившуюся систему образования «поддерживающей», т

Проблемы, решение которых находится в области педагогической инноватики: - различия в потребностях учеников, их родителей, школы; - существование в одной школе сторонников различных педагогических концепций…

Проблемы, решение которых находится в области педагогической инноватики: - различия в потребностях учеников, их родителей, школы; - существование в одной школе сторонников различных педагогических концепций…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2022