Преемственность начальной и основной школы в применении современных образовательных технологий
Оценка 5

Преемственность начальной и основной школы в применении современных образовательных технологий

Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
11 кл
05.02.2023
Преемственность начальной и основной школы в применении современных образовательных технологий
Преемственность начальной и основной школы в применении современных образовательных технологий.docx

Преемственность начальной и основной школы в применении современных образовательных технологий, актуальных для реализации ГОС НОО и ГОС ОО.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

 

Командная работа педагогов — залог успеха деятельности по преемственности

·         начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

·         основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

·         старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне

  Роль учителя начальной школы достаточно широка: он является координатором учебной деятельности школьника, инициатором совместных действий по формированию метапредметных УУД, он контролирует и оценивает уровень их освоения. К выпуску из четвертого класса обучающиеся уже получают навыки работы в группе, опыт защиты индивидуальных и групповых проектов, публичных выступлений, сбора портфолио и работы с ним, опыт общения с учителями-предметниками основной школы.

Учителя-предметники включены в деятельность начального звена в качестве наблюдателей при проведении мероприятий в параллели 4-х классов с целью знакомства с обучающимися, их возможностями и уровнем владения метапредметными УУД. Каждый учитель-предметник к моменту приема пятиклассников знает образовательные технологии, используемые в начальной школе, и в 5–6-х классах активно использует эти технологии в формировании метапредметных УУД как в урочной, так и внеурочной деятельности.

       

        ГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

Цель нового образования Формировать не только знания, но и РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком; сохранять и укреплять своё здоровье.       

- Как  же обычный урок сделать необычным?

-  Как неинтересный материал представить интересным?

- Как с современными детьми говорить на современном языке?

    Эти   вопросы сегодня являются актуальными для учителей. Новые образовательные технологии приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребенка к обучению в современной школе. Развитие   личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового знания.

         Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.

        В концепции ГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

         Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.

          Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).
От современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.  

Задачи учителя
 - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. 
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления,  учить рассуждать, мыслить
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую сферу личности ребенка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.
          Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и  в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  необходимо  внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. 

 

Педагогические технологии – один из важнейших факторов современного образования.

Они создают возможность управлять процессом обучения, воспитания и развития учащегося и обеспечивают решение задач современного начального образования. Если методы и методики отвечают на вопросы

 «Как воспитывать школьников? Как их учить?», то технологии анализируют, как это сделать оптимально.

 

Результатом использования педагогических технологий является:

- качество обучения;

- высокая мотивация учения;

- развитие творческого потенциала;

- способность самостоятельно работать;

- познавательная активность.

Современные педагогические технологии

- информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше. В некоторых ситуациях ученик знает больше, чем он, и роль современного учителя – это в большей степени роль проводника в мире информации.

- проектная технология (создание проектов, презентаций)

- коммуникативное обучение (обучение в процессе общения)

- исследовательская деятельность.

- проблемное обучение (использование проблемных ситуаций)

- игровые технологии (использование развивающих игр с определённой педагогической целью).

- кейс-технология;

 -педагогика сотрудничества. 

 - технологии уровневой дифференциации 

 - групповые технологии. 

-технология развития критического мышления

 - здоровьесберегающие технологии  

- развивающее обучение (Занков, Эльконин. Давыдов)

 Данные технологии, а также и многие другие используются как в начальной школе так и в среднем звене.

                    Технология личностно-ориентированного обучения

     В личностно-ориентированном образовании на первое место выходит признание самобытности и уникальности каждого ученика. При организации образовательного процесса необходимо создать условия для развития и реализации способностей ребенка, его склонностей, интересов, особенностей психофизического развития. За каждым ребенком сохраняется право выбора собственного пути развития через организацию альтернативных форм обучения. Перед учителем стоят цели:

-  В условиях образовательного процесса должно идти саморазвитие,  самосовершенствование личности учащегося.

  - Формирование внутренней мотивации к учебной деятельности через систему творческих заданий и рефлексии.

Готовясь к проведению личностно ориентированного урока ,  учитель должен придерживаться таких требований:

1.        чётко формулировать познавательные задания, которые могут быть проблемными, повышающими активность, мыслительное творчество, побуждающие  искать новые знания и новые способы действий;

2.       сосредоточить внимание на деятельности слабых, неуспевающих учеников;

3.       не устраивать соревнований на скорость выполнения заданий;

4.       научить учащихся осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценивание.

5.       Активность познавательной деятельности, стремление к  самостоятельности в решении познавательных задач.

6.       Самостоятельность суждений, умение аргументировано обосновать свою точку зрения, вычленить главное в изучаемом материале.

7.       Целеустремлённость в познавательной деятельности, умение опираться на ранее приобретённые знания и умения.

8.      Умение  коллективно работать.

9.       Умение сосредоточиться  на преодоление возникших трудностей и противоречий.

10.   Умение правильно переживать успех и воспринимать похвалу.

В личностно ориентированных технологиях большое значение имеет эмоциональная культура учителя, его голос, интонация, речь.

Игровые технологии.

 

Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира и краеведения расширяет представление о природе и красоте родного края.

