Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
(МОУ «СОШ № 36»)
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизма включает в себя:
· чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
· уважительное отношение к языку своего народа;
· заботу об интересах Родины;
· осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
· проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
· гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
· гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
· уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
· ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
· гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
План патриотических мероприятий на 2024-2025 учебный год
№ |
Название мероприятия |
Сроки |
Ответственный исполнитель |
1. Информационно – методическое обеспечение развития патриотического воспитания |
|||
1.1 |
Проведение диагностики развития патриотических чувств и социокомпетенций обучающихся (по разработанной и утвержденной программе изучения проявления формирующегося нравственного деятельностно – волевого характера подростков) |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР, педагог -психолог, социальный педагог |
1.2 |
Диагностика потребности обучающихся и педагогов в создании детского общественного объединения «Юнармия» в ОО (анкетирование, беседа, мозговой штурм, ящик откровений) |
Октябрь |
Педагог-психолог, классные руководители 1 – 11 классов |
1.2 |
Интернет - опрос педагогов образовательного учреждения с целью оценки готовности к развитию патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание учащихся: мифы или реальность», «Стратегии патриотического воспитания учащихся» |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 1– 11 классов |
1.3 |
Использование сайта образовательной организации для повышения мотивации и компетенции субъектов воспитательной системы в области патриотического воспитания: - Электронный справочник «В помощь организаторам детского патриотического воспитания учащихся» - Электронный каталог проектов, объединенных по сферам деятельности, инновационных форм гражданско-патриотического воспитания; - Электронная презентация инновационных форм гражданско- патриотического воспитания: детские общественные объединения, ученическое самоуправление (история детского самоуправления, модели детского самоуправления (ретро – модель (всеобщее членство), модель – штаб, совет (отождествляется с органами школьного самоуправления), модель - детское объединение на базе класса ((направленность деятельности детского общественного объединения может совпадать с предметной специализацией учителя)) -Виртуальная педагогическая мастерская: «Воспитываем патриотов: моделирование средообразовательных стратегий» |
Октябрь – ноябрь
Ноябрь – декабрь
Январь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 1– 11 классов |
1.4 |
Тематические классные часы «Осваиваем российские культурно – исторические ценности» (5 – 9 классы) |
Октябрь |
Классные руководители 5-9 классов |
1.5 |
Тематические классные часы «Азбука юного гражданина и патриота» (1 – 4 классы) |
Ноябрь |
Классные руководители 1-4 классов |
1.6. |
Реализация занятий курсов внеурочной деятельности «Разговор о важном» (1-11 классы) |
Еженедельно |
Классные руководители 1-11 классов |
1.7 |
Общешкольная деловая ситуативная игра «Патриот – это…» |
Декабрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 1-11 классов |
1.8 |
Общешкольный референдум по вопросу «Считаешь ли ты, что гражданско – патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением работы образовательного учреждения?» |
Декабрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 1 -11 классов |
1.9 |
Социально-педагогическое семейное консультирование «Семья как ресурс гражданско – патриотического воспитания ребенка» |
Январь |
Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители 1 - 9 классов |
1.10 |
Родительский лекторий: «Здоровье ребенка как ценность» (1 – 4 классы), «Стратегии семейного воспитания: формируем патриотические чувства, патриотическое самосознание ребенка» (5 – 6 классы), «Создание семейного пространства гражданско-патриотического воспитания» (7 – 9 классы) |
Декабрь |
Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог – психолог, классные руководители 1 – 9 классов |
2. Нормативно - правовое обеспечение развития патриотического воспитания |
|||
2.1 |
2.1.1Разработка программ гражданско – патриотической направленности, актуализирующих содержание патриотического воспитания «Юнармия»; 2.1.2. Разработка проектов в рамках общешкольных программ патриотической направленности: - «Диалог будущих президентов» (направлен на развитие самоуправления) - «Территория моего детства» - направлен на получение и развитие опыта гражданско – нравственной деятельности - «Нам есть чем гордиться, нам есть что хранить», «Встреча с Уралом»: направлен на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и Челябинской области |
В течение года |
Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания |
2.2. |
Внесение корректив в План воспитательной работы школы на 2022-2023 учебный год |
Ежегодно |
Зам. директора по ВР |
2.3. |
Организация заключения договоров о совместной деятельности по патриотическому воспитанию обучающихся с учреждениями дополнительного образования |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
2.4. |
Разработка воспитательных систем классов, комплексно – целевых программ, обеспечивающих целостный и комплексный подход классных руководителей к решению целей и задач гражданско-патриотического воспитания учащихся. |
В течение года |
Классные руководители 1 – 11 классов |
2.5. |
Включение в реализуемые классные воспитательные программы комплекса мероприятий, направленных на совершенствование гражданско- патриотического воспитания |
В течение года |
Классные руководители 1 – 11 классов |
3. Совершенствования кадрового обеспечения развития патриотического воспитания |
|||
3.1 |
