Предупреждение
коррупционных рисков в профессиональной деятельности государственных и
муниципальных служащих
Несмотря
на широкое употребление словосочетания «коррупционные риски», до настоящего
времени единого определения этому понятию ещё не выработано. О.
В. Казаченкова предлагает понимать под коррупционными рисками
обстоятельства, факторы и явления, возникающие в процессе
функционирования органов государственной власти, осуществления служебной
деятельности государственных служащих, создающие ситуацию возможного совершения
коррупционного правонарушения.
В свою очередь В. В. Астанин рассматривает коррупционные риски, как
вероятность возникновения коррупционного поведения, которое может быть вызвано:
несоблюдением обязанностей, запретов и ограничений, установленных для
государственных служащих в связи с прохождением государственной
службы; реализацией полномочий при осуществлении профессиональной деятельности
государственного служащего.
По мнению Левакина В. И. и Шишовой Ж. А. коррупционные риски - это заложенные в
системе государственного и муниципального управления возможности для
действий/бездействия должностных лиц с целью незаконного извлечения
материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий3 . В
докладе «Оценка коррупционных рисков в проектах законов, изменяющих
действующее законодательство в сфере государственных
и муниципальных заказов», подготовленном Центром антикоррупционных
исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», корруционные риски
рассматриваются как «риски проявления коррупционных явлений и/или возникновения
коррупционных ситуаций».
Наиболее удачным представляется определение, данное в Методике оценки
коррупционных рисков, разработанной в Следственном комитете Российской
Федерации: «коррупционные риски - условия и обстоятельства, предоставляющие
возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности федеральной
государственной службы, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении
своих должностных полномочий».
Одним из необходимых условий эффективной борьбы с коррупцией является
разработка методик выявления потенциальных коррупционных рисков в системе
государственного управления. Методическое обеспечение работы по оценке
коррупционных рисков началось с принятием 13 февраля 2013 года Минтрудом России
«Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков,
возникающих при реализации государственных функций…».
Механизм выявления коррупционных рисков в органе государственного
(муниципального) управления содержит следующие элементы:
1) определение потенциально коррупциогенных сфер деятельности органа;
2) выделение отдельных полномочий государственного или муниципального
служащего, при выполнении которых существует вероятность возникновения
коррупционных проявлений или действий;
3) закрепление коррупциогенных должностей в органе государственного или
муниципального управления
4) выявление скрытых потенциальных возможностей государственной или
муниципальной системы, способствующих коррупционным проявлениям со стороны
должностных лиц
Коррупционные
риски могут возникать в процессе исполнения следующих государственных
(муниципальных) полномочий:
- размещение
заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных (муниципальных) нужд;
- осуществление
государственного (муниципального) надзора и контроля;
- подготовка и
принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий,
межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных
участков и т.п.);
- организация
продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества, а
также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся
в государственной и муниципальной собственности;
- подготовка и
принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне
взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
- подготовка и
принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;
- лицензирование
отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и
иные аналогичные действия;
- проведение
государственной экспертизы и выдача заключений;
- возбуждение и
рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение
административного расследования;
- проведение
расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве,
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и
растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и
юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
- представление
в судебных органах прав и законных интересов государственных
(муниципальных) органов;
- регистрация
имущества и ведение баз данных имущества.
Информация о
коррупционных факторах в деятельности государственных и муниципальных органов
при реализации ими своих функций может быть выявлена:
- в ходе
заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и
урегулированию конфликта интересов;
- по
результатам рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о
коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по
«горячей линии», «электронной приемной» и т.д.;
- по
результатам рассмотрения уведомлений представителя нанимателя о фактах
обращения в целях склонения государственного (муниципального) служащего,
работника к совершению коррупционных правонарушений;
- в сообщениях
в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными
лицами требований к служебному поведению;
- в
статистических данных по уголовным преступлениям и т.д.
Оценка
коррупционных рисков заключается
в выявлении условий (действий, событий), возникающих в ходе конкретного
управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями
в целях получения, как для должностных лиц, так и для аффилированных лиц выгоды
материального характера (имущество, услуги или льготы), а также иной
(нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и
государства.
Согласно
Методических рекомендаций Минтруда России по проведению оценки коррупционных
рисков, возникающих при реализации государственных функций, в ходе проведения
работы по оценке коррупционных рисков должны быть выявлены те административные
процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений, а также
определена степень участия (широта дискреционных полномочий) должностных лиц в
реализации коррупционно-опасных функций, учитывая, что степень такого участия
является «высокой» для извлечения «коррупционной прибыли».
