Преемственность в системе «урок – факультативное занятие» как условие высокого качества образования
Оценка 5

Преемственность в системе «урок – факультативное занятие» как условие высокого качества образования

Оценка 5
docx
03.12.2020
Преемственность в системе «урок – факультативное занятие» как условие высокого качества образования
преемственность в системе.docx

Преемственность в системе «урок – факультативное занятие» как условие высокого качества образования

 

Факультативное занятие – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, которая направлена на расширение, углубление, а также коррекцию знаний и умений обучающихся по учебным предметам в соответствии с их запросами, потребностями и способностями.

Различают следующие виды факультативных занятий:

1.                 общеразвивающие;

2.                 профориентационные;

3.                 предметные, углубляющие.

Функции факультативных занятий:

¾              общеобразовательная - на факультативных занятиях создаются условия для общего развития обучающихся;

¾              профориентационная - факультативные занятия могут предоставить обучающимся большие возможности для «профессиональных проб», что способствует их познавательному и профессиональному самоопределению;

¾              диагностическая - позволяет оценить реальное состояние уровня знаний и умений обучающихся в области различных учебных предметов;

¾              развивающая - на факультативных занятиях создаются условия для становления познавательных и социальных компетенций обучающихся;

¾              мотивирующая - за счет удовлетворения на факультативных занятиях потребностей в поиске, познании, творчестве у обучающихся формируется устойчивая познавательная мотивация к изучению предмета.

Успешное достижение этих функций возможно только в случае соблюдения на уроках и факультативах основных дидактических принципов:

¾              принципа гуманизации;

¾              принципа свободы выбора;

¾              принципа самоопределения;

¾              принципа индивидуализации;

¾              принципа личностной ориентации;

¾              принципа практической направленности;

¾              принципа вариативности;

¾              принципа преемственности и др.

И важнейшим принципом в данном случае становится принцип преемственности, то есть «объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития». Преемственность является тем инструментом, который позволяет обеспечить непрерывность в обучении и воспитании вне зависимости от формы учебных занятий (урок и факультатив) и этапа обучения.

На уроке школьники получают базовые знания, в ходе его также закладываются фундаментальные личностные качества обучающегося, которые затем выступают в качестве его основы для дальнейшего обучения. В свою очередь факультатив является основной формой дифференциации и подхватывает достижения обучающегося, в результате чего развивает накопленный учеником потенциал на уроке. 

Проблема обеспечения преемственности урочных и факультативных занятий требует поиска новых подходов к организации педагогического процесса, а также актуализирует проблему повышения уровня компетентности педагогов. Для преодоления данной проблемы в системе методической работы с педагогами необходимо предусмотреть занятия по теоретическим основам и особенностям образовательного процесса при дифференциации обучения с применением связки урок-факультатив.

Также учителя должны четко представлять условия реализации преемственности уроков, где материал изучается на базовом уровне, и факультативов, которые должны повысить уровень владения знаниями и способами деятельности по изучаемым предметам.

Самое главное состоит в том, чтобы преемственность постоянно (и на уроке, и на факультативе) обеспечивала развитие обучающегося, то есть создавала условия для выхода за пределы ранее усвоенного им знания и прошлого опыта. Первостепенное значение преемственность имеет для предметных факультативов, так как является основным фактором и условием обеспечения образования обучающихся по выбранным ими предметам. Одновременно преемственность позволяет обеспечить и непрерывность педагогического процесса.

Необходимо учитывать, что обеспечение преемственности зависит во многом и от собственных усилий и стремлений обучающегося к достижению учебно-познавательной деятельности. Так, если учебно-познавательная деятельность становится неотъемлемой частью самого обучающегося, то эта деятельность приобретает для него повышенное значение. В этой связи педагогам требуется уделять повышенное внимание мотивации обучающихся.

При организации факультативных занятий необходимо учитывать, что детям необходимо предоставлять более интересную и глубокую информацию по предмету, так как изучение того же материала, который можно получить на уроке, просто неэтично. 

При ориентации на более высокий уровень обучения предполагается и реализация прогностического подхода, что предполагает учет тех изменений, которые могут произойти в развитии обучающегося в ходе этого занятия. Это означает, что прогностический подход ориентирован на будущие запросы школьника.

Также необходимо учитывать, как организованы и насколько подчинены последующим задачам ранее усвоенные знания, навыки и умения. Данная зависимость от более высшего уровня в пределах системы является одним из основных условий ее успешного функционирования. Особенно значительную роль приобретает преемственность программы старших классов и материала, который преподается на первом курсе в ВУЗе.

По этим причинам при выборе методов и приемов обучения в ходе факультативных занятий необходимо учитывать:

¾              содержание факультативного курса;

¾              уровень развития и подготовленности обучающихся;

¾              наличие у обучающихся интереса к определенным разделам программы.

Одно из важнейших требований к методам преподавания – активизация мышления обучающихся, развитие у них самостоятельности в различных ее формах.

 

Модель «урок – факультатив – урок»

Данная модель построена на основе системного подхода, и в ней выделены все основные компоненты преемственности, включая следующие компоненты:

¾              мотивационно-целевой;

¾              информационно-содержательный;

¾              психолого-педагогический;

¾              оценочно-рефлексивный;

¾              операционно-деятельностный;

¾              управленческо-коррекционный.

