Семья и школа - важнейшие социальные институты российского общества, участвующие  в формировании личности ребёнка. Первоочередное место в этом процессе по праву принадлежит семье, но возможности школы гораздо шире: в ней реализуются целевые воспитательные программы, обучающиеся приобретают знания, в ходе  воспитательно - образовательного процесса  формируется самостоятельность и адекватность самооценки личности. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Отсюда возникают  определенные, а  иногда и  противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний протест.  Попытки  компромиссного решения данной проблемы  вызывают определенное  жестокое обращение с каждой стороны.
            
        
        
        
                    
                
                    Предупреждение насилия в школьной среде
в деятельности социального педагога
Семья и школа  важнейшие социальные институты российского общества,
участвующие  в формировании личности ребёнка. Первоочередное место в этом
процессе по праву принадлежит семье, но возможности школы гораздо шире: в
  обучающиеся
ней   реализуются   целевые   воспитательные   программы,
приобретают   знания,   в   ходе   воспитательно      образовательного   процесса
 формируется самостоятельность и адекватность самооценки личности. В этом
процессе   кроме   самого   ребенка   участвуют   так   же   сверстники,   учителя   и
родители.   Отсюда   возникают   определенные,   а   иногда   и   противоречивые,
требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний протест.
 Попытки  компромиссного решения данной проблемы  вызывают определенное
 жестокое обращение с каждой стороны.
Насилие   в   школе   может   быть   представлено   во   всём   многообразии:
жестокость во взаимоотношениях между школьниками, агрессивное отношение
к учителям и техническому персоналу, взаимное оскорбление,  порча школьного
имущества. В той или иной мере насилие присутствует в большинстве школ и
 становится все более грубым. И если раньше львиная доля случаев школьного
насилия   приходилась   на   мальчиков,   то   сегодня   это   далеко   не   так:   девочки
становятся   все   более   жестокими   и   неуправляемыми.   Еще   одно   новшество
последних   лет      сетевое   насилие   с   использованием   электронных   средств
коммуникации. Все чаще подростки сталкиваются с такими его формами, как
обезображивание   чужих   изображений   в   Интернете,   угрозы   и   оскорбления   на
различных   форумах.   При   этом   авторы   «проделок»   зачастую   не   имеют
представления, какие законы они нарушают, не задумываются о последствиях.
Формы школьного насилия могут быть различными: систематические насмешки
 вымогательство
 физическое и психическое унижение
 различные виды издевательства
 бойкот и игнорирование
 порча личных вещей. 
Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но наиболее   
часто таковыми становятся дети, имеющие:
 физические недостатки (носящие очки, имеющие проблемы со слухом),
   особенности   внешности   (рыжие   волосы,   веснушки,   кривые   ноги,
оттопыренные уши, полнота и др.),
 плохие социальные навыки,
 трудности в обучении,
 страх перед школой.
По результатам многих исследований, с насилием в школе сталкиваются
около   четверти   обучающихся.   По   большей   части   это   насилие   вербальное   –
унизительные замечания, крик, оскорбления. Но часто школьники сталкиваются
и с насилием физическим, а также с угрозами физической расправы. В отличие
от   физического   насилия,  последствия   которого,  как   правило,   заметны   сразу,
обнаружить   факт   психологического   насилия   гораздо   труднее.   Отсутствие
 доверия   между   учеником     и   учителем   делает     задачу   предотвращения
 насилия     невыполнимой.   Ребёнок   должен   знать,   что   найдет   у   взрослого
поддержку, что он может обратиться к человеку, которому доверяет.
В   школах   необходимо   вести   планомерную   работу   по   профилактике
насилия и агрессии у детей, которая должна быть организована только через
совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Тогда станет
возможным   присвоение детьми нравственных ценностей.   Воспитание должно
охватывать   и   учебную,   и   внеурочную   деятельность.   Согласно   Федеральному
государственному   образовательному   стандарту,   внеурочной   деятельностишкольников уделяется особое внимание, определено пространство и время в
образовательном процессе.
Классные   часы   по   гражданскому   и   правовому   воспитанию   позволяют
донести до подростков понятие о насилии, о возможности его предотвращения,
о   законах,   защищающих   права   человека.   Правовое   воспитание   обучающихся
  об   уголовной   ответственности
позволяет   упорядочить   их   знания
несовершеннолетних, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Привлечение   инспектора   ПДН   к   совместной   работе   в   этом   направлении
позволяет школе наиболее эффективно решить эти задачи.
Не   менее   важна   организация   психологопедагогической   поддержки
обучающихся. Классный руководитель совместно с психологом должен учить
школьников   контролировать   свое   состояние   при   гневе,   раздражительности   и
агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без
насилия.   Необходимо,   используя   весь   арсенал   воспитательной   работы,
воспитывать   у   обучающихся   самоконтроль,   развивать   умение   предвидеть
последствия своих действий.
Суть   всех   этих   мероприятий   состоит   в   повышении   сознательности
обучающихся   и   мотивации   к   стремлению   правильно   реагировать   в   сложной
ситуации, при этом не  закрывать  глаза на насилие.
На   родительских   собраниях   следует   объяснять,   что   для   того,   чтобы
ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно
не настраивать его против школьных мероприятий, не пытаться выделять своего
ребёнка  среди одноклассников одеждой (элитной или, наоборот, неопрятной). В
случае насилия над ребёнком  необходимо сразу сообщить учителю, классному
руководителю, администрации школы.  Главное в таких случаях – не молчать.
Последствия   школьного   насилия   иногда   продолжаются   всю   жизнь   у
пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность.
