Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений
Оценка 5

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Оценка 5
Лекции
docx
труд
Взрослым
24.10.2018
Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений
Курс «Основы исследовательских работ в профессиональном обучении» призван дать знания по организации собственного бизнеса, успешно осуществить функции, связанные с ведением собственного дела, специфику предпринимательской деятельности . Задачи курса состоят в том чтобы: - сформировать у студентов понимание того, что предпринимательская деятельность обладает собственными внутренними импульсами; - дать, возможно, более полное представление о предпринимательском деле – от начального инвестиционного замысла до получения дохода; - способствовать познанию секретов цивилизованного предпринимательского искусства; - оказать методологическую помощь при выборе нормативно- законодательной базы, с помощью которой регулируются деловые отношения. В результате изучения курса студенты должны знать: - систему обеспечения и воспроизводства прямых связей субъектов деловых отношений; - основные формы предприятий и предпринимательской деятельности; - основные направления и способы приложения предпринимательской инициативы; - принципы организации производства и сбыта продукции; - финансы предприятия; - принципы функционирования рынка ценных бумаг; - принципы управления трудовым коллективом; - основы планирования и организации оперативного экономического анализа. По окончании изучения курса студенты должны уметь: -охарактеризовать предпринимательство как особую форму экономической активности; -дать технико-экономическое обоснование создания нового предприятия; -пользоваться информацией об основных экономических показателях предпринимательской деятельности фирм; -применять на практике принципы внутрифирменного планирования предпринимательской деятельности; - анализировать результаты деятельности предприятия и факторы определяющие их.Показатели прибыли выражают абсолютный эффект деятельности фирмы. Для характеристики эффективности применяемых ресурсов и текущих затрат применяются показатели рентабельности. Рентабельность характеризует результативность деятельности фирмы. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет фирма с каждого рубля средств, вложенных в активы. Показатели рентабельности связаны со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств. Виды показателей рентабельности: общая (балансовая) рентабельность, рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность суммарного капитала, рентабельность текущих активов, рентабельность реализованной продукции, рентабельность акционерного капитала. При оценке положения фирмы с использованием полученных ею кредитов используют следующие показатели: 1) отношение суммы долгосрочных долговых обязательств ко всей стоимости основного капитала; 2) соотношение заемных и собственных средств; 3) показатель покрытия процента; 4) показатель изменчивости прибыли. Факторы определяющие уровень рентабельности: рост прибыли, стоимость и уровень использования основного капитала, уровень использования оборотных средств. объем реализации, налоговая политика.
789878787788888.docx
Лекция 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности 1. История развития предпринимательства. 2. Предпринимательство: сущность, цели, содержание. 3. Типология  предпринимательства. Основные   понятия   и   положения: предпринимательская деятельность, типология предпринимательства   инновационность,   предпринимательство, 1. История развития предпринимательства Возникновение   предпринимательства.   Исторические   этапы   его   развития.   «Три волны» предпринимательства. Краткая характеристика теорий о предпринимательстве в XVIII­XIX  вв.   (Р.   Катильон,   А.   Смит,   Ж.   Бодо)   Основные   выводы   из   классической экономической теории о предпринимательстве. Развитие учения о предпринимательстве в XX  веке.   Особенности   становления   и   развития   предпринимательства   в   Кольском Заполярье. 2. Предпринимательство: сущность, цели, содержание.   Государственное     основные   деятельности.   формы   предпринимательства. Цели,   задачи   и   содержание   предпринимательской   деятельности.   Понятийный аппарат   предпринимательства.   Предпринимательство   в   структуре   общественных   Принципы взаимосвязей.   Две предпринимательской регулирование предпринимательской деятельности. Формы экономической  активности. Инновационный элемент   предпринимательства.   