Критериями,
характеризующими степень участия должностного лица в осуществлении
коррупционно-опасных функций, могут служить следующие действия:
- использование
своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с
удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его
родственников;
- предоставление
не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность)
для поступления на государственную службу, на работу в государственную
корпорацию;
- оказание
неправомерного предпочтения физическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а
также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
- использование
в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении
служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному
распространению;
- требование от
физических и юридических лиц информации, предоставление которой не
предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- нарушение
установленного порядка рассмотрения обращений граждан, организаций; –
дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам,
за исключением символических знаков внимания, протокольных мероприятий и
др.
Сведениями,
характеризующими степень участия должностного лица в осуществлении
коррупционно-опасных функций, может служить информация о:
- нарушении
должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных актов,
регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения
мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;
- искажении,
сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и
отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной
деятельности;
- попытках
несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- действиях
распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их
должностным полномочиям;
- бездействии в
случаях, требующих принятия решений в соответствии с их служебными
обязанностями.
Существуют
следующие способы выявления коррупционных рисков:
- Проведение
социологических опросов, анкетирований, в т.ч. с использованием внутренней
электронной почты, Интернета, телефона и др.);
- Создание
системы внутреннего информирования;
- Распределение
служебной функции на нескольких сотрудников;
- Осуществление
проверки сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах
имущественного характера;
- Осуществление
контроля за выполнением государственными и муниципальными служащими
требований к служебному поведению, соблюдению ограничений и запретов.
Информация о том,
что при реализации той или иной функции возникают коррупционные риски (т.е.
функция является коррупционно-опасной) может быть также получена:
- от
подразделений (сотрудников), занимающихся вопросами собственной
безопасности;
- при
рассмотрении обращений граждан, в том числе поступивших по «горячей
линии», «электронной приемной» и т.д.;
- из сообщений
СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными
лицами требований к служебному поведению;
- от
руководителей подразделений, получивших заявления от государственных
служащих о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
- из
материалов, представленных правоохранительными органами, иными
государственными органами, органами местного самоуправления и их
должностными лицами, а также руководителей политических партий и
зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских
общественных объединений, не являющихся политическими партиями,
представителей Общественной палаты Российской Федерации и других
источников.
Минимизация
коррупционных рисков либо их устранение достигается следующими методами:
- введением препятствий
(ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.
- перераспределением
функций между структурными подразделениями внутри государственного и
муниципального органа;
- использованием
информационных технологий в качестве приоритетного направления для
осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция);
- исключением
необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с
гражданами и организациями;
- совершенствованием
механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих
групп и др.
В
целях недопущения совершения должностными лицами федеральных государственных
органов и государственных корпораций коррупционных правонарушений или
проявлений коррупционной направленности Минтруда России рекомендует постоянно
осуществлять следующие мероприятия:
- внутренний
контроль за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанный
на механизме проверочных мероприятий (при этом проверочные мероприятия
должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений
о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так на
основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе
жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной
деятельности должностных лиц в средствах массовой информации);
- использовать
средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и
представителей организаций;
- проводить
разъяснительную и иную работу для существенного снижения возможностей
коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных
функций.
Признаки,
характеризующие коррупционное поведение должностного лица при осуществлении
коррупционно-опасных функций:
- необоснованное
затягивание решения вопроса сверх установленных сроков (волокита) при
принятии решений, связанных с реализацией прав граждан или юридических
лиц, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного
физического или юридического лица при наличии значительного числа
очередных обращений;
- использование
своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с
удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его
родственников;
- предоставление
не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность)
для поступления на государственную службу;
- оказание
предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям,
юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в
осуществлении предпринимательской деятельности;
- использование
в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении
служебных (трудовых) обязанностей, если такая информация не подлежит
официальному распространению;
- требование от
физических и юридических лиц информации, предоставление которой не
предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- нарушение
должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных,
локальных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и
проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми)
обязанностями;
- искажение,
сокрытие или представление заведомо ложных сведений в служебных учетных и
отчетных документах, являющихся существенным элементом служебной
(трудовой) деятельности;
- попытки
несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
- действия
распорядительного характера, превышающие или не относящиеся к должностным
(трудовым) полномочиям;
- бездействие в
случаях, требующих принятия решений в соответствии со служебными
(трудовыми) обязанностями;
- получение
должностным лицом, членами его семьи, близкими родственниками необоснованно
высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки,
искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
- получение
должностным лицом, членами его семьи, третьими лицами кредитов или займов
на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам,
равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским
вкладам (депозитам) указанных лиц;
- совершение
частых или крупных сделок с субъектами предпринимательской деятельности,
владельцами которых или руководящие должности в которых замещают
родственники должностных лиц;
- совершение
финансово-хозяйственных операций с очевидными нарушениями действующего
законодательства.
