Преемственность в системе «урок – факультативное занятие» как условие высокого качества образования
Факультативное занятие – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, которая направлена на расширение, углубление, а также коррекцию знаний и умений обучающихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, потребностями и способностями.
Различают следующие виды факультативных занятий:
1. общеразвивающие;
2. профориентационные;
3. предметные, углубляющие.
Функции факультативных занятий:
¾ общеобразовательная - на факультативных занятиях создаются условия для общего развития обучающихся;
¾ профориентационная - факультативные занятия могут предоставить обучающимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению;
¾ диагностическая - позволяет оценить реальное состояние уровня знаний и умений обучающихся в области различных учебных предметов;
¾ развивающая - на факультативных занятиях создаются условия для становления познавательных и социальных компетенций обучающихся;
¾ мотивирующая - за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у обучающихся формируется устойчивая познавательная мотивация к изучению предмета.
Успешное достижение этих функций возможно только в случае соблюдения на уроках и факультативах основных дидактических принципов:
¾ принципа гуманизации;
¾ принципа свободы выбора;
¾ принципа самоопределения;
¾ принципа индивидуализации;
¾ принципа личностной ориентации;
¾ принципа практической направленности;
¾ принципа вариативности;
¾ принципа преемственности и др.
И важнейшим принципом в данном случае становится принцип преемственности, то есть «объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития». Преемственность является тем инструментом, который позволяет обеспечить непрерывность в обучении и воспитании вне зависимости от формы учебных занятий (урок и факультатив) и этапа обучения.
На уроке школьники получают базовые знания, в ходе его также закладываются фундаментальные личностные качества обучающегося, которые затем выступают в качестве его основы для дальнейшего обучения. В свою очередь факультатив является основной формой дифференциации и подхватывает достижения обучающегося, в результате чего развивает накопленный учеником потенциал на уроке.
Проблема обеспечения преемственности урочных и факультативных занятий требует поиска новых подходов к организации педагогического процесса, а также актуализирует проблему повышения уровня компетентности педагогов. Для преодоления данной проблемы в системе методической работы с педагогами необходимо предусмотреть занятия по теоретическим основам и особенностям образовательного процесса при дифференциации обучения с применением связки урок-факультатив.
Также учителя должны четко представлять условия реализации преемственности уроков, где материал изучается на базовом уровне, и факультативов, которые должны повысить уровень владения знаниями и способами деятельности по изучаемым предметам.
Самое главное состоит в том, чтобы преемственность постоянно (и на уроке, и на факультативе) обеспечивала развитие обучающегося, то есть создавала условия для выхода за пределы ранее усвоенного им знания и прошлого опыта. Первостепенное значение преемственность имеет для предметных факультативов, так как является основным фактором и условием обеспечения образования обучающихся по выбранным ими предметам. Одновременно преемственность позволяет обеспечить и непрерывность педагогического процесса.
Необходимо учитывать, что обеспечение преемственности зависит во многом и от собственных усилий и стремлений обучающегося к достижению учебно-познавательной деятельности. Так, если учебно-познавательная деятельность становится неотъемлемой частью самого обучающегося, то эта деятельность приобретает для него повышенное значение. В этой связи педагогам требуется уделять повышенное внимание мотивации обучающихся.
При организации факультативных занятий необходимо учитывать, что детям необходимо предоставлять более интересную и глубокую информацию по предмету, так как изучение того же материала, который можно получить на уроке, просто неэтично.
При ориентации на более высокий уровень обучения предполагается и реализация прогностического подхода, что предполагает учет тех изменений, которые могут произойти в развитии обучающегося в ходе этого занятия. Это означает, что прогностический подход ориентирован на будущие запросы школьника.
Также необходимо учитывать, как организованы и насколько подчинены последующим задачам ранее усвоенные знания, навыки и умения. Данная зависимость от более высшего уровня в пределах системы является одним из основных условий ее успешного функционирования. Особенно значительную роль приобретает преемственность программы старших классов и материала, который преподается на первом курсе в ВУЗе.
По этим причинам при выборе методов и приемов обучения в ходе факультативных занятий необходимо учитывать:
¾ содержание факультативного курса;
¾ уровень развития и подготовленности обучающихся;
¾ наличие у обучающихся интереса к определенным разделам программы.
