Представление опыта работы заместителя директора по воспитательной работе "Организация работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения"

  • docx
  • 21.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация патриотической работы Жигайлова.docx

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 36»

(МОУ «СОШ № 36»)

 

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

·         чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·         уважительное отношение к языку своего народа;

·         заботу об интересах Родины;

·         осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·         проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·         гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·         гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·         уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·         ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

·         гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

План патриотических мероприятий  на 2024-2025 учебный год

Название мероприятия

Сроки

Ответственный исполнитель

1. Информационно – методическое обеспечение развития патриотического воспитания

1.1

Проведение диагностики развития патриотических чувств      и социокомпетенций обучающихся            (по          разработанной          и утвержденной программе   изучения        проявления          формирующегося нравственного деятельностно – волевого характера подростков)

Сентябрь

Зам. директора по ВР, педагог -психолог, социальный педагог

1.2

Диагностика   потребности   обучающихся  и педагогов        в                      создании                         детского

общественного объединения «Юнармия» в ОО (анкетирование, беседа, мозговой штурм, ящик откровений)

Октябрь

Педагог-психолог,                  классные руководители

1 – 11 классов

1.2

Интернет -    опрос педагогов образовательного учреждения с целью оценки готовности   к    развитию                       патриотического                             воспитания: «Патриотическое

воспитание учащихся: мифы или реальность», «Стратегии патриотического воспитания учащихся»

Сентябрь

Зам. директора по ВР, классные руководители

1– 11  классов

1.3

Использование сайта образовательной организации для повышения мотивации и компетенции субъектов воспитательной системы в области патриотического воспитания:

-   Электронный справочник «В помощь организаторам детского патриотического воспитания учащихся»

-  Электронный каталог проектов, объединенных по сферам деятельности, инновационных форм гражданско-патриотического воспитания;

-   Электронная презентация инновационных форм гражданско- патриотического воспитания: детские общественные объединения, ученическое самоуправление (история детского самоуправления, модели детского самоуправления (ретро – модель (всеобщее членство), модель – штаб, совет (отождествляется с органами школьного самоуправления), модель

-  детское объединение на базе класса ((направленность деятельности детского общественного объединения может совпадать с предметной специализацией учителя))

-Виртуальная           педагогическая          мастерская:    «Воспитываем патриотов: моделирование средообразовательных стратегий»

Октябрь – ноябрь

 

 

 

 

Ноябрь – декабрь

 

 

 

 

Январь

Зам. директора по ВР, классные руководители

1– 11 классов

1.4

Тематические     классные     часы                             «Осваиваем российские                  культурно –

исторические ценности» (5 – 9 классы)

Октябрь

Классные   руководители   5-9

классов

1.5

Тематические классные часы «Азбука юного гражданина и патриота» (1 – 4

классы)

Ноябрь

Классные   руководители   1-4

классов

1.6.

Реализация занятий курсов внеурочной деятельности «Разговор о важном» (1-11 классы)

Еженедельно

Классные   руководители   1-11

классов

1.7

Общешкольная деловая ситуативная игра «Патриот – это…»

Декабрь

Зам. директора по ВР, классные руководители

1-11 классов

1.8

Общешкольный референдум по вопросу «Считаешь ли ты, что гражданско –

патриотическое   воспитание   должно                               стать                               приоритетным                               направлением работы образовательного учреждения?»

Декабрь

Зам. директора по ВР, классные руководители

1 -11 классов

1.9

Социально-педагогическое семейное консультирование «Семья как ресурс гражданско – патриотического воспитания ребенка»

Январь

Зам.        директора        по ВР, социальный   педагог,                педагог-

психолог, классные руководители 1 - 9 классов

1.10

Родительский лекторий: «Здоровье ребенка как ценность» (1 – 4 классы),

«Стратегии семейного воспитания: формируем патриотические чувства, патриотическое самосознание ребенка» (5 – 6 классы), «Создание семейного пространства гражданско-патриотического воспитания» (7 – 9 классы)

Декабрь

Зам.        директора        по ВР, социальный   педагог,                педагог           

психолог, классные руководители 1 – 9 классов

2. Нормативно - правовое обеспечение развития патриотического воспитания

2.1

2.1.1Разработка программ гражданско – патриотической направленности, актуализирующих содержание патриотического воспитания «Юнармия»;

2.1.2. Разработка проектов в рамках общешкольных программ патриотической направленности:

-   «Диалог будущих президентов» (направлен на развитие самоуправления)

-    «Территория моего детства» - направлен на получение и развитие опыта гражданско – нравственной деятельности

-    «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить», «Встреча с Уралом»: направлен на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и Челябинской области

В течение года

Зам. директора по  ВР,

учителя               истории       и обществознания

2.2.

Внесение корректив в    План воспитательной работы школы на 2022-2023 учебный год

Ежегодно

Зам. директора по  ВР

2.3.

Организация    заключения     договоров    о     совместной    деятельности по патриотическому        воспитанию                           обучающихся с                                          учреждениями

дополнительного образования

В течение года

Зам. директора по  ВР

2.4.

Разработка воспитательных систем классов, комплексно – целевых программ,

обеспечивающих целостный и комплексный подход классных руководителей к решению целей и задач гражданско-патриотического воспитания учащихся.

В течение года

Классные руководители 1 – 11 классов

2.5.

