Преемственность ДОУ и школы
Оценка 4.8

Преемственность ДОУ и школы

Оценка 4.8
docx
28.05.2022
Преемственность ДОУ и школы
преемственностьДОУ и школы.docx

 

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования

Автор составитель: Е.Н.Берденгалиева МКОУ «Валуевская СШ» старший воспитатель

 

 

      Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

 Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

·         создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

·         улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

·         углубление интереса к жизни в школе;

·         оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

        Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

   Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

 Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

1.   работа с детьми;

2.   взаимодействие педагогов;

3.   сотрудничество с родителями.

         Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

 

 

Формы осуществления преемственности:

   1. Работа с детьми:

·         экскурсии в школу;

·         посещение школьного музея, библиотеки;

·         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

·         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;

·         выставки рисунков и поделок;

·         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

·         совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

·         участие в театрализованной деятельности;

·         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

   2. Взаимодействие педагогов:

·         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

·         семинары, мастер- классы;

·         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

·         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

·         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

·         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

·         открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

·         педагогические и психологические наблюдения.

   3. Сотрудничество с родителями:

·         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

·         круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

·         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

·         консультации с педагогами ДОУ и школы;

·         встречи родителей с будущими учителями;

·         дни открытых дверей;

·         творческие мастерские;

·         анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

·         образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

·         семейные вечера,  тематические досуги;

·         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

·         заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

   Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

   И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

·         создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

·         улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

·         углубление интереса к жизни в школе;

·         оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

   Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

   Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

   Представленный материал по осуществлению преемственности и формам преемственных связей дошкольного и начального общего образования является теоретико-прикладным обобщением опыта работы и совместной деятельности ДОУ и школ района «Преображенское», ВАО, города Москвы. Данная совместная работа образовательных учреждений нашего района выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.



Литература:



1.    Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

2.    Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.

3.    Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.  (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Своё выступление я хочу начать с вопроса к учителям начальной школы:

Чувствуете ли вы отличие между ребенком, пришедшим к вам в первый класс из детского сада и ребенком, который пришёл к вам из дома?

Ребенок, регулярно посещающий детский сад на протяжении нескольких лет до самой школы, отличается от домашнего дошкольника. Именно с этого момент и начинается преемственность детского сада и начальной школы.

Детсадовские дети приучены к режиму дня, они привыкли вставать рано и это не маловажный момент для плодотворного дня.

Дети целый день живут в коллективе, они учатся общаться, вместе играть, что-то придумывать, решать возникшие проблемы и конфликты, знают правила поведения в обществе. Большой плюс в том, что дети хорошо знают друг друга и, пойдя в школу, в новый для них мир, они ищут друг  в друге поддержку.

Каждый день в детском саду проводятся занятия (НОД), в соответствии с санитарными правилами,  в подготовительной к школе группе, начиная с 9.00,  проходят 2-3  НОД, каждое занятие длятся 30 мин, между занятиями перемена 10 минут. Дети привыкают выдерживать это время, соблюдая дисциплину, слушают воспитателя, выполняют задания.

В саду проходят занятия по схожим со школой предметам:

математика

обучение грамоте

окружающий мир

изобразительное искусство

физкультура

Что знает и умеет ребенок дошкольник в подготовительной к школе группе к концу учебного года:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст.
3. Свой домашний адрес.
4. Свое село, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера.
10.Транспорт наземный, водный, воздушный.
11.Различать одежду, обувь и головные уборы;

11.Зимующих и перелётных птиц;

11.Овощи, фрукты и ягоды.
12.Знает и умеет рассказывать русские народные сказки.
13.Различает и правильно называет  плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14.Свободно ориентируется в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх, низ и т. д.)
15.Умет полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16.Различает гласные и согласные звуки.
17.Разделяет слова на слоги по количеству гласных звуков.
18.Хорошо владеет ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).
19.Владеет карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисует геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивает,  может штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
20.Умеет работать в прописях-раскрасках: обводить по контуру, соединять точки, копировать по образцу, писать элементы букв и цифры в строке.  

