Предпринимательство

  • doc
  • 08.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 3.7 Предпринимательство. Предпринимательская деятельность..doc

3.7 Предпринимательство. Предпринимательская деятельность.

                                                                                                                        

Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.

Черты предпринимательства.

·         Свобода в выборе хозяйственной деятельности и её методов.

·         Самостоятельность.

·         Риск и ответственность за принимаемые решения и их последствия.

·         Ориентация на успех.

 Функции предпринимательства:

·         ресурсная — соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;

·         организационная — использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;

·         творческая — использование новаторства в деятельности

Принципы  предпринимательской деятельности:

·         свобода предпринимательской деятельности;

·         инициативная и самостоятельная деятельность;

·         получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;

·         юридическое равенство различных форм собственности;

·         законность в предпринимательской деятельности;

·         свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

·         государственное регулирование:

— прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);

— косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).

 

Субъекты предпринимательства.

Субъектами предпринимательской деятельности являются:

·         физические лица

·         юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации).

Физическое лицо — человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в установленном законодательном порядке. Индивидуального предпринимателя характеризует полная имущественная ответственность по всем обязательствам.

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени приобретать гражданские права и обязанности, выступать истцом и ответчиком в арбитражном суде.

Признаки юридического лица:

·         независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;

·         наличие имущества;

·         право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

·         право осуществлять от своего имени экономические операции;

·         самостоятельная имущественная ответственность;

·         право выступать от своего имени в суде.

Виды юридических лиц:

·         коммерческие — имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);

·         некоммерческие — не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).

Объекты предпринимательства.

Объекты предпринимательства — любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Виды предпринимательства:

·         производственное предпринимательство — осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;

·         коммерческое предпринимательство — состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;

·         финансовое предпринимательство — является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;

·         посредническое предпринимательство — проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;

·         страховое предпринимательство — особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.

Организационные формы предпринимательства.

Индивидуальное, или частное предпринимательство — бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.

Хозяйственное товарищество (или партнерство) — бизнес, которым владеют два и более человек. Собственность – долевая. Принимаются совместные решения и несётся личная полная или частичная имущественная ответственность за ведение дела.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение для совместной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паёв.

Хозяйственное общество (корпорация, компания, акционерное общество) — совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Долевая собственность. Капитал образуется за счёт вкладов учредителей.

 Предпринимательство и бизнес.

Бизнес — экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами.

Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.

Малое предпринимательство – это предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Субъекты:

·         Коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий) , в уставном капитале которых доля государственных и других предприятий не превышает 25 % .

Уставной- относящийся к уставу, установленному общественной организацией, предприятием, государством своду правил, регулирующих деятельность этих организаций и предприятий.

·         Физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица.

·         Фермерские (крестьянские) хозяйства.

Средняя численность работников.

·         В производстве – до 100 человек.

·         В науке – до 60.

·         В непроизводственной сфере – до 50.

·         В торговле – до 15.

Функции малого предпринимательства.

·         Формирование конкурентных рыночных отношений для более полного удовлетворения конкретных потребностей населения общества.

·         Расширение ассортимента и повышение качества товаров и услуг, культуры обслуживания.

·         Привлечение личных средств.

·         Создание новых рабочих мест.

·         Формирование нового социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей.

·         Эффективное применение творческих способностей людей.

·         Освоение и использование местных источников сырья и отходов производства крупных предприятий.

·         Совместная деятельность с крупными предприятиями (поставка комплектующих деталей, создание вспомогательных и обслуживающих предприятий и др.)

·         Освобождение государства от убыточных и неэффективных предприятий путём их выкупа или аренды.

Преимущества малого предприятия:

·         не требует больших денежных вложений;

·         быстро реагирует на изменения рыночного спроса (например, быстрее осваивает —выпуск новых видов продукции, внедряет технические новинки);

·         имеет незначительные расходы на аппарат управления, возможность быстрой окупаемости расходов;

·         обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией и прибылью;

·         самостоятельно определяет формы и размеры оплаты труда;

·         вступает в объединения с другими предпринимателями;

·         более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства с учётом потребностей рынка.

 Недостатки малого предприятия:

·         большая вероятность риска, неудач, банкротства;

·         частое отсутствие квалифицированных управляющих;

·         большая зависимость от колебаний рынка;

·         ограниченность капитала и возможностей привлечения дополнительных средств;

·         личная ответственность за долги и проблемы.

Меры государственной поддержки малого предпринимательства.

Цели:

·         обеспечение рынка новыми товарами и услугами;

·         формирование структуры малого предпринимательства;

·         создание условий для устойчивого рота и их развития;

·         социальная адаптация (приспособление) и эффективная занятость в малом предприятии;

·         развитие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

 Конкретные меры государственной поддержки малого предпринимательства.

·         обоснование роли малого бизнеса в экономике;

·         разработка государственной политики поддержки и развития малого бизнеса;

·         совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки и развития;

·         совершенствование налогообложения, льготное налогообложение инвестиционной деятельности; упрощение процедур сбора налогов и др.;

·         предоставление субсидий , то есть государственных финансовых пособий), целевых программ , материальных ресурсов (оборудование , недвижимость) и нематериальных (технологии, патенты, то есть право на использование чего-либо, например, технологии) для развития малого предпринимательства;

·         создание льготных условий для использования ресурсов, технологий, разработок;

·         поддержка внешнеэкономической деятельности малых предприятий;

·         организация подготовки и переподготовки кадров;

·         государственная консультационная поддержка.

 Фермерское хозяйство. 

Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством; это объединение людей, которые совместно владеют имуществом и осуществляют сельскохозяйственную деятельность.

Крестьянские (фермерские) хозяйства чаще  создаются одним гражданином или же членами одной семьи, которые  вносят имущественные вклады для осуществления деятельности по производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации сельскохозяйственной продукции, основанной на их личном трудовом участии и использовании предоставленного на эти цели земельного участка.

Во главе фермерского хозяйство один из дееспособных его членов.

Он пользуется правами юридического лица и представляет интересы хозяйства перед государственными, кооперативными и иными предприятиями и организациями, отдельными гражданами; имеет печать и распоряжается расчетным счетом в банке. Он имеет право выдавать доверенности, заключать хозяйственные договоры, нанимать работников в случае производственной необходимости и в напряженные периоды, осуществлять другие действия в интересах хозяйства.

Виды деятельности фермерских хозяйств:

·         производственно-сбытовая (выращивание товарной продукции растениеводства и животноводства, реализация ее по различным каналам сбыта);

·         выполнение работ и оказание производственных услуг (конно-ручных и механизированных работ, транспортных услуг и т.п.);

·         коммерческая (приобретение, складирование, доработка, частичная переработка и реализация сельскохозяйственной и иной продукции).

Источники финансирования фермерских хозяйств:

·         денежные и материальные средства членов хозяйства;

·         денежные доходы от реализации произведенной продукции, работ и услуг, от других видов трудовой деятельности;

·         банковские кредиты;

·         субсидии из республиканского и местного бюджетов;

·         благотворительные и безвозмездные взносы и пособия.

 

Дополнительная информация.

Виды предпринимательства по признаку объектов:

·         Малый бизнес (до 50 человек):

Франчайзинг — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.

Венчурная фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка.

·         Средний бизнес (до 500 человек) — он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.

·         Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) — отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.


Скачано с www.znanio.ru