Включение в реализуемые классные воспитательные программы комплекса мероприятий,       направленных       на                               совершенствование                               гражданско-

патриотического воспитания

В течение года

Классные руководители 1 – 11 классов

3. Совершенствования кадрового обеспечения развития патриотического воспитания

3.1

Проведение семинаров, интернет – форумов, педагогического всеобуча:

1.  Патриотизм как философско-педагогическая                                 проблема. Отечественные педагоги и мыслители о патриотизме

2.  Российский патриотизм в третьем тысячелетии

3.  Воспитание патриотизма в условиях современной школы

4.  Развитие личности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Сентябрь-декабрь

Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания, классные руководители

1 – 11 классов, социальный педагог, педагог - психолог

3.2

Проведение  практико-ориентированных                                                          семинаров по вопросам развития патриотического воспитания обучающихся:

1.   Подготовка педагогов – организаторов (из числа классных руководителей, преподавателей      историко-граждановедческого                               цикла, педагогов дополнительного образования, социального педагога, педагога – психолога) для работы в области патриотического воспитания, создания детских общественных объединений по интересам»

 

2.   Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС: развитие патриотического воспитания  школьников»

 

Сентябрь-октябрь

 

 

 

 

Сентябрь

 

Классные руководители

1 – 11 классов, учителя истории и обществознания,                                       педагог дополнительного образования социальный педагог, педагог – психолог

 

Зам. директора по ВР

3.3

Проведение опытно – экспериментальной работы по направлениям:

«Формирование и развитие классной патриотической воспитательной среды»

 

«Формирование     гражданских                                 компетенций                                 обучающихся                                 средствами предметов гуманитарного цикла»

В течение года

Классные руководители 1 – 11 классов

 

Учителя                                  предметов гуманитарного цикла

3.4

Тематические педагогические советы:

1.   «Моделирование условий для получения опыта гражданского поведения»

2.     «Воспитательный потенциал современного урока как фактор повышения качества образования»

 

 

В течение года

 

Зам. директора по ВР Классные руководители 1 – 9 классов

3.5

Постоянно действующий научно – методический семинар для педагогических

работников в рамках заседания МО классных руководителей   «Основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования»

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания

3.6

Организация и проведение институциональных конкурсов профессионального

мастерства   педагогических   работников   по   патриотическому воспитанию:

В течение года

Зам. директора по ВР

 

Конкурс педагогических проектов «Конструируем классную воспитательную среду: воспитываем патриотов»

Конкурс методических разработок на лучшую организацию патриотического воспитания

 

 

3.7

Участие в областных научно – практических конференциях:

1.                  Развитие личности обучающихся в условиях реализации ФГОС: презентация продуктивного опыта развития личности обучающихся 4-х классов в условиях реализации ФГОС

2.               Гражданское воспитание в Челябинской области: проблемы, опыт,

перспективы»: представление продуктивного опыта гражданского воспитания в образовательной организации

 

Сентябрь-декабрь

 

 

Январь-март

 

Классные руководители 4-х классов

 

Зам.        директора        по               ВР,

руководитель                           методического объединения учителей истории

3.8

Разработка методических рекомендаций:

- по организации деятельности детских и молодежных объединений и организаций

В течение года

Руководители                                       детских общественных объединений

3.9

Повышение     квалификации  педагогических                            руководящих работников в

области развития патриотического воспитания

Ежегодно

Зам. директора по УВР

4. Совершенствование материально – технического обеспечения развития патриотического воспитания

4.1

Создание цифровой электронной библиотеки патриотического воспитания

(формирование электронных каталогов, справочников, электронных книг, видеотеки)

В течение года

Зам. директора по АХР

5. Совершенствование содержания, форм, методов, технологий патриотического воспитания

5.1

Реализация     общешкольных программ и проектов гражданско-патриотической направленности: «Блокадный хлеб», «Маршрут памяти»

В течение года

Зам.директора по ВР, классные руководители

5.2

Разработка   и   реализация   проектов, направленных на развитие патриотического воспитания средствами социально- гуманитарных предметов:

-         «Календарь славных дат отечественной истории» как механизм развития патриотического сознания обучающихся

-         Кино  как  дополнительный  ресурс патриотического воспитания                                       (перечень

«Сто фильмов для школьников»)

- «Читающая школа»  (Сто книг для школьников» как средство развития содержания патриотического воспитания)

Ежегодно

Зам.директора по ВР

5.3

Отработка различных вариантов совместных акций, мероприятий и долгосрочных проектов с образовательными, культурно – досуговыми организациями и социальными партнерами (реальными и потенциальными) для развития патриотического воспитания.

 - проведение тренинга личностного роста учащихся 9 классов, направленного на развитие уровня самосознания, в котором чувство собственного достоинство сочеталось бы с уважением к Родине, армии, национальным государственным традициям и обычаям, людям творящим историю и культуру («Рубеж»)

 

В течение года

Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог

Классные       руководители 1-11 классов

Учителя-предметники гуманитарного цикла

5.4

Реализация    годового    круга    праздников    и    традиций патриотической

направленности

Ежегодно

Классные       руководители   1-11  классов

5.5

Совершенствование форм патриотического воспитания, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков:

  - Конференция  «Диалог будущих президентов» (направлен на развитие самоуправления)»

  - Проведение социально – нравственных, общественно – значимых акций

«Я – Гражданин России», «Моя малая Родина»

 

Ежегодно

Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог

Классные       руководители 1-11 классов

Учителя-предметники гуманитарного цикла

  5.6 

Использование интернет – ресурсов в развитии патриотического воспитания обучающихся:

-          электронная  энциклопедия      «Земля  отцов  –  земля  детей»:                 «Прошлое страны, края, которое всегда с нами» (славные даты отечественной истории)

 

Ежегодно

Зам.директора  по  ВР