"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
Оценка 4.8

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
5 кл—8 кл
03.02.2019
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
Семья и школа - важнейшие социальные институты российского общества, участвующие в формировании личности ребёнка. Первоочередное место в этом процессе по праву принадлежит семье, но возможности школы гораздо шире: в ней реализуются целевые воспитательные программы, обучающиеся приобретают знания, в ходе воспитательно - образовательного процесса формируется самостоятельность и адекватность самооценки личности. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Отсюда возникают определенные, а иногда и противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний протест. Попытки компромиссного решения данной проблемы вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.
Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога.docx
Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога Семья и школа ­ важнейшие социальные институты российского общества, участвующие  в формировании личности ребёнка. Первоочередное место в этом процессе по праву принадлежит семье, но возможности школы гораздо шире: в   обучающиеся ней   реализуются   целевые   воспитательные   программы, приобретают   знания,   в   ходе   воспитательно   ­   образовательного   процесса  формируется самостоятельность и адекватность самооценки личности. В этом процессе   кроме   самого   ребенка   участвуют   так   же   сверстники,   учителя   и родители.   Отсюда   возникают   определенные,   а   иногда   и   противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний протест.  Попытки  компромиссного решения данной проблемы  вызывают определенное  жестокое обращение с каждой стороны. Насилие   в   школе   может   быть   представлено   во   всём   многообразии: жестокость во взаимоотношениях между школьниками, агрессивное отношение к учителям и техническому персоналу, взаимное оскорбление,  порча школьного имущества. В той или иной мере насилие присутствует в большинстве школ и  становится все более грубым. И если раньше львиная доля случаев школьного насилия   приходилась   на   мальчиков,   то   сегодня   это   далеко   не   так:   девочки становятся   все   более   жестокими   и   неуправляемыми.   Еще   одно   новшество последних   лет   ­   сетевое   насилие   с   использованием   электронных   средств коммуникации. Все чаще подростки сталкиваются с такими его формами, как обезображивание   чужих   изображений   в   Интернете,   угрозы   и   оскорбления   на различных   форумах.   При   этом   авторы   «проделок»   зачастую   не   имеют представления, какие законы они нарушают, не задумываются о последствиях. Формы школьного насилия могут быть различными: ­ систематические насмешки ­ вымогательство ­ физическое и психическое унижение ­ различные виды издевательства ­ бойкот и игнорирование ­ порча личных вещей.  Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но наиболее    часто таковыми становятся дети, имеющие: ­ физические недостатки (носящие очки, имеющие проблемы со слухом), ­   особенности   внешности   (рыжие   волосы,   веснушки,   кривые   ноги, оттопыренные уши, полнота и др.), ­ плохие социальные навыки, ­ трудности в обучении, ­ страх перед школой. По результатам многих исследований, с насилием в школе сталкиваются около   четверти   обучающихся.   По   большей   части   это   насилие   вербальное   – унизительные замечания, крик, оскорбления. Но часто школьники сталкиваются и с насилием физическим, а также с угрозами физической расправы. В отличие от   физического   насилия,  последствия   которого,  как   правило,   заметны   сразу, обнаружить   факт   психологического   насилия   гораздо   труднее.   Отсутствие  доверия   между   учеником     и   учителем   делает     задачу   предотвращения  насилия     невыполнимой.   Ребёнок   должен   знать,   что   найдет   у   взрослого поддержку, что он может обратиться к человеку, которому доверяет. В   школах   необходимо   вести   планомерную   работу   по   профилактике насилия и агрессии у детей, которая должна быть организована только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Тогда станет возможным   присвоение детьми нравственных ценностей.   Воспитание должно охватывать   и   учебную,   и   внеурочную   деятельность.   Согласно   Федеральному государственному   образовательному   стандарту,   внеурочной   деятельности школьников уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Классные   часы   по   гражданскому   и   правовому   воспитанию   позволяют донести до подростков понятие о насилии, о возможности его предотвращения, о   законах,   защищающих   права   человека.   Правовое   воспитание   обучающихся   об   уголовной   ответственности позволяет   упорядочить   их   знания несовершеннолетних, воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Привлечение   инспектора   ПДН   к   совместной   работе   в   этом   направлении позволяет школе наиболее эффективно решить эти задачи. Не   менее   важна   организация   психолого­педагогической   поддержки обучающихся. Классный руководитель совместно с психологом должен учить школьников   контролировать   свое   состояние   при   гневе,   раздражительности   и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.   Необходимо,   используя   весь   арсенал   воспитательной   работы, воспитывать   у   обучающихся   самоконтроль,   развивать   умение   предвидеть последствия своих действий. Суть   всех   этих   мероприятий   состоит   в   повышении   сознательности обучающихся   и   мотивации   к   стремлению   правильно   реагировать   в   сложной ситуации, при этом не  закрывать  глаза на насилие. На   родительских   собраниях   следует   объяснять,   что   для   того,   чтобы ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно не настраивать его против школьных мероприятий, не пытаться выделять своего ребёнка  среди одноклассников одеждой (элитной или, наоборот, неопрятной). В случае насилия над ребёнком  необходимо сразу сообщить учителю, классному руководителю, администрации школы.  