Предъявление опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
математика
1 кл
15.06.2017
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников. Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи.статья
системно-деятельностный подход.doc
Предъявление опыта работы по реализации системнодеятельностного
века». Учитель начальных
подхода средствами УМК «Начальная школа
XXI
классов (высшая категория) Никулина Наталья Валерьевна.
Уважаемые коллеги! Мне хочется начать свое выступление с цитаты Льва
Николаевича Толстого. На мой взгляд очень актуальной на сегодняшний момент в
современной школе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы
научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление
духовного развития личности.
Что значит "деятельность"? Деятельность
это всегда целеустремленная система,
нацеленная на результат.
И задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это в свою очередь
складывается в систему универсальных учебных действий. Что имеем ввиду, когда
говорим "учебная деятельность"?
Учебная деятельность не есть чистое познание. Учебная деятельность — это
развитие, саморазвитие, самовоспитание личности.
Чему же должен научиться ребенок?
Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым, овладеть
универсальными учебными действиями. Ведь именно в действии порождается знание.
Системнодеятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование
гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры,
которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. Хотелось
бы рассказать, как реализуется мною системнодеятельностный подход в УМК «Начальная
школа XXI века».
Одна из особенностей данного комплекта – интеграция учебных предметов
.
По
мнению авторов, начальная школа должна быть природосообразной, то есть
соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении,
разнообразной продуктивной деятельности),
учитывать индивидуальные
особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Ещё одна из особенностей комплекта – это решение учебных задач на каждом
уроке. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного
вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих
учеников. Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию
поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и
«подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь одноклассников и, конечно, работа
с дополнительной литературой.
Учу ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою
точку зрения. Если ктото из учеников бывает не прав в выборе решения, всегда ищем
причину ошибки, все вместе её объясняем и исправляем.
В ходе обучения с 1 по 4 класс реализуется дифференцированный подход
.
Учебники и тетради содержат задания для учащихся с разным уровнем подготовки.
Для предупреждения и преодоления причин трудностей в учении комплект имеет
тетради для индивидуальной и коррекционноразвивающей работы, что позволяет
учителю проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения,
право ребенка на свою
реализовывать в образовательном процессе
индивидуальность. Мы используем дидактические тетради и на уроке, и для
1 самостоятельной работы, и для индивидуальной работы с целью отработки изученного
материала, закрепления знаний и для устранения пробелов.
Большое значение, на мой взгляд, имеет педагогическая диагностика
, которой
полностью сопровождается данный комплект. Всегда анализирую работу учеников,
стараюсь отслеживать динамику их «роста».
Авторским коллективом УМК «Начальная школа 21 века» созданы средства
обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради, дидактические пособия) и учителей
(книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
Учебник — это основное (но не единственное) средство обучения, имеющееся у
каждого ученика. От того, как он устроен, насколько доступен в изложении, удовлетворяет
ли интересам и потребностям сегодняшнего ученика, зависит, будут ли успешно
развиваться предметные, метапредметные и личностные характеристики школьника.
Хороший учебник тот, который учит учиться: в нем легко ориентироваться (есть
условные обозначения для ученика); с ним можно «посоветоваться» (найти нужный
алгоритм, план, «карточкупомощницу», подсказку). Такой учебник учит общаться:
рубрики («обсудим вместе», «работа в парах»); с ним можно не бояться трудного
материала и сложных заданий (все важное выделено, содержание соответствует теме).
Кроме того, в учебники включены сведения «Из истории математики», «Из истории
языка», рубрики «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир», «Жил на свете
человек», «Книжная полка», «Картинная галерея». Эти материалы служат для развития
интереса учащихся к предмету, расширения их кругозора и новых способов рассуждений.
Очень интересно проходит на уроках
«Работа в парах» задания варьируются, ученикам предоставляется возможность
отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном
обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга.
Большое внимание на уроках уделяется формированию компонентов учебной
деятельности. Дети учатся рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать
свои суждения.
И, наконец, ещё одна важная задача — умение самостоятельно выбирать
интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для получения и
понимания дополнительной информации. Мои ученики посещают школьную и городскую
библиотеки, выбирают книги для чтения, рассказывают о прочитанном в классе, советуют
книги для чтения одноклассникам. От класса к классу растет их читательский опыт,
уровень сформированности читательских умений.
и
учебного
содержания
логического
В курсе математики также обеспечивается реализация деятельностного подхода к
обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического,
геометрического
материала.
В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисковая и
творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно
добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять,
фантазировать, играть.
Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности
младшего школьника, что в стандартах второго поколения представлено как достижение
личностных результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования.
Содержание учебников структурировано таким образом, что развивает представления
младших школьников об окружающем мире, начиная с того, что находится рядом, вокруг
ребенка. Постепенно объектами изучения становятся история России, культура русского
общества, трудовая деятельность в разные исторические времена.
2 Особое внимание при изучении «Окружающего мира»
уделяется накоплению
чувственных представлений о природе, обществе и человеке. Мои ученики составляли
«паспорт» дерева, генеалогическое древо своего рода, искали информацию о
происхождении своего имени и имени членов своей семьи.
Таким образом , УМК «Начальная школа XXI века» использует возможности
каждого предмета для развития универсальных учебных действий: понимать и
решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать;
устанавливать причинноследственные связи и зависимости, а также качества и
признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль
и самоконтроль, оценку и самооценку.
На мой взгляд, подход авторов учебнометодического комплекта «Начальная школа
XXI века» к проблеме обучения младших школьников очень актуален на сегодняшний день.
Учебнометодический комплект «Начальная школа XXI века» существует уже более 10
лет. Всё это время в данном комплекте реализуются практически все требования нового
стандарта. За это время программа получила признание многих учителей.
Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника.
В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной
деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и
продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебнометодическому
комплекту.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
Именно так я стараюсь выстраивать совместную деятельность с учащимися при
использовании УМК «Начальная школа XXI века».
3 Литература.
1. Н.Ф. Виноградова «Начальная школа XXI века. Концептуальные основы
построения учебнометодического комплекта», Москва, ИЦ «ВентанаГраф»,
2005 г.
2. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Начальная школа XXI
века»/ Руководитель проекта проф. Н.Ф. Виноградова, Москва, ИЦ «Вентана
Граф», 2002 г.
3. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных
учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «ВентанаГраф», 2004
г.
4. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс четырёхлетней начальной
школы/ Под редакцией Л.Е. Журовой, Москва, ИЦ «ВентанаГраф», 2002 г.
5. Беседы с учителем: 3 класс: книга для учителя/ Под редакцией Л.Е. Журовой,
Москва, ИЦ «ВентанаГраф», 2007 г.
6. Учебники и пособия по УМК «Начальная школа XXI века», Москва, ИЦ
«ВентанаГраф», 20072009 г.
7. «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».
Интернетресурсы:
1. www. vgf.ru
2. www.festival.1septembr.ru
3. www.shkola.edu.ru
4. www.pedsovet.org
4
Предъявление опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода
Предъявление опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода
Предъявление опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода
Предъявление опыта работы по реализации системно-деятельностного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.