Основные   субъекты   предпринимательской   активности: предприниматель,   партнер,   потребитель,   наемный   работник,   государство.   Объекты предпринимательской активности  ­ товар,  продукт, услуга. Перспективы развития малого бизнеса   в   РФ.   Зарождение предпринимательской идеи. Оценка идеи и  возможности  ее реализации.  Информация  о рынке   и   ее   роль   в   проведении   необходимых   предпринимательских   расчетов.   Понятие предпринимательского   решения.   Четыре   фактора предпринимательской   активности:   идея,   технология,   средства   производства   и   капитал. Роль предпринимателя в процессе предпринимательской активности. Выбор эффективной формы   комбинирования   факторов   производства.  Изокванты   комбинирования   затрат капитала и трудовых затрат.   Логика   предпринимательской   деятельности.   Этика   предпринимательства. 3. Типология предпринимательства. 1. Характеристика   двух   основных   типов   профессиональной   предпри­ нимательской   деятельности.  Направления   деятельности   предпринимателя. Государственное   предпринимательство.   Частное   предпринимательство.   Отличительные признаки   и   основные   принципы   частного   предпринимательства:   инициативность, ответственность,   инновационный   подход,   стремление   к   максимизации   прибыли. Производственная   деятельность   в   предпринимательстве.   Цели,   задачи  посреднической предпринимательской деятельности. 2. Формы   производственной   предпринимательской   деятельности.    Основные субъекты  рыночных   отношений.  Два  способа  сочетания  интересов предпринимателя и потребителя.   Два   характера   производственной   деятельности:   традиционный   и инновационный. Основной и вспомогательный характер предпринимательской активности. 3.   Посредническая   предпринимательская  деятельность.  Предпринимательская активность   в   сфере   посредничества.   Этапы   периодизации   производства   и   продвижения товара   к   потребителю.   Каналы   распределения:   прямые,   косвенные.   Схема   контактных связей   "производители   ­   потребители"   без   включения   посредников.   Схема   контактных связей   "производители   ­   потребители"   с   включением   посредника.   Схема   отношений производителя   и   потребителя   с   участием   агента.   Типы   агентов   и   их   характеристика. Порядок   заключения   агентского  соглашения.   Комиссионные   операции.     Комиссионный договор   и   его  участники.   Операции   консигнации   Схема   отношений   производителя   и потребителя с участием консигнатора.  Консигнационное соглашение и сто характеристика. Дистрибьютор, торговый маклер, коммивояжер. Их функции.  4. Аукционная форма торговли.  Схема отношений при аукционной сделке. Виды аукционной продажи товаров. Перечень товаров, выставляемых на аукционные торги. Участ­ ники   аукционной   торговли.   Порядок   проведения   аукционных   торгов.   Международные аукционы. Организаторы аукционной торговли. 5.  Биржевое   посредничество.  Биржа   ­   особый   вид   посреднической   История   возникновения   биржевой   торговли. предпринимательской   деятельности.   Классификация  бирж. Функции бирж. Виды сделок, заключаемых на биржах. Порядок проведения биржевых торгов. Схема отношений при биржевой сделке. Схема образования единого курса ценных бумаг на бирже. Схема фьючерсной сделки на бирже. 6. Предпринимательство в финансовой сфере. Банки, инвестиционные компании и фонды. Электронные системы международных банковских расчетов: "Еврокэш", "Сифт", "Спринт".   Безналичные   расчеты   с   помощью   магнитных   карточек   ("Виза",   "Америкэн Экспресс",   "Мастер   Кард"   и   отечественных   "Орт­кард",   "Юнион   Кард"   и   др.). Характеристика   инвестиционных   компаний   и   фондов   и   их   классификация. Инвестиционные банки и аудиторские формы. 7. Особенности предпринимательской деятельности на базе образовательных учреждений.  Закон РФ «Об образовании». Виды предпринимательской  деятельности в сфере образовательных услуг. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Проблемы для обсуждения: 1. Какие   можно   сделать   основные   выводы   из   теорий   классической   экономической мысли, имеющие практическое значение для российских предпринимателей? 2. 3. 4. Сформулируйте развернутое определение предпринимательства. Какова сущность учения о предпринимательстве Р. Катильона, Ж.