ОТКРЫТЫЙ УРОК
№ 1
«Предыдущая и последующая бусина
Создание рисунка»
Цели урока:
обучение — отработать навыки понимания, повторить и систематизировать знания при
работе с бусинами, стимулировать интерес воспитанников к данной теме и учебным
предметом в целом;
развитие
коммуникативнотехнических умений, умений оценивать результаты
выполненных действий, применять полученные знания при решении задач различной
направленности;
воспитание эстетического чувства гармонии, самостоятельности, ответственности,
воспитание информационной культуры;
расширение кругозора.
Задачи : актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков, закрепление
приобретенных навыков
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урокпрактикум.
Метод обучения: метод исследовательских заданий.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Приемы обучения:
инструктивнопрактический,
объяснительнопобуждающий,
частичнопоисковый.
Технология: проблемноисследовательская, элементы игровой технололгии.
Структура урока: актуализация опорных знаний, формирование умений и навыков,
закрепление приобретенных навыков.
Оборудование:
Ход урока
I. Оргмомент (5 мин)
• Приветствие.
• Перекличка.
Объявление темы (Предыдущая и последующая бусина, Создание рисунка) и задач
урока.
(Сформировать умения и навыки работы с бусинами. Ближайшая задача —
подготовиться к восприятию новой темы)
II. Актуализация опорных •знаний (5 мин)
Мы живем в мире постоянно повторяющихся событий и явлений.
Периодические цепочки играют в нашей жизни достаточно большую
роль: смена времен года, месяцев, дней недели, дня и ночи, часы, идущие
по кругу, – примеры периодических цепочек, в основе которых лежит
конструкция «после каждой»: после каждого дня идет ночь, после
каждого вторника – среда, после каждого января – февраль и т. д.
Сегодня мы продолжим работу с понятиями «после каждой/перед
каждой бусиной». На предыдущем уроке мы рассматривали лист
определений, и просматривали ситуации, в которых утверждения
становятся бессмысленными. Задача
На доске:
Задача 359. Задача на построение цепочки по описанию, включающему новые понятия
«перед каждой/после каждой». Из условия задачи следует, что в цепочке будут все
фигурки из библиотеки, ведь в библиотеке их всего 7, а все фигурки в цепочке
должны быть разными. Что касается желтых фигурок, то их можно ставить не
раньше четвертой, иначе второе утверждение в задаче потеряет смысл. Как видите,
решений в этой задаче довольно много.
Задача 360. Второе утверждение на первый взгляд кажется очень сложным, но ситуация в
данной задаче помогает быстро разобраться в ситуации. Действительно,
используем сначала информацию более простых утверждений – раскрасим все
корневые бусины оранжевым, а все листья – синим. После этого у нас остались не
раскрашенными только бусины второго уровня, которые не являются листьями,
они являются предыдущими перед листьями. Значит (исходя из второго
утверждения) все такие бусины нужно раскрасить в зеленый цвет.
Задача 362. Задача на повторение календарного порядка, во 2 классе ребята решали
таких задач довольно много. Если ктото из ребят с этой задачей запутается,
посоветуйте ему сортировать даты сначала по месяцам, а внутри каждого месяца –
уже по числам.
. Подготовка к решению самостоятельных заданий в команде
III
Задача 355. В этой задаче ребята могут понять на собственном опыте разницу между
(10—15 мин)
двумя утверждениями, которые на первый взгляд означают одной и то же:
«Следующая буква после каждой К – буква А» и «Предыдущая буква перед
каждой А – буква К». На самом деле эти утверждения имеют разное
содержание. Они могут иметь для некоторых слов не только разные значения
истинности, но одно из них может оказаться бессмысленным в то время как
другое имеет смысл. Так для слова КОШКА первое утверждение ложно, а
второе – истинно. А для слова КАК первое утверждение бессмысленно, а второе
– истинно. Надеемся, никого из ребят не смутит ситуация, когда в слове ровно
одна буква А или одна буква К. Для таких случаев мы употребляем понятия
«перед каждой/после каждой» как обычно.
В результате нам подходит всего 8 слов: КАПЕЛЬКА, МОРОШКА, КАРТОШКА,
КАКАО, КАКАДУ, КАШКА, МОШКА, КАЛИТКА.
Задача 76. Это полноценная задача на расстановку слов в алфавитном порядке. В отличие от предыдущего подобного задания (№ 73). Здесь отсутствуют
подсказки в виде вписанных слов и букв. Дополнительная сложность состоит в
том, что первое слово в цепочке начинается не на А (и даже не на Б). Кроме
того, в мешке есть слова на одну букву, что тоже обычно затрудняет работу
детей. При оказании помощи пригодятся следующие советы. Вопервых, можно
помечать слова в мешке, уже использованные в цепочке. Это поможет избежать
пропусков слов из мешка, а в случае пропуска – быстро найти потерянное слово.
При решении лучше пользоваться простым карандашом. Вовторых, можно
вначале расставить слова в мешке в алфавитном порядке, например
пронумеровав их, а затем по номерам записать их в цепочку.
Ответ: ДОМ ИГОЛКА ФИНИК ЧАШКА
ДОРОГА РУССКИЙ ХОРОШО ШИШКА
ДОРОГОЙ УТЮГ ЦИРК ЩЁТКА
Задача 54. Эта задача далеко не такая простая, как может показаться сначала. Во
первых, в самом утверждении «...третья фигура перед каждой морковью –
луковица» заложен принцип построения цепочки «от конца к началу», что для детей
пока сложно. Вовторых, чтобы это утверждение стало истинным, придется учесть
целый ряд условий. Наш совет – поработать сначала с вырезанными фигурками с
листа вырезания – будет актуален здесь не только для слабых детей, но практически
для всего класса. Скорее всего, ребята будут решать методом проб и ошибок, то
есть складывать различные цепочки, проверять для них истинность утверждения и в
случае неудачи возвращаться на шаг (или на несколько) назад. Большинству ребят
проб потребуется достаточно много. Чтобы не тратить время на стирание и не
разводить грязь в задании, советуем производить все пробы на «запасных»
фигурках. Возможность легко поменять фигурки местами, разобрать цепочку и
собрать заново здесь приводит к тому, что в ходе проб и ошибок ребенок начинает
быстрее понимать, «как все устроено», то есть, как не надо строить цепочку и к
чему необходимо стремиться.
После нескольких проб действия ученика становятся более осмысленными, и вот
уже искомая цепочка выложена на столе. Теперь необходимо соединить в таком же
порядке фигуры в задании. Хорошо, если ктото будет стремиться к тому, чтобы
цепочка не пересекала себя и выглядела красиво. Возможно, ктото догадается, что
здесь цвет овоща не играет никакой роли, поэтому, например, две луковицы разного
цвета можно просто поменять местами.
Правильных ответов здесь много. Главное, чтобы каждый ученик проверил
истинность утверждения для созданной им цепочки.
Физкультминутка
IV. Выполнение индивидуальной работы за ПК
(10—15 мин)
Упражнения для глаз.
V. Подведение итогов (7—10 мин)
Предыдущая и последующая бусина Создание рисунка
Предыдущая и последующая бусина Создание рисунка
Предыдущая и последующая бусина Создание рисунка
Предыдущая и последующая бусина Создание рисунка
Предыдущая и последующая бусина Создание рисунка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.