ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном российском обществе отмечается большое количество разводов, рост числа неполных семей, появление "нетрадиционных" форм семейного проживания (гостевые, гражданские, однополые и другие браки), что позволяет многим исследователям говорить о кризисе современной семьи и даже о ее распаде. Изучение социально-психологической готовности студентов к семейной жизни у студентов ВУЗов позволяет определить тенденции изменения общественного сознания молодежи в сфере брачно-семейных отношений.
Иконка файла материала ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.docx
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Кузнецова Е.В., зам. декана педиатрического факультета, старший преподаватель кафедры социальной работы,  Кировский государственный медицинский университет Семья   во   все   времена   постоянно   находилась   в   центре   внимания   передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая   современными   реформаторами.   И   это   неудивительно.   Семья   представляет собой   систему   социального   функционирования   человека,   один   из   основных   институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально­ политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Роль семьи несравнима по своей значимости, ни с какими другими социальными институтами,   так   как   именно   в   семье   формируется   и   развивается   личность   человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка   в   обществе.   Семья   выступает   как   первый   воспитательный   институт,   связь   с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно   в   семье   закладываются   основы   нравственности   человека,   формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Крепкая,   здоровая   семья   –   залог   здорового   общества   и   крепкого   государства. Поэтому общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Устойчивость   брачно­семейных   отношений   в   современном   мире   приобретает   особое значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях. В   современном   российском   обществе   отмечается   большое   количество   разводов, рост  числа   неполных  семей,  появление  "нетрадиционных"   форм  семейного  проживания (гостевые, гражданские, однополые и другие браки), что позволяет многим исследователям говорить   о   кризисе   современной   семьи   и   даже   о   ее   распаде.   Изучение   социально­ психологической готовности студентов к семейной жизни у студентов ВУЗов позволяет определить   тенденции   изменения   общественного   сознания   молодежи   в   сфере   брачно­ семейных отношений. Студенческие годы – это не только время для получения высшего образования, но и благоприятная   пора   для   создания   семьи   по   многим   причинам.   Широкие   возможности выбора брачного партнера (особенно в ВУЗах, где сбалансированная половая структура), общность   многих   жизненных   целей,   схожесть   ценностных   ориентаций,   оптимальный возраст супругов для рождения ребенка – все эти факторы способствуют образованию потенциально устойчивых и перспективных семей. Для   определения   социально­психологической   готовности   студентов   Кировской государственной   медицинской   академии   к   семейной   жизни   было   проведено социологическое исследование в период с 22 по 31 ноября 2015 года, в котором приняло участие   242   студента   из   них:   второго   курса   122   человека,   пятого   курса   117   человек. Возраст студентов от 18 до 27 лет и старше, по гендерному составу: 69% девушек и 31% юношей. Проведенный опрос является пилотажным исследованием, его основная задача – выявить   социально­психологическую   готовность   студентов   к   семейной   жизни   и представлений   студентов   о   семейных   ценностях   в   процессе   обучения   в   ВУЗе. Исследование показало следующие результаты. Среди студентов, не состоящих в браке,86%   юношей   и   девушек,   состоящих   в   гражданском   браке   8%,   состоящих   в зарегистрированном браке 6%. К первоочередным жизненным приоритетам респонденты относят: здоровье ­ 50%, счастливую семейную жизнь ­ 46%, любовь ­ 41%. Семейными ценностями   наиболее   значимыми   для   студентов   являются:   забота   друг   о   друге, взаимоуважение, поддержка ­ 47,3%, любовь – 44,3%, эмоционально – психологический комфорт 33,9%, дети – 30,2%. Таким образом, ценности семьи и счастливой семейной жизни   у   студенческой   молодежи   находится   на   достаточно   высоком   уровне.   Для сегодняшних студентов характерны альтернативные формы семейного союза, где семейные отношения не всегда подразумевают наличие зарегистрированного брака.  Как альтернативу семейной жизни выбирают гражданский брак 32% студентов. Но все­таки   большинство,   а   именно   89%   студентов   предпочитают   состоять   в   официально оформленных   отношениях.   