Б. Сэя, А. Смита, Й. Шумпетера? Почему инновации – ведущий инструмент предпринимательства? Вопросы для самоконтроля: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Что такое предпринимательство? Каковы характерные черты предпринимательства? Что такое предпринимательство как явление и как процесс? В чем состоит сущность функций предпринимательства? Каковы основные признаки классификации предпринимательства? Каковы основные типы предпринимательской деятельности? Литература: 1. –М.:ИНФРА­М, 2002. Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство: Учебник /под ред. М.Г.Лапусты. –2­е изд. 2. 3. 4. Лапуста   М.Г.,   Скамай   Л.Г.   Основы   предпринимательства:   Учеб.   пособие.   – М.:Финстатинформ, 1999. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб пособие. –2­изд. –М.:ИНФРА­М, 2002. Пелих А.С. и др. Организация предпринимательской деятельности. –М.: "МАРТ", 2003. ##??4 ##??5 Лекция 2. Условия осуществления предпринимательской деятельности 1. Предпринимательская среда. 2. Предпринимательская идея и ее выбор. 3. Предпринимательский успех. 4. Роль менеджмента в предпринимательской деятельности. Основные   понятия   и   положения:  предпринимательская   среда,   экономическая   свобода, экономический порядок, рынок    1. Предпринимательская среда Сущность   предпринимательской   среды.   Экономическая   свобода   как   ведущий   элемент предпринимательской среды. Внешняя предпринимательская среда., ее сущность и характеристика. Подсистемы внешней предпринимательской среды.   Проблема сокращения административных барьеров, регулирующих   деятельность   субъектов   предпринимательства.   Рынок   как   среда   существования предпринимателей. Внутренняя предпринимательская среды, ее сущность и характеристика. Элементы внутренней предпринимательской среды. 2. Предпринимательская идея и ее выбор Предпринимательская идея и ее существенные особенности. Концепция технологии накопления, отбора и сравнительного анализа идей.  Экспертная оценка идей. Критерии выбора   идей.  Предпринимательская   идея   и   ее   зарождение.   Технология   практического воплощения   идеи.   Внедрение   инновации   в   процесс   производства.   Гибкие   технологии производства. Эффективность. Технологии производства. Принятие решения о внедрении новой   технологии.  Материальное   обеспечение   организации  процесса  производства.  Тех­ нические   элементы   производства.   Характеристика   показателей   при   выборе   технологии. Расчет фондоотдачи и срок окупаемости проекта.  3. Понятие о предпринимательском успехе Слагаемые предпринимательского успеха. "Предпринимательский успех" – понятие и   факторы   его   определяющие.   Экономическая   свобода.   Формирование   первоначального капитала. Наличие сырьевых и трудовых ресурсов. Способность и талант предпринимателя. Оптимизация   издержек   производства.   Рациональное   соотношение   затрат,   капитала   и объема   выпускаемой   продукции.  Коммерческая   информация   как   товар   особого   рода. Понятие коммерческой информация. Информационное предпринимательство и основные его   направления.   Учебная   предпринимательская  деятельность   и   ее   характеристика. Консультационная   (сервисная)   деятельность   и   ее   особенности.   Документационная   и издательская   предпринимательская   деятельность.   Маркетинговая   и   рекламная предпринимательская   деятельность.   Юридическая   деятельность   предпринимателя.  Две формы предпринимательства: основная профессиональная деятельность; дополнительная к основной деятельности Характеристика двух форм предпринимательства. Личные качества предпринимателя:  одержимость идеей; уверенность в себе; способность подобрать коман­ ду; коммуникабельность; ответственность; способность к умеренному риску; творческий подход к любой деятельности; стремление учиться и постоянно пополнять свои знания; готовность к самопожертвованию. 4. Роль менеджмента в предпринимательской деятельности Выбор управленческой структуры предприятия. Выбор стиля управления. Конфликты и способы их разрешения. Управление кадрами предприятия. Управление рисками. Основы финансового   менеджмента.   Роль   менеджмента   в   формировании   предпринимательского успеха. Проблемы для обсуждения: 1. Почему рынок является средой существования предпринимательства? 2.   Каковы   основные   причины,   тормозящие   формирование   позитивной   внешней предпринимательской среды? 3.   