"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
5 кл—8 кл
03.02.2019
Семья и школа - важнейшие социальные институты российского общества, участвующие в формировании личности ребёнка. Первоочередное место в этом процессе по праву принадлежит семье, но возможности школы гораздо шире: в ней реализуются целевые воспитательные программы, обучающиеся приобретают знания, в ходе воспитательно - образовательного процесса формируется самостоятельность и адекватность самооценки личности. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Отсюда возникают определенные, а иногда и противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний протест. Попытки компромиссного решения данной проблемы вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.
Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога.docx
Предупреждение насилия в школьной среде
в деятельности социального педагога
Семья и школа важнейшие социальные институты российского общества,
участвующие в формировании личности ребёнка. Первоочередное место в этом
процессе по праву принадлежит семье, но возможности школы гораздо шире: в
обучающиеся
ней реализуются целевые воспитательные программы,
приобретают знания, в ходе воспитательно образовательного процесса
формируется самостоятельность и адекватность самооценки личности. В этом
процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и
родители. Отсюда возникают определенные, а иногда и противоречивые,
требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний протест.
Попытки компромиссного решения данной проблемы вызывают определенное
жестокое обращение с каждой стороны.
Насилие в школе может быть представлено во всём многообразии:
жестокость во взаимоотношениях между школьниками, агрессивное отношение
к учителям и техническому персоналу, взаимное оскорбление, порча школьного
имущества. В той или иной мере насилие присутствует в большинстве школ и
становится все более грубым. И если раньше львиная доля случаев школьного
насилия приходилась на мальчиков, то сегодня это далеко не так: девочки
становятся все более жестокими и неуправляемыми. Еще одно новшество
последних лет сетевое насилие с использованием электронных средств
коммуникации. Все чаще подростки сталкиваются с такими его формами, как
обезображивание чужих изображений в Интернете, угрозы и оскорбления на
различных форумах. При этом авторы «проделок» зачастую не имеют
представления, какие законы они нарушают, не задумываются о последствиях.
Формы школьного насилия могут быть различными: систематические насмешки
вымогательство
физическое и психическое унижение
различные виды издевательства
бойкот и игнорирование
порча личных вещей.
Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но наиболее
часто таковыми становятся дети, имеющие:
физические недостатки (носящие очки, имеющие проблемы со слухом),
особенности внешности (рыжие волосы, веснушки, кривые ноги,
оттопыренные уши, полнота и др.),
плохие социальные навыки,
трудности в обучении,
страх перед школой.
По результатам многих исследований, с насилием в школе сталкиваются
около четверти обучающихся. По большей части это насилие вербальное –
унизительные замечания, крик, оскорбления. Но часто школьники сталкиваются
и с насилием физическим, а также с угрозами физической расправы. В отличие
от физического насилия, последствия которого, как правило, заметны сразу,
обнаружить факт психологического насилия гораздо труднее. Отсутствие
доверия между учеником и учителем делает задачу предотвращения
насилия невыполнимой. Ребёнок должен знать, что найдет у взрослого
поддержку, что он может обратиться к человеку, которому доверяет.
В школах необходимо вести планомерную работу по профилактике
насилия и агрессии у детей, которая должна быть организована только через
совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. Тогда станет
возможным присвоение детьми нравственных ценностей. Воспитание должно
охватывать и учебную, и внеурочную деятельность. Согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту, внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определено пространство и время в
образовательном процессе.
Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию позволяют
донести до подростков понятие о насилии, о возможности его предотвращения,
о законах, защищающих права человека. Правовое воспитание обучающихся
об уголовной ответственности
позволяет упорядочить их знания
несовершеннолетних, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Привлечение инспектора ПДН к совместной работе в этом направлении
позволяет школе наиболее эффективно решить эти задачи.
Не менее важна организация психологопедагогической поддержки
обучающихся. Классный руководитель совместно с психологом должен учить
школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и
агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без
насилия. Необходимо, используя весь арсенал воспитательной работы,
воспитывать у обучающихся самоконтроль, развивать умение предвидеть
последствия своих действий.
Суть всех этих мероприятий состоит в повышении сознательности
обучающихся и мотивации к стремлению правильно реагировать в сложной
ситуации, при этом не закрывать глаза на насилие.
На родительских собраниях следует объяснять, что для того, чтобы
ребенок не попал в группу риска по школьному насилию, родителям желательно
не настраивать его против школьных мероприятий, не пытаться выделять своего
ребёнка среди одноклассников одеждой (элитной или, наоборот, неопрятной). В
случае насилия над ребёнком необходимо сразу сообщить учителю, классному
руководителю, администрации школы. Главное в таких случаях – не молчать.
Последствия школьного насилия иногда продолжаются всю жизнь у
пострадавшего, калеча её, и превращая в ряд сплошных испытаний на прочность.