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

           

Данная технология позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, что позволяет справляться с большим объемом учебного материала;

- сформировать стойкую учебную мотивацию, а учение с увлечением – это яркий пример здоровьесбережения;

- использовать полученные навыки организации самостоятельной работы для получения новых знаний из разных источников информации;

- повысить самооценку учащихся, т. к. при решении проблемы выслушиваются и принимаются во внимание любые мнения.

 (Проблемный диалог).

Обычно проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Для того, чтобы вызвать у детей удивление
одновременно предъявляем  детям противоречивые факты или теории, взаимоисключающие точки зрения. 
Чтобы вызвать у детей затруднения подбираем
задание либо  не выполнимое вообще, либо не сходное с предыдущим. 

Этапы  постановки и решения проблемы:

1. Постановка задания, содержащего противоречие и вызывающего проблемную ситуацию.

2. Анализ проблемной ситуации, формулирование проблемы.

3.Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы).

4.Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма).

5.Первичное усвоение новых знаний, способов учебных действий.

 

 По математике это  задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, задачи, в которых нет вопроса. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных. Другой приём: даётся правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и необходимо найти «верное» решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

По русскому языку задания с заведомо допущенными ошибками.

Широко используется такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Иногда предлагается ученикам «найти ошибки» в заданиях, которые выполнены верно.

 Для анализ проблемной ситуации  ученики

- объединяются в группы;

- анализируют проблемную ситуацию;

- определяют, какими знаниями можно воспользоваться.

Поиск решения проблемы:

Используя дополнительные источники информации (энциклопедии, словари), объясняют причины.

Технология критического мышления.

 

Технология критического мышления  развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. И в начальных классах и в среднем звене  на уроках и во внеурочной деятельности используются некоторые приемы развития критического мышления:

- чтение с остановками;

- работа с вопросниками;

- написание творческих работ;

- кластер;

- «Верно – неверно».

Эти  приемы используются на всех уроках: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Применение их  на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Здоровье сберегающая технология.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, особую актуальность приобретает проблема здоровье сбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здраво творческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны.

          Цель использования здоровье сберегающих образовательных технологий обучения в свете внедрения ГОС – обеспечение каждому школьнику возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни, внедрение практики использования полученных знаний в повседневной жизни.

           Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

        Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке, что особенно актуально для пятиклассника в период адаптации.
Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения и усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

 

Технологии дифференцированного обучения.

Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Уроки я строятся с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используются  разноуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней.
Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

Исследовательская деятельность

стимулирует  развитие интеллектуально-творческого потенциала школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

 Исследовательская деятельность предполагает вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследуя, ученики задают себе вопрос и ищут на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

  Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, искать нужную информацию в интернет- источниках. для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью

Информационно – коммуникационные технологии.

Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ  можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты. При помощи ИКТ  можно провести  настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

Выступления учителей

Заключение. 

Какую бы педтехнологию мы не применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. 
Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». 
Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило, мы часто игнорируем.

Хочу  напомнить о процентном усвоении информации:
лекция – не более 20-30%
самостоятельная работа с литературой – до 50%
проговаривание – до 70%
личное участие в изучаемой деятельности (деловая игра и др) – до 90%
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе.
Это – когда в классе рядом существуют разные континенты: континент учителей и континент учащихся.
Резко континентальный климат характеризуется резкими перепадами погоды в классе, что крайне негативно сказывается на школо-чувствительных людях, которых в школе – большинство.
Не надо нам в школе, в классе ничего резкого, а тем более континентального.

Отсюда – мои «пусть пожелания»:

  • Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.
  • Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
  • Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
  • Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.
  • Пусть светит в вашем классе радуга открытий.
  • Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.
  • Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.
  • Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.
  • Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.
  • Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должны стать вы, дорогие учителя. 

«Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни» У. Глассер


 
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

1.Проанализировать информацию, полученную в ходе педсовета и спланировать самостоятельное изучение современных педагогических технологий.


2.
Создать на каждой кафедре банк данных методических разработок учителей практикующих использование ИКТ и других педагогических технологий.


3.
Спланировать взаимопосещение уроков с целью изучения передового педагогического опыта по использованию педагогических технологий.

.


 

Преемственность начальной и основной школы в применении современных образовательных технологий, актуальных для реализации

Преемственность начальной и основной школы в применении современных образовательных технологий, актуальных для реализации

Цель нового образования Формировать не только знания, но и

Цель нового образования Формировать не только знания, но и

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при…

Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при…

Современные педагогические технологии - информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т

Современные педагогические технологии - информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т

Активность познавательной деятельности, стремление к самостоятельности в решении познавательных задач

Активность познавательной деятельности, стремление к самостоятельности в решении познавательных задач

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Широко используется такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание

Широко используется такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа

Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа

Технологии дифференцированного обучения

Технологии дифференцированного обучения

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы

Хочу напомнить о процентном усвоении информации: лекция – не более 20-30% самостоятельная работа с литературой – до 50% проговаривание – до 70% личное участие в…

Хочу напомнить о процентном усвоении информации: лекция – не более 20-30% самостоятельная работа с литературой – до 50% проговаривание – до 70% личное участие в…

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности

Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2023