Что   нужно   сделать,   чтобы   сократить   административные   барьеры   в   деятельности предпринимательских организаций? Вопросы для самоконтроля: Что такое предпринимательская среда? Какие типы и виды рынков вы знаете? Каковы основные подсистемы внешней предпринимательской среды? Каковы основные подсистемы внутренней предпринимательской среды? Сформулируйте понятие предпринимательского успеха. Каковы составляющие предпринимательского успеха? Каковы основные критерии выбора предпринимательской идеи? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Литература: 1. –М.:ИНФРА­М, 2002. Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство: Учебник /под ред. М.Г.Лапусты. –2­е изд. 2. 3. 4. Лапуста   М.Г.,   Скамай   Л.Г.   Основы   предпринимательства:   Учеб.   пособие.   – М.:Финстатинформ, 1999. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб пособие. –2­изд. –М.:ИНФРА­М, 2002. Пелих А.С. и др. Организация предпринимательской деятельности. –М.: "МАРТ", 2003. ##??5 ##??6 Лекция 3. Субъекты предпринимательской деятельности. 1. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности. 2. Партнер как субъект предпринимательского процесса. 3. Роль потребителя в процессе предпринимательской активности. 4. Наемный работник как участник предпринимательского процесса. 5. Государство как субъект предпринимательской активности. Основные понятия и положения: физическое   лицо,   юридическое   лицо,   дееспособность,   правоспособность,   коммерческая организация, некоммерческая организация, личный закон, обычай делового оборота 1. Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности Предпринимательство   как   неотъемлемая   часть   экономических   и   социально­ экономических   процессов.   Предпринимательская   деятельность  субъектов:   организатор производственного   процесса;   потребитель,   партнер,   государство.   Личные   качества предпринимателя:   углубленное   мышление,   способность   анализировать   и   подмечать   все новое,  способность  предугадывать  и  прогнозировать ситуацию  на рынке;  умение  делать предпринимательские   расчеты,   способность   к   творчеству,   принятие   ответственности   на себя,   инициативность,   способность   осуществлять   руководство   процессом   реализации предпринимательского проекта. Права и обязанности предпринимателей. 2. Партнер как субъект предпринимательского процесса Партнерские связи  и их  роль в предпринимательстве. Виды партнерских связей. Планирование   предпринимательской   идеи.   Разработка   бизнес­плана.   Установление необходимых партнерских связей. Выбор партнерских связей и требования, предъявляемые к ним, Формы взаимоотношений между партнерами, эффективность партнерских связей. 3. Роль потребителя в процессе предпринимательской активности                        Потребитель, его желания, интересы, ожидания, настроения, оценки. Создание собственного   круга   потребителей.   Нужды   и   потребности   потребителя.   Факторы воздействия   на   потребителя.   Эффективная   роль   потребителя   в   организации предпринимательского процесса. 4. Наемный работник как участник предпринимательского процесса             Наемный  работник  как  реализатор  идей предпринимателя. Два пути подбора  кадров для предпринимательской   деятельности.   Система   оплаты  труда  наемного  работника. Эффективная система     оплаты    труда    с    использованием     коэффициента  эффективности.    Повышение квалификации наемного работника. Способы продвижения наемного работника по службе. 5. Государство как субъект предпринимательской активности.   Позитивная   роль   государства   в   организации   предпринимательской   деятельности. Центры помощи начинающим предпринимателям.  Льготное кредитование по реализации предпринимательских   проектов.  Создание   предпринимательской   инфраструктуры: консультационных, юридических и иных фирм. Проблемы для коллективного обсуждения: На  каких   принципах   базировалось  российское  предпринимательство  в  начале   20 века? Какие   принципы   деятельности   предпринимателей   сложились   в   дореволюционной России? Какие качества характеризуют идеальный тип предпринимателя? Вопросы для самоконтроля: Какие   физические   лица   не   имеют   права   заниматься   предпринимательской деятельностью? Какие виды юридических лиц являются предпринимательскими? Каковы основные права предпринимателей? Какие обязанности несут предприниматели? Какие основные личностные качества присущи цивилизованным предпринимателям? 