В то же время, если школьное насилие было прервано в самом начале, следовая реакция на него может быть совсем незначительной и проявляться в виде слабой
интенсивности негативных эмоций.
Наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и
подросткам, выступает задача создания профилактических мер по снижению
вероятности проявления актов насилия в учебных заведениях. Система
педагогических действий рассчитана на деятельность различных категорий
педагогических работников: классных руководителей, педагогов, психологов,
социальных педагогов, педагогов – организаторов.
Основным результатом проведения профилактической работы по
предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то
есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов,
провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления
агрессии любого рода.
В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на
сплочение классного коллектива. Сплачивает и сближает классный коллектив
четкая организация работы, разнообразных коллективных творческих дел на
пользу и радость своему коллективу. КТД позволяет каждому проявить и
совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и
отношения, расти нравственно и духовно. Любая совместная деятельность
школьников и взрослых способна существенно изменить систему сложившихся
взаимоотношений. Деловые и ролевые игры, психологические тренинги,
моделирование непривычных систем взаимоотношений – всё это дает
возможность изменить существующее положение и поновому выстроить свои
отношения между детьми и взрослыми.
Мотивацией к насилию могут выступать зависть, месть, чувство
неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение
лидеру, самоутверждение.
В целях предотвращения насилия и его негативных последствий
необходимо: 1.
Установить формы насилия, которые имеют место в школе. Завести
дневник наблюдения за поведением членов школьного сообщества, которые,
склонны к проявлению физического или психологического насилия.
2.
Провести анкетирование, ответы на вопросы которого помогут
оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять, чтобы
дети чувствовали себя защищенными в школе. Анализ анкет поможет понять,
где, в каких местах школьники сталкиваются с насилием, как они реагируют на
него, кто из них заинтересован, нуждается в помощи, а кто нет.
3.
Обсудить проблему в ходе бесед со школьниками. Причём беседы
могут быть как индивидуальные, так и групповые. Следующий шаг обращение
к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Не менее
важно грамотно построить разговоры с детьми, пострадавшими от насилия.
обсудить с обучающимися, почему в возможно насилие и что нужно
сделать, чтобы его предотвратить;
предложить обучающимся написать об известном конфликте, который
произошёл в школе. С их разрешения зачитайте его, и предложите им найти
выход из него, не применяя насилие;
ознакомить обучающихся с материалами (видео, книги), которые
содержат информацию на эту тему;
предложить тему для обсуждения, например: как свидетели насилия
должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику».
4.
Определить поведение персонала школы, которое способствует
позитивным межличностным отношениям между обучающимися: осуществление
работы по уменьшению асоциального поведения; наблюдение за поведением
обучающихся на переменах; готовность оказать поддержку тем обучающимся,
которые стали «жертвами» насилия; обмен опытом по положительному решению
таких проблем.
5.
Не исключать из поля зрения «обидчиков». Необходимо беседовать
не только с виновными, но и с их родителями. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении этой проблемы. Работа с виновными
может быть различной. Иногда с ними устанавливают контакты и беседую
индивидуально без угроз. Но зачастую используется такой подход: учитель или
психолог, работая с «жертвами», приглашают виновных принять участие в
решении ситуации.
6.
Помочь ребёнку, который стал жертвой насилия самому решить
проблему, конечно с помощью других. Следует определить тех детей, чьё
поведение провоцирует насилие. Им нужно помочь преодолеть свои проблемы,
например неуверенность в себе. В работе с такими детьми полезно
смоделировать ситуацию, в которой они находились и помочь им её преодолеть.
7.
Конструктивно работать с родителями. Обсуждать с ними причины
насилия. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. С
родителями «жертв» не занимать позицию защиты «мундира», т.е. защищать
школьную репутацию, а не ребёнка, который стал «жертвой». Если же разговор
будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, можно
решить эту проблему вместе. Родителей нужно побуждать к действиям,
которые призваны к ликвидации агрессивного поведения и противодействия их
возникновения и закрепления через обсуждения этих тем на родительских
собраниях.
Если в раннем детстве ребёнок переживает несправедливость, остается с
этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости
ему некуда, отступать он может только в себя. И тогда в нем развивается
чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира.
(Ю. Б. Норштейн)
Жестокое обращение с детьми способствует воспроизводству жестокости
в обществе, тем самым нанося ему социально экономический и моральный
ущерб. А ведь обществу дети нужны здоровые и в физическом, и психическом, и
социальном, и моральном отношении, которые со временем смогут передать
своим детям лучшие навыки и традиции. Только в этом случае каждое последующее поколение будет лучше предыдущего. Вот почему взрослые
должны стараться сделать всё, чтобы ребёнок чувствовал себя личностью,
свободной от унижения, оскорбления, злоупотребления и эксплуатации.
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
"Предупреждение насилия в школьной среде в деятельности социального педагога"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.