Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования
Автор составитель: Е.Н.Берденгалиева МКОУ «Валуевская СШ» старший воспитатель
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
· создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
· улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
· углубление интереса к жизни в школе;
· оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:
1. работа с детьми;
2. взаимодействие педагогов;
3. сотрудничество с родителями.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
· экскурсии в школу;
· посещение школьного музея, библиотеки;
· знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
· участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
· выставки рисунков и поделок;
· встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
· совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
· участие в театрализованной деятельности;
· посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
· совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
· семинары, мастер- классы;
· круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
· психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
· проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
· взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
· открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
· педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
· совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
· круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
· родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
· консультации с педагогами ДОУ и школы;
· встречи родителей с будущими учителями;
· дни открытых дверей;
· творческие мастерские;
· анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
· образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
· семейные вечера, тематические досуги;
· визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
· заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
· создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
· улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
· углубление интереса к жизни в школе;
· оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Представленный материал по осуществлению преемственности и формам преемственных связей дошкольного и начального общего образования является теоретико-прикладным обобщением опыта работы и совместной деятельности ДОУ и школ района «Преображенское», ВАО, города Москвы. Данная совместная работа образовательных учреждений нашего района выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.
Литература:
1. Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
2. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.
Своё выступление я хочу начать с вопроса к учителям начальной школы:
Чувствуете ли вы отличие между ребенком, пришедшим к вам в первый класс из детского сада и ребенком, который пришёл к вам из дома?
Ребенок, регулярно посещающий детский сад на протяжении нескольких лет до самой школы, отличается от домашнего дошкольника. Именно с этого момент и начинается преемственность детского сада и начальной школы.
Детсадовские дети приучены к режиму дня, они привыкли вставать рано и это не маловажный момент для плодотворного дня.
Дети целый день живут в коллективе, они учатся общаться, вместе играть, что-то придумывать, решать возникшие проблемы и конфликты, знают правила поведения в обществе. Большой плюс в том, что дети хорошо знают друг друга и, пойдя в школу, в новый для них мир, они ищут друг в друге поддержку.
Каждый день в детском саду проводятся занятия (НОД), в соответствии с санитарными правилами, в подготовительной к школе группе, начиная с 9.00, проходят 2-3 НОД, каждое занятие длятся 30 мин, между занятиями перемена 10 минут. Дети привыкают выдерживать это время, соблюдая дисциплину, слушают воспитателя, выполняют задания.
В саду проходят занятия по схожим со школой предметам:
математика
обучение грамоте
окружающий мир
изобразительное искусство
физкультура
Что знает и умеет ребенок дошкольник в
подготовительной к школе группе к концу учебного года:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст.
3. Свой домашний адрес.
4. Свое село, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их
профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы,
основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы;
11.Зимующих и перелётных птиц;
11.Овощи, фрукты и ягоды.
12.Знает и умеет рассказывать русские народные
сказки.
13.Различает и правильно называет плоскостные
геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентируется в пространстве и на
листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Умет полно и последовательно пересказать
прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различает гласные и согласные звуки.
17.Разделяет слова на слоги по количеству
гласных звуков.
18.Хорошо владеет ножницами (резать полоски,
квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру
предмет).
19.Владеет карандашом: без линейки проводить
вертикальные и горизонтальные линии, рисует геометрические фигуры, животных,
людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно
закрашивает, может штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
20.Умеет работать в прописях-раскрасках:
обводить по контуру, соединять точки, копировать по образцу, писать элементы
букв и цифры в строке.
20. Свободно считает до 20 и обратно, выполняет
счётные операции в пределах 20. Соотносит число предметов и цифру. Знает состав
чисел: 2, 3, 4, 5. Читает простейшие математические записи.
21. Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22.Умеет доводить начатое дело до конца.
Можно ли всё это назвать преемственностью? Я считаю, что можно.
Но преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Для этого педагоги нашей подготовительной к школе группе всегда ведут сотрудничество с учителями начальной школы.
В течение года воспитанники подготовительной группы и первоклассники не раз встречаются на совместных мероприятиях:
Вот первоклассники пришли в детский сад, рассказать дошкольникам о школьной жизни, а вот дошкольники пришли на экскурсию в школу.
Вот дошколята в школьном музее, а вот первоклассники в мини-музее в детском саду.
Вот спортивные состязания между дошкольниками и первоклассниками на базе д.г., а вот в школьном спортзале.
Вот конкурс-выставка детских работ из природного материала, где принимали участие дошкольники и учащиеся начальной школы, и вот конкурс семейных работ «Русская матрешка», где вы можете видеть работы учеников и дошколят.
Ежегодно, 9 мая, на парад идут все учащиеся школы. Наши старшие дошкольники тоже обязательно идут в колонне к братской могиле. Это праздничное шествие вошло в традицию. В этот день в ДК проходит праздничный концерт, посвященный дню победы, в котором обязательно участвуют как школьники, тат и наши старшие дошкольники.
В апреле воспитатели подготовительной группы всегда приглашают к себе на занятия будущую учительницу. Она знакомится с детьми, беседует с ними, наблюдает за ними во время занятий, делая для себя соответствующие выводы, принимает во внимание формы работы воспитателя, методы и приемы. Беседует с воспитателем об особенностях некоторых детей. Это поможет учителю найти подход к детям.
В конце апреля воспитатели в последний раз проводят родительское собрание с родителями своих выпускников, на которое обязательно приглашают будущую учительницу. Родители и учитель знакомятся, учитель даёт свой номер телефона, иногда проводит анкетирование. Учитель рассказывает родителям, когда начнется летняя подготовка к школе, что для этого нужно подготовить. Рассказывает, по какой программе будут обучаться дети, какие тетради или прописи необходимо приобрести. Все эти темы волнуют родителей, а после встречи с учителем родители спокойно ждут начало учебного года, т.к. они знают, что ждет их детей.
Каждый год, в конце мая, мы приглашаем будущую учительницу на выпускной бал.
Я считаю, что вся проделанная работа благоприятно сказывается на адаптации ребенка к школе. Преемственность между д.садом и начальной школой – важная составляющая успешного обучения.
В конце своего выступления я опять хочу задать вопрос учителям начальных классов:
Какая преемственность между д.садом и начальной школой у вас в селе? Какие формы сотрудничества применяете вы?
Поделитесь опытом, мы для этого здесь и собрались.
Рекомендую вам сотрудничать, ходить друг к другу в гости, проводить совместные мероприятия.
Большое всем спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.