20. Свободно считает до 20 и обратно, выполняет счётные операции в пределах 20. Соотносит число предметов и цифру. Знает состав чисел: 2, 3, 4, 5. Читает простейшие математические записи.
21. Умеет внимательно, не отвлекаясь, слушать.
22.Умеет доводить начатое дело до конца.

 

Можно ли всё это назвать преемственностью? Я считаю, что можно.

 

Но преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.

   Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

 

Для этого педагоги нашей подготовительной к школе группе всегда ведут сотрудничество с учителями начальной школы.

В течение года воспитанники подготовительной группы и первоклассники не раз встречаются на совместных мероприятиях:

Вот первоклассники пришли в детский сад, рассказать дошкольникам о школьной жизни, а вот дошкольники пришли на экскурсию в школу.

Вот дошколята в школьном музее, а вот первоклассники в мини-музее в детском саду.

Вот спортивные состязания между дошкольниками и первоклассниками на базе д.г., а вот в школьном спортзале.

Вот конкурс-выставка детских работ из природного материала, где принимали участие дошкольники и учащиеся начальной школы, и вот конкурс семейных работ «Русская матрешка», где вы можете видеть работы учеников и дошколят.

Ежегодно, 9 мая, на парад идут все учащиеся школы. Наши старшие дошкольники тоже обязательно идут в колонне к братской могиле. Это праздничное шествие вошло в традицию. В этот день в  ДК проходит праздничный концерт, посвященный дню победы, в котором обязательно участвуют как школьники, тат и наши старшие дошкольники.

В апреле воспитатели подготовительной группы всегда приглашают  к себе на занятия будущую учительницу. Она знакомится с детьми, беседует с ними, наблюдает за ними во время занятий, делая для себя соответствующие выводы, принимает во внимание формы работы воспитателя, методы и приемы. Беседует с воспитателем об особенностях некоторых детей. Это поможет учителю найти подход к детям.

В конце апреля воспитатели в последний раз проводят родительское собрание с родителями своих выпускников, на которое обязательно приглашают будущую учительницу. Родители  и учитель знакомятся, учитель даёт свой номер телефона, иногда проводит анкетирование. Учитель рассказывает родителям, когда начнется летняя подготовка к школе, что для этого нужно подготовить. Рассказывает, по какой программе будут обучаться дети, какие тетради или прописи необходимо приобрести. Все эти темы волнуют родителей, а после встречи с учителем родители спокойно ждут начало учебного года, т.к. они знают, что ждет их детей.

Каждый год, в конце мая, мы приглашаем будущую учительницу на выпускной бал.

Я считаю, что вся проделанная работа благоприятно сказывается на адаптации ребенка к школе. Преемственность между д.садом и начальной школой – важная составляющая успешного обучения.

В конце своего выступления я опять хочу задать вопрос учителям начальных классов:

Какая преемственность между д.садом и начальной школой  у вас в селе? Какие формы сотрудничества применяете вы?

Поделитесь опытом, мы для этого здесь и собрались.

Рекомендую вам сотрудничать, ходить друг к другу в гости, проводить совместные мероприятия.

Большое всем спасибо за внимание.


 

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования

Формы осуществления преемственности: 1

Формы осуществления преемственности: 1

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и…

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и…

Литература: 1. Р

Литература: 1. Р

Дети целый день живут в коллективе, они учатся общаться, вместе играть, что-то придумывать, решать возникшие проблемы и конфликты, знают правила поведения в обществе

Дети целый день живут в коллективе, они учатся общаться, вместе играть, что-то придумывать, решать возникшие проблемы и конфликты, знают правила поведения в обществе

Умеет работать в прописях-раскрасках: обводить по контуру, соединять точки, копировать по образцу, писать элементы букв и цифры в строке

Умеет работать в прописях-раскрасках: обводить по контуру, соединять точки, копировать по образцу, писать элементы букв и цифры в строке

В апреле воспитатели подготовительной группы всегда приглашают к себе на занятия будущую учительницу

В апреле воспитатели подготовительной группы всегда приглашают к себе на занятия будущую учительницу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2022