Главное в таких случаях – не молчать. Последствия   школьного   насилия   иногда   продолжаются   всю   жизнь   у пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность. В то же время, если школьное насилие было прервано в самом начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительной и проявляться в виде слабой интенсивности негативных эмоций. Наряду   с  необходимостью   организации   помощи   пострадавшим   детям   и подросткам,  выступает   задача   создания   профилактических   мер   по   снижению вероятности   проявления   актов   насилия   в   учебных   заведениях.   Система педагогических   действий   рассчитана   на   деятельность   различных   категорий педагогических   работников:   классных   руководителей,   педагогов,   психологов, социальных педагогов, педагогов – организаторов. Основным   результатом   проведения   профилактической   работы   по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть   таких   условий,   при   которых   максимально   снижено   влияние   факторов, провоцирующих   насилие,   и   сведена   до   минимума   потребность   проявления агрессии любого рода. В   этом   смысле   особое   значение   имеют   мероприятия,   направленные   на сплочение классного коллектива. Сплачивает и сближает классный коллектив четкая   организация   работы,  разнообразных   коллективных   творческих   дел   на пользу   и   радость   своему   коллективу.   КТД   позволяет   каждому   проявить   и совершенствовать   лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения,   расти   нравственно   и   духовно.   Любая   совместная   деятельность школьников и взрослых способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.   Деловые   и   ролевые   игры,   психологические   тренинги, моделирование   непривычных   систем   взаимоотношений   –   всё   это   дает  возможность изменить существующее положение и по­новому выстроить свои отношения между детьми и взрослыми. Мотивацией   к   насилию   могут   выступать   зависть,   месть,   чувство неприязни,   восстановление   справедливости,   борьба   за   власть,   подчинение лидеру, самоутверждение. В   целях   предотвращения   насилия   и   его   негативных   последствий необходимо: 1. Установить формы насилия, которые имеют место в школе. Завести дневник   наблюдения   за   поведением   членов   школьного   сообщества,   которые, склонны  к проявлению физического или психологического насилия. 2. Провести   анкетирование,   ответы   на   вопросы   которого   помогут оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять, чтобы дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять, где, в каких местах школьники сталкиваются с насилием, как они реагируют на него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, а кто нет. 3. Обсудить проблему в ходе бесед со школьниками. Причём беседы могут быть как индивидуальные, так и групповые. Следующий шаг ­ обращение к   чувствам   школьников,   моральная   оценка   действий   «обидчиков».   Не   менее важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия. ­   обсудить   с  обучающимися,   почему   в  возможно   насилие   и   что   нужно сделать, чтобы его предотвратить; ­ предложить обучающимся   написать об известном конфликте, который произошёл в школе. С их разрешения зачитайте его, и предложите им найти выход из него, не применяя насилие; ­   ознакомить   обучающихся   с   материалами   (видео,   книги),   которые содержат информацию на эту тему; ­   предложить   тему   для   обсуждения,   например:   как   свидетели   насилия должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику». 4. Определить   поведение   персонала   школы,   которое   способствует позитивным межличностным отношениям между обучающимися: осуществление работы   по   уменьшению   асоциального   поведения;   наблюдение   за   поведением обучающихся на переменах; готовность оказать поддержку тем обучающимся, которые стали «жертвами» насилия; обмен опытом по положительному решению таких проблем. 5. Не исключать из поля зрения «обидчиков». Необходимо беседовать не только с виновными, но и с их родителями. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении этой проблемы. Работа с виновными может   быть   различной.   Иногда   с   ними   устанавливают   контакты   и   беседую индивидуально без угроз. Но зачастую используется такой подход: учитель или психолог,   работая   с   «жертвами»,   приглашают   виновных   принять   участие   в решении ситуации. 6. Помочь   ребёнку,   который   стал   жертвой   насилия   самому   решить проблему,   конечно   с   помощью   других.   Следует   определить   тех   детей,   чьё поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои проблемы, например   неуверенность   в   себе.   В   работе   с   такими   детьми   полезно смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её преодолеть. 7. Конструктивно работать с родителями. Обсуждать с ними причины насилия. При разговоре  с родителями виновных важна сдержанность в оценке. С родителями «жертв» ­ не занимать позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребёнка, который стал «жертвой». Если же разговор будет  о том, что  можно и нужно  сделать, чтобы изменить   ситуацию,  можно решить   эту   проблему   вместе.   Родителей   нужно   побуждать   к   действиям, которые призваны  к ликвидации агрессивного поведения и противодействия  их возникновения   и   закрепления   через   обсуждения   этих   тем   на   родительских собраниях. Если в раннем детстве ребёнок переживает несправедливость, остается с этим чувством  и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя.   И  тогда в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира. (Ю. Б. Норштейн) Жестокое обращение с детьми способствует воспроизводству жестокости в   обществе,   тем   самым   нанося   ему   социально   экономический   и   моральный ущерб. А ведь обществу дети нужны здоровые и в физическом, и психическом, и социальном,  и   моральном   отношении,   которые   со   временем   смогут   передать своим   детям   лучшие   навыки   и   традиции.   Только   в   этом   случае   каждое последующее   поколение   будет   лучше   предыдущего.   Вот   почему   взрослые должны   стараться   сделать   всё,   чтобы   ребёнок   чувствовал   себя   личностью, свободной от унижения, оскорбления, злоупотребления и эксплуатации.

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"

"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2019