Одно из важнейших требований к методам преподавания – активизация мышления обучающихся, развитие у них самостоятельности в различных ее формах.
Модель «урок – факультатив – урок»
Данная модель построена на основе системного подхода, и в ней выделены все основные компоненты преемственности, включая следующие компоненты:
¾ мотивационно-целевой;
¾ информационно-содержательный;
¾ психолого-педагогический;
¾ оценочно-рефлексивный;
¾ операционно-деятельностный;
¾ управленческо-коррекционный.
Также в модели выделяют механизмы для реализации указанных компонентов.
Для выработки механизмов реализации преемственности уроков и факультативов в школе проводятся:
¾ минипедсоветы;
¾ методические практикумы;
¾ рефлексивные семинары;
¾ круглые столы.
В рамках заседаний методических объединений педагогам рекомендуется обсуждать механизмы реализации преемственности с учетом:
¾ специфики преподаваемого предмета;
¾ индивидуальных особенностей обучающихся;
¾ уровня подготовки обучающихся.
Акцент при этом делается на формирование умений педагогов выбирать нужные технологии и средства обучения, а также развитие умений по проектированию, осуществлению и анализу образовательного процесса в связке урок-факультатив, что позволит обеспечить непрерывное развитие обучающихся.
Следует учитывать еще и то обстоятельство, что при проведении уроков необходимо оперировать учебным материалом на уровне понимания, воспроизведения и применения его в стандартных ситуациях. В рамках же факультативов уже требуется глубокое осмысление материала, его обобщение и творческое применение. При таком подходе реализуется спиральная структура развития, то есть каждый сформированный на уроке навык в рамках факультатива развивается и закрепляется, в результате чего каждый навык обеспечивает развитие последующего.
Условия реализации принципа преемственности между уроком и факультативом:
¾ четкое осознание учителями значительных дидактических возможностей педагогической преемственности;
¾ активное применение и развитие рефлексивных умений учителя и обучающихся;
¾ овладение знаниями и умениями должно осуществляться поэтапно;
¾ рациональное применение имеющихся приемов и методов, а также разработка новых подходов в реализации преемственности урока и факультатива;
¾ планирование и организация занятий осуществляется с учетом их преемственности;
¾ участие в исследовательской работе специалистов различных педагогических специальностей для практического решения проблем, связанных с преемственностью между уроком и факультативом;
¾ постоянное изучение учителями теории и эффективного педагогического опыта по реализации принципа преемственности.
Для оценки эффективности уроков и факультативов могут применяться следующие критерии:
¾ наличие четкой поэтапной реализации целей занятия и организация их преемственности;
¾ целесообразность применяемой структуры учебного занятия;
¾ гибкость и эффективность использования современных методов, приемов и подходов;
¾ содержательная насыщенность и плотность занятия;
¾ уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся и уровень их деятельности (исследовательский, творческий, частично-творческий, репродуктивный), который соответствуют оптимальному, высокому, удовлетворительному или неудовлетворительному уровню качества проведения занятий;
¾ сохранение преемственности в формировании и развитии основных компетенций обучающихся.
В обязательном порядке следует проводить анализ программы факультативного занятия на ее преемственность к основной программе предмета.
Таким образом, преемственность является фактором, благодаря которому формируется и поддерживается интерес обучающихся к урокам и факультативам, в результате чего обеспечивается постепенный переход к более глубоким знаниям и более сложным формам работы обучающихся. Одновременно у детей, которые посещают факультативы, растет уровень подготовки и формируется положительное отношение к факультативным занятиям, повышается уровень их самостоятельности и трудолюбия.
Список литературы
1. Запрудский Н. И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 169 с.
2. Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика / А. П. Сманцер. – Минск, 1995. – 288 с.
3. Сербина, Е. Преемственность: так в чем проблема? / Е. Сербина // Начальная школа. – 2001. – № 11.
4. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 146 с.
5. Чикурова М. В. Оценка организации факультативных занятий в ОУ / М. В. Чикурова // Завуч. – 2005. – № 4. – С. 129-133.
6. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.