Проведение семинаров, интернет – форумов, педагогического всеобуча: 1. Патриотизм как философско-педагогическая проблема. Отечественные педагоги и мыслители о патриотизме 2. Российский патриотизм в третьем тысячелетии 3. Воспитание патриотизма в условиях современной школы 4. Развитие личности обучающихся в условиях реализации ФГОС |
Сентябрь-декабрь |
Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания, классные руководители 1 – 11 классов, социальный педагог, педагог - психолог |
3.2 |
Проведение практико-ориентированных семинаров по вопросам развития патриотического воспитания обучающихся: 1. Подготовка педагогов – организаторов (из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социального педагога, педагога – психолога) для работы в области патриотического воспитания, создания детских общественных объединений по интересам»
2. Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС: развитие патриотического воспитания школьников» |
Сентябрь-октябрь
Сентябрь |
Классные руководители 1 – 11 классов, учителя истории и обществознания, педагог дополнительного образования социальный педагог, педагог – психолог
Зам. директора по ВР |
3.3 |
Проведение опытно – экспериментальной работы по направлениям: «Формирование и развитие классной патриотической воспитательной среды»
«Формирование гражданских компетенций обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» |
В течение года |
Классные руководители 1 – 11 классов
Учителя предметов гуманитарного цикла |
3.4 |
Тематические педагогические советы: 1. «Моделирование условий для получения опыта гражданского поведения» 2. «Воспитательный потенциал современного урока как фактор повышения качества образования» |
В течение года |
Зам. директора по ВР Классные руководители 1 – 9 классов |
3.5 |
Постоянно действующий научно – методический семинар для педагогических работников в рамках заседания МО классных руководителей «Основные подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования» |
В течение года |
Зам. директора по ВР, учителя истории и обществознания |
3.6 |
Организация и проведение институциональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников по патриотическому воспитанию: |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
|
Конкурс педагогических проектов «Конструируем классную воспитательную среду: воспитываем патриотов» Конкурс методических разработок на лучшую организацию патриотического воспитания |
|
|
3.7 |
Участие в областных научно – практических конференциях: 1. Развитие личности обучающихся в условиях реализации ФГОС: презентация продуктивного опыта развития личности обучающихся 4-х классов в условиях реализации ФГОС 2. Гражданское воспитание в Челябинской области: проблемы, опыт, перспективы»: представление продуктивного опыта гражданского воспитания в образовательной организации |
Сентябрь-декабрь
Январь-март |
Классные руководители 4-х классов
Зам. директора по ВР, руководитель методического объединения учителей истории |
3.8 |
Разработка методических рекомендаций: - по организации деятельности детских и молодежных объединений и организаций |
В течение года |
Руководители детских общественных объединений |
3.9 |
Повышение квалификации педагогических руководящих работников в области развития патриотического воспитания |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
4. Совершенствование материально – технического обеспечения развития патриотического воспитания |
|||
4.1 |
Создание цифровой электронной библиотеки патриотического воспитания (формирование электронных каталогов, справочников, электронных книг, видеотеки) |
В течение года |
Зам. директора по АХР |
5. Совершенствование содержания, форм, методов, технологий патриотического воспитания |
|||
5.1 |
Реализация общешкольных программ и проектов гражданско-патриотической направленности: «Блокадный хлеб», «Маршрут памяти» |
В течение года |
Зам.директора по ВР, классные руководители |
5.2 |
Разработка и реализация проектов, направленных на развитие патриотического воспитания средствами социально- гуманитарных предметов: - «Календарь славных дат отечественной истории» как механизм развития патриотического сознания обучающихся - Кино как дополнительный ресурс патриотического воспитания (перечень «Сто фильмов для школьников») - «Читающая школа» (Сто книг для школьников» как средство развития содержания патриотического воспитания) |
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
5.3 |
Отработка различных вариантов совместных акций, мероприятий и долгосрочных проектов с образовательными, культурно – досуговыми организациями и социальными партнерами (реальными и потенциальными) для развития патриотического воспитания. - проведение тренинга личностного роста учащихся 9 классов, направленного на развитие уровня самосознания, в котором чувство собственного достоинство сочеталось бы с уважением к Родине, армии, национальным государственным традициям и обычаям, людям творящим историю и культуру («Рубеж»)
|
В течение года |
Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители 1-11 классов Учителя-предметники гуманитарного цикла |
5.4 |
Реализация годового круга праздников и традиций патриотической направленности |
Ежегодно |
Классные руководители 1-11 классов |
5.5 |
Совершенствование форм патриотического воспитания, направленных на развитие социально – коммуникативных навыков: - Конференция «Диалог будущих президентов» (направлен на развитие самоуправления)» - Проведение социально – нравственных, общественно – значимых акций «Я – Гражданин России», «Моя малая Родина»
|
Ежегодно |
Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классные руководители 1-11 классов Учителя-предметники гуманитарного цикла |
5.6 |
Использование интернет – ресурсов в развитии патриотического воспитания обучающихся: - электронная энциклопедия «Земля отцов – земля детей»: «Прошлое страны, края, которое всегда с нами» (славные даты отечественной истории)
|
Ежегодно |
Зам.директора по ВР |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.