В то же время, если школьное насилие было прервано в самом начале, следоваяреакция на него может быть совсем незначительной и проявляться в виде слабой
интенсивности негативных эмоций.
Наряду   с  необходимостью   организации   помощи   пострадавшим   детям   и
подросткам,  выступает   задача   создания   профилактических   мер   по   снижению
вероятности   проявления   актов   насилия   в   учебных   заведениях.   Система
педагогических   действий   рассчитана   на   деятельность   различных   категорий
педагогических   работников:   классных   руководителей,   педагогов,   психологов,
социальных педагогов, педагогов – организаторов.
Основным   результатом   проведения   профилактической   работы   по
предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то
есть   таких   условий,   при   которых   максимально   снижено   влияние   факторов,
провоцирующих   насилие,   и   сведена   до   минимума   потребность   проявления
агрессии любого рода.
В   этом   смысле   особое   значение   имеют   мероприятия,   направленные   на
сплочение классного коллектива. Сплачивает и сближает классный коллектив
четкая   организация   работы,  разнообразных   коллективных   творческих   дел   на
пользу   и   радость   своему   коллективу.   КТД   позволяет   каждому   проявить   и
совершенствовать   лучшие человеческие задатки и способности, потребности и
отношения,   расти   нравственно   и   духовно.   Любая   совместная   деятельность
школьников и взрослых способна существенно изменить систему сложившихся
взаимоотношений.   Деловые   и   ролевые   игры,   психологические   тренинги,
моделирование   непривычных   систем   взаимоотношений   –   всё   это   дает
 возможность изменить существующее положение и поновому выстроить свои
отношения между детьми и взрослыми.
Мотивацией   к   насилию   могут   выступать   зависть,   месть,   чувство
неприязни,   восстановление   справедливости,   борьба   за   власть,   подчинение
лидеру, самоутверждение.
В   целях   предотвращения   насилия   и   его   негативных   последствий
необходимо:1.
Установить формы насилия, которые имеют место в школе. Завести
дневник   наблюдения   за   поведением   членов   школьного   сообщества,   которые,
склонны  к проявлению физического или психологического насилия.
2.
Провести   анкетирование,   ответы   на   вопросы   которого   помогут
оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять, чтобы
дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять,
где, в каких местах школьники сталкиваются с насилием, как они реагируют на
него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, а кто нет.
3.
Обсудить проблему в ходе бесед со школьниками. Причём беседы
могут быть как индивидуальные, так и групповые. Следующий шаг  обращение
к   чувствам   школьников,   моральная   оценка   действий   «обидчиков».   Не   менее
важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия.
   обсудить   с  обучающимися,   почему   в  возможно   насилие   и   что   нужно
сделать, чтобы его предотвратить;
 предложить обучающимся   написать об известном конфликте, который
произошёл в школе. С их разрешения зачитайте его, и предложите им найти
выход из него, не применяя насилие;
   ознакомить   обучающихся   с   материалами   (видео,   книги),   которые
содержат информацию на эту тему;
   предложить   тему   для   обсуждения,   например:   как   свидетели   насилия
должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».
4.
Определить   поведение   персонала   школы,   которое   способствует
позитивным межличностным отношениям между обучающимися: осуществление
работы   по   уменьшению   асоциального   поведения;   наблюдение   за   поведением
обучающихся на переменах; готовность оказать поддержку тем обучающимся,
которые стали «жертвами» насилия; обмен опытом по положительному решению
таких проблем.
5.
Не исключать из поля зрения «обидчиков». Необходимо беседовать
не только с виновными, но и с их родителями. Реакция школьного сообщества наслучаи насилия – важный аспект в решении этой проблемы. Работа с виновными
может   быть   различной.   Иногда   с   ними   устанавливают   контакты   и   беседую
индивидуально без угроз. Но зачастую используется такой подход: учитель или
психолог,   работая   с   «жертвами»,   приглашают   виновных   принять   участие   в
решении ситуации.
6.
Помочь   ребёнку,   который   стал   жертвой   насилия   самому   решить
проблему,   конечно   с   помощью   других.   Следует   определить   тех   детей,   чьё
поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои проблемы,
например   неуверенность   в   себе.   В   работе   с   такими   детьми   полезно
смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её преодолеть.
7.
Конструктивно работать с родителями. Обсуждать с ними причины
насилия. При разговоре  с родителями виновных важна сдержанность в оценке. С
родителями «жертв»  не занимать позицию защиты «мундира», т.е. защищать
школьную репутацию, а не ребёнка, который стал «жертвой». Если же разговор
будет  о том, что  можно и нужно  сделать, чтобы изменить   ситуацию,  можно
решить   эту   проблему   вместе.   Родителей   нужно   побуждать   к   действиям,
которые призваны  к ликвидации агрессивного поведения и противодействия  их
возникновения   и   закрепления   через   обсуждения   этих   тем   на   родительских
собраниях.
Если в раннем детстве ребёнок переживает несправедливость, остается с
этим чувством  и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости
ему некуда, отступать он может только в себя.   И  тогда в нем развивается
чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира.
(Ю. Б. Норштейн)
Жестокое обращение с детьми способствует воспроизводству жестокости
в   обществе,   тем   самым   нанося   ему   социально   экономический   и   моральный
ущерб. А ведь обществу дети нужны здоровые и в физическом, и психическом, и
социальном,  и   моральном   отношении,   которые   со   временем   смогут   передать
своим   детям   лучшие   навыки   и   традиции.   Только   в   этом   случае   каждоепоследующее   поколение   будет   лучше   предыдущего.   Вот   почему   взрослые
должны   стараться   сделать   всё,   чтобы   ребёнок   чувствовал   себя   личностью,
свободной от унижения, оскорбления, злоупотребления и эксплуатации.