В
ходе указанных действий государственный служащий:
- допускает в
разговоре иносказательные выражения, намёки (жесты, мимика) на возможность
получения взятки;
- предлагает
обсуждение проблемных вопросов в другой обстановке (в другое время, в
другом месте);
- предлагает
возможность решения вопроса, через знакомых (других должностных лиц) ввиду
приятельских либо иных благоприятных отношений;
- обсуждает
свои бытовые (материальные) трудности;
- выстраивает
отношения личной заинтересованности с лицами, занимающимися
предпринимательской деятельностью;
- составляет
протекцию, оказывает поддержку субъектам предпринимательской деятельности
в личных, корыстных интересах;
- обращается к
следователям с неправомерными просьбами, нарушающими установленный порядок
предварительного следствия, рассмотрения жалоб и заявлений, способными
оказать влияние на служебное решение.
По
мнению членов Общественной палаты Российской Федерации, для полноценного
мониторинга коррупционных рисков необходимы:
- принятие мер
по проведению регулярных независимых социологических исследований,
направленных на выявление мнения получателей государственных и
муниципальных услуг об их качестве и доступности, а также на выявление
необоснованных административных барьеров, препятствующих свободной
конкуренции;
- периодическое
анкетирование лиц, взаимодействующих с государственными и муниципальными
органами при исполнении государственных (муниципальных) функций и
предоставлении государственных (муниципальных) услуг;
- независимый
экономико-правовой анализ конкурсной документации при размещении заказов
для государственных и муниципальных нужд, результатов исполнения
государственных (муниципальных) контрактов;
- независимый
экономико-правовой анализ гражданско-правовых договоров, заключаемых
подведомственными государственным и муниципальным органам государственными
и муниципальными учреждениями и предприятиями с целью выявления признаков
реализации имущества, выполнения работ и оказания услуг по завышенным или
заниженным ценам;
- анонимные
опросы государственных и муниципальных служащих о практике организации
служебной деятельности, порядке замещения должностей и продвижения по
службе;
- независимый
анализ обращений граждан и организаций в вышестоящие государственные и
муниципальные органы, в правоохранительные органы по вопросам исполнения
должностными лицами государственных (муниципальных) функций и
предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- независимый
мониторинг средств массовой информации на предмет выявления публикаций о
фактах коррупционных проявлений в деятельности государственных и
муниципальных органов и подведомственных им учреждений и предприятий .
Выполнение
вышеназванных мероприятий может способствовать выявлению коррупционных рисков
при условии, что они будут осуществляться на профессиональной основе,
независимыми аудиторами и социологическими службами, специалистами в области
противодействия коррупции, а не теми должностными лицами, деятельность которых
непосредственно связана с этими рисками.
Общественная
палата Российской Федерации предложила осуществлять мониторинг средств массовой
информации на предмет выявления сообщений о фактах коррупционных проявлений в
деятельности государственных и муниципальных органов, который должен
проводиться в соответствии с четко установленным порядком.
Данный вид
антикоррупционного мониторинга должен предусматривать:
- определение
перечня СМИ, в отношении информационных материалов которых проводится
сбор, обобщение и анализ публикаций;
- периодичность
проведения мониторинга;
- определение
характера информационных сообщений, подлежащих отбору и
систематизации;
- порядок учета
отобранных информационных материалов и порядок работы с данными
материалами.
Общественная
палата Российской Федерации рекомендует при проведении мониторинга СМИ на
предмет выявления публикаций о фактах коррупционных проявлений государственным
и муниципальным органам по возможности придерживаться следующих
требований:
- проводить
мониторинг в отношении деятельности как центральных, так и территориальных
органов, а также подведомственных государственных учреждений и
предприятий;
- включать в
объекты мониторинга как можно более широкий перечень СМИ, в том числе
интернет-ресурсы, информационные агентства, специализированные
интернет-сайты;
- систематизировать
отобранные материалы в зависимости от необходимости и процедуры их
последующей проверки;
- периодически
информировать институты гражданского общества о результатах мониторинга и
принятых на их основе мерах.