Также в модели выделяют механизмы для реализации указанных компонентов.

Для выработки механизмов реализации преемственности уроков и факультативов в школе проводятся:

¾              минипедсоветы;

¾              методические практикумы;

¾              рефлексивные семинары;

¾              круглые столы.

В рамках заседаний методических объединений педагогам рекомендуется обсуждать механизмы реализации преемственности с учетом:

¾              специфики преподаваемого предмета;

¾              индивидуальных особенностей обучающихся;

¾              уровня подготовки обучающихся.

Акцент при этом делается на формирование умений педагогов выбирать нужные технологии и средства обучения, а также развитие умений по проектированию, осуществлению и анализу образовательного процесса в связке урок-факультатив, что позволит обеспечить непрерывное развитие обучающихся.

Следует учитывать еще и то обстоятельство, что при проведении уроков необходимо оперировать учебным материалом на уровне понимания, воспроизведения и применения его в стандартных ситуациях. В рамках же факультативов уже требуется глубокое осмысление материала, его обобщение и творческое применение. При таком подходе реализуется спиральная структура развития, то есть каждый сформированный на уроке навык в рамках факультатива развивается и закрепляется, в результате чего каждый навык обеспечивает развитие последующего.

 

Условия реализации принципа преемственности между уроком и факультативом:

¾              четкое осознание учителями значительных дидактических возможностей педагогической преемственности;

¾              активное применение и развитие рефлексивных умений учителя и обучающихся;

¾              овладение знаниями и умениями должно осуществляться поэтапно;

¾              рациональное применение имеющихся приемов и методов, а также разработка новых подходов в реализации преемственности урока и факультатива;

¾              планирование и организация занятий осуществляется с учетом их преемственности;

¾              участие в исследовательской работе специалистов различных педагогических специальностей для практического решения проблем, связанных с преемственностью между уроком и факультативом;

¾              постоянное изучение учителями теории и эффективного педагогического опыта по реализации принципа преемственности.

Для оценки эффективности уроков и факультативов могут применяться следующие критерии:

¾              наличие четкой поэтапной реализации целей занятия и организация их преемственности;

¾              целесообразность применяемой структуры учебного занятия;

¾              гибкость и эффективность использования современных методов, приемов и подходов;

¾              содержательная насыщенность и плотность занятия;

¾              уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся и уровень их деятельности (исследовательский, творческий, частично-творческий, репродуктивный), который соответствуют оптимальному, высокому, удовлетворительному или неудовлетворительному уровню качества проведения занятий;

¾              сохранение преемственности в формировании и развитии основных компетенций обучающихся.

В обязательном порядке следует проводить анализ программы факультативного занятия на ее преемственность к основной программе предмета.

Таким образом, преемственность является фактором, благодаря которому формируется и поддерживается интерес обучающихся к урокам и факультативам, в результате чего обеспечивается постепенный переход к более глубоким знаниям и более сложным формам работы обучающихся. Одновременно у детей, которые посещают факультативы, растет уровень подготовки и формируется положительное отношение к факультативным занятиям, повышается уровень их самостоятельности и трудолюбия.

 

Список литературы

1.                 Запрудский Н. И. Организация факультативных занятий в 11-летней школе / Н. И. Запрудский, А. И. Добриневская. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 169 с.

2.                 Сманцер А. П. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов: теория и практика / А. П. Сманцер. – Минск, 1995. – 288 с.

3.                 Сербина, Е. Преемственность: так в чем проблема? / Е. Сербина // Начальная школа. – 2001. – № 11.

4.                 Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М.: Педагогика, 1990. – 146 с.

5.                 Чикурова М. В. Оценка организации факультативных занятий в ОУ / М. В. Чикурова // Завуч. – 2005. – № 4. – С. 129-133.

6.                 Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.


 

Преемственность в системе «урок – факультативное занятие» как условие высокого качества образования

Преемственность в системе «урок – факультативное занятие» как условие высокого качества образования

И важнейшим принципом в данном случае становится принцип преемственности, то есть «объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития»

И важнейшим принципом в данном случае становится принцип преемственности, то есть «объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития»

В этой связи педагогам требуется уделять повышенное внимание мотивации обучающихся

В этой связи педагогам требуется уделять повышенное внимание мотивации обучающихся

Также в модели выделяют механизмы для реализации указанных компонентов

Также в модели выделяют механизмы для реализации указанных компонентов

Для оценки эффективности уроков и факультативов могут применяться следующие критерии: ¾ наличие четкой поэтапной реализации целей занятия и организация их преемственности; ¾ целесообразность применяемой структуры…

Для оценки эффективности уроков и факультативов могут применяться следующие критерии: ¾ наличие четкой поэтапной реализации целей занятия и организация их преемственности; ¾ целесообразность применяемой структуры…

Одновременно у детей, которые посещают факультативы, растет уровень подготовки и формируется положительное отношение к факультативным занятиям, повышается уровень их самостоятельности и трудолюбия

Одновременно у детей, которые посещают факультативы, растет уровень подготовки и формируется положительное отношение к факультативным занятиям, повышается уровень их самостоятельности и трудолюбия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2020