Среди   основных   причин   создания   семьи   юноши   и   девушки указывают: любовь ­ 33%, желание создать семью ­ 32%, иметь детей ­ 21%.  Отношение респондентов к тому, могут ли быть крепкими и счастливыми семьи, в которых   супруги   имеют   разные   национальности   следующее:   семьи,   в   которых   супруги имеют разные национальности, могут быть крепкими и счастливыми, если супруги любят друг   друга   считают   47%   опрошенных,   если   брак   одобрен   родителями   супругов   16% респондентов, да, если супруги исповедуют одну религию, считают 8% студентов и если воспитаны в одной культуре 8%, крепкой семья может быть, если супруги выросли (долго живут) в одной стране ответили 6% или один из супругов принял религию и культуру родительской   семьи   другого  супруга   6%   респондентов,  5%   респондентов   считают,   что разно национальные семьи могут быть счастливыми, если в них воспитываются дети, не верят   в   счастливую   семейную   жизнь   супругов   разной   национальности   лишь   3% опрошенных. Несмотря   на   то,   что   семья   не   является   первоочередной   ценностью   среди студенческой молодежи, 40% из них планируют создание семьи, когда встретят любовь и свою вторую половинку, 27% заключат брак, когда будут материально состоятельными, 22% планируют создания семьи после окончания Академии.  Оптимальным возрастом для создания семьи студентами был определен возраст от 20 до 30 лет, так считают 95% опрошенных. Главными факторами, которые отрицательно сказываются   на   существовании   студенческой   семьи,   студенты   считают   низкий   доход   – 32%, отсутствие жилья – 23%, неподготовленность молодых людей к семейной жизни – 23%, неумение разрешать возникшие конфликты – 14%, а также эгоизм одного из супругов – 8%. У студентов, принявших участие в исследовании, имеется собственное видение своей семьи. 74% студентов считают семьи, в которых они выросли, достойным образцом для подражания, 26% респондентов с ними не согласились.  Большинство (57%) из тех, кто хочет иметь детей, планируют не менее двух, трех и более   28%,   одного  12%.   Полученные   данные   свидетельствуют   о   том,   что   студенты   не выражают   положительного   отношения   к   практике   западных   стран   "Одна   семья   –   один ребенок ".  Качества   партнера,   являющиеся   главными   составляющими   крепкого   брака,   по мнению респондентов: уважение, взаимопонимание – 18%, забота, внимание, доброта – 15%,   ответственность,   надежность   –   14%,   любовь,   верность   –   12%,   честность, порядочность – 12%. Роль главы семьи 37% студентов отдали мужу, что соответствует традиционному патриархальному типу семьи, во главе которой стоит мужчина. 61% опрошенных считают, что  оба супруга  должны  разделить  роль  главы  семьи,  это характерно  для  эгалитарной (демократической) семьи, в которой оба супруга занимают равное положение.  Отношение респондентов к разделению семейных ролей на "мужские " и "женские " следующее: большинство респондентов (67%) считают нормальным нежесткое разделениеролей в семье, 14% убеждены, что разделение на "мужские " и "женские " роли должно быть, бесспорно, а 14% считают, что разделения быть не должно.  Распределение   обязанностей   по   ведению   домашнего   хозяйства,   по   мнению респондентов должно быть следующее: большинство, а именно 54% считает, что основная часть  забот,  по  ведению  хозяйства  должна  ложиться  на  жену  и   только  40%  за  равное распределение обязанностей. При   создании   семьи   на   помощь   от   родителей   рассчитывают   42%   студентов,   на помощь государства 4%, на помощь друзей и родственников 1%, не ждут ничьей помощи 53% юношей и девушек. Данные показатели свидетельствуют о том, что студенты готовы брать на себя ответственность за свою семью и принимать решения, не надеясь на помощь других. Студенческая молодежь (80%) считает возможным повторное заключение брака, не допускают   повторного   заключения   брака   20%   студентов.   К   основным   причинам расторжения брака молодые люди относят: отсутствие любви и взаимопонимания между супругами 41%, супружескую неверность 30%, аморальное поведение супруга (пьянство, жестокость) 26% опрошенных. Таким   образом,   несмотря   на   то,   что   счастливая   семейная   жизнь   не   является первоочередной ценностью студентов, тем не менее, подавляющее большинство юношей и девушек ориентированы на ее создание, они понимают, что прежде чем создать семью, нужно   получить   образование   и   устроиться   на   работу.   Что   касается   репродуктивных установок, то большинство студентов видят себя родителями не менее двух детей.  В   целом   результаты   проведенного   социологического   исследования   рисуют оптимистическую   картину,   однако,   как   нам   представляется,   данная   проблема   требует дальнейшего изучения в связи с динамикой развития общества.