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Каковы отличительные особенности коммерческих и некоммерческих организаций? Литература: 1. –М.:ИНФРА­М, 2002. Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство: Учебник /под ред. М.Г.Лапусты. –2­е изд. 2. 3. 4. Лапуста   М.Г.,   Скамай   Л.Г.   Основы   предпринимательства:   Учеб.   пособие.   – М.:Финстатинформ, 1999. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб пособие. –2­изд. –М.:ИНФРА­М, 2002. Пелих А.С. и др. Организация предпринимательской деятельности. –М.: "МАРТ", 2003. ##??6 ##??7 Лекция 4. Объект предпринимательской деятельности. 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности. 2. Общее понятие о предпринимательской идее и жизненном цикле товара. 3. Маркетинг в предпринимательстве. 4. Управление качеством. Основные понятия и положения: жизненный   цикл   товара,   производственная   программа,   сертификация   товаров,   товарная единица,   товарный   ассортимент,   товарная   номенклатура,   товарная   марка,   товарная политика, продукт, ассортиментная концепция 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности.  Понятие   товара,   потребительная   стоимость   товара.   Причины   высокой  и   низкой потребительной   стоимости   товара.  Цена   товара   и   издержки   производства.  Определение рыночной цены товара. Стартовая рыночная цена. Устоявшаяся рыночная цена. Монопольная цена.   Демпинговая   цена.   Антидемпинговые   процедуры.   Ликвидно­распродажная   цена. Факторы, определяющие рыночную цену товара на рынке. Издержки производства, их связь с материалоемкостью,   трудоемкостью   и   фондоемкостью   производства.   Пути   снижения материалоемкости. Трудоемкость производимого товара и пути ее снижения. Определение стоимости   основных   средств.   Сокращение   расходов   при   производстве   товаров.  Пути рационализации производства. 2.   Общее понятие о предпринимательской идее и жизненном цикле товара Основные направления в инновационной деятельности предпринимателя. Инновация  идей. Информационные источники предпринимательской деятельности. Жизненный цикл  товара: выход товара на рынок, рост, зрелость, старение. Концепции жизненного цикла  товара. Значение концепции жизненного цикла товары. В маркетинговой деятельности.  Разработка новых товаров с учетом их жизненного цикла. 3.Маркетинг в предпринимательстве.  Понятие   маркетинга.   Схема   взаимодействия   производителя   и   потребителя   в условиях "рынка продавца". Схема взаимодействия производителя и потребителя в условиях "рынка   потребителя".   Маркетинговые   исследования   в   Концепции   маркетинга. предпринимательской деятельности. Значение маркетинговой деятельности для достижения предпринимательского успеха. 5. Управление качеством Задачи     разработки   системы   управления   качеством.   Товарный  знак   и   знаки обслуживания.   Защита   товарного   знака   и   порядок   его   регистрации.   Международная сертификация   системы   управления   качеством.   Стандарты   НСО   серии   9000;   9002;   9003. Управление технологическими ресурсами (УТР) включает оптимизацию, обогащение и защиту технологического потенциала.  Проблемы для обсуждения: 1. Значение разработки системы управления качеством. 2. Защита товарного знака и его значение для статуса фирмы на рынке. 3. Значение маркетинга для предпринимательской деятельности. Вопросы для самоконтроля: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Что такое товар в общеэкономическом и маркетинговом смысле? Что представляет собой ассортиментная политика? В чем суть концепции жизненного цикла товара? Дайте понятие маркетинга и маркетинговой деятельности. Сформулируйте задачи системы управления качеством. Что такое производственная программа? Каковы ее основные составляющие? Литература: 1. –М.:ИНФРА­М, 2002. Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство: Учебник /под ред. М.Г.Лапусты. –2­е изд. 2. 3. 4. Лапуста   М.Г.,   Скамай   Л.Г.   Основы   предпринимательства:   Учеб.   пособие.   – М.:Финстатинформ, 1999. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб пособие. –2­изд. –М.:ИНФРА­М, 2002. Пелих А.С. и др. Организация предпринимательской деятельности. –М.: "МАРТ", 2003.

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных образовательных учреждений

Предпринимательская деятельность в профессиональных  образовательных учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2018