Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Оценка 5

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
1 кл
02.10.2019
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Дошкольное и школьное образование детей являюьтся звеньями в системе образования. Успехи детей в школе во многом зависят от качества знаний и умений, даных им в дошкольном учреждении, от уровня развития интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность в условиях введения ФГОС Комарова Л.А..docx
Преемственность дошкольного и начального общего  образования в условиях введения ФГОС «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» В.А.Сухомлинский                     Проблема   преемственности   между   дошкольным   и   начальным образованием   актуальна   во   все   времена.   Как   решить   проблему преемственности?   Этот   вопрос   сегодня   ставят   перед   собой   педагоги   и психологи образовательной среды. Школьная и дошкольная ступень – два взаимодействующих звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,­ писал Л. С. Выготский. Введение   ФГОС   к   структуре   дошкольной   программы   и   принятие   новых Федеральных   Государственных   Образовательных   Стандартов   начального школьного   образования   –   важный   этап   преемственности   детского   сада   и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться. Ключевой   стратегический   приоритет   непрерывного   образования: формирование умения учиться.                        Преемственность дошкольного и начального образования ­ одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.                 Педагогический   процесс   ­   целостная   система,   следовательно,   преемственность   должна   осуществляться   по   всем   направлениям,   включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского  сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д. В   психолого­педагогической   литературе   вопросы   преемственности   и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее   общее   понимание   преемственности   трактуется   как   взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных   черт   предшествующего   опыта   в   последующем. Преемственность   обеспечивает   непрерывность   развития   не   на   основе отрицания   старого,   а   на   основе   синтеза   самого   существенного   из   уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка. Новые   подходы   к   развитию   преемственности   между   дошкольным   и начальным   образованием   в   современных   условиях   нашли   отражение   в содержании   Концепции   непрерывного   образования.   Этот   стратегический документ   раскрывает   перспективу   развития   дошкольного   ­   начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим  образованием  рассматривается  на  уровне  целей, задач  и  принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного   возраста;   определены   психолого­   педагогические   условия,   при которых   реализация   непрерывного   образования   на   этих   этапах   детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной   ступени   школьного   образования   по   отношению   к   дошкольному, утверждает   индивидуализацию   и   дифференциацию   образования,   создание такой   образовательно­развивающей   среды,   где   каждый   ребенок   чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями. Так, деятельность до 1 года –это непосредственно­эмоциональное  общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими  людьми.  От 1 года до 3 лет ­ предметно­манипулятивная деятельность; От 3 до 6 лет ­ игровая деятельность;  От 6 до 10 лет ­учебная деятельность.  Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются: ­ развитие любознательности; ­ развитие способности самостоятельно решать творческие задачи; ­ интеллектуальное и личностное развитие ребёнка; ­ сверстниками). коммуникативности формирование воображения, творческого направленного развитие (умение общаться со взрослыми на и Цель преемственности можно сформулировать как: ­создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. ­ обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных  особенностей дошкольников и первоклассников. ­ создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития  познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от   того,   насколько   ребенок   был   психологически   подготовлен   к   школе. Психологическая   готовность   ­   это   такое   состояние   ребенка,   которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками. Таким  образом, цель  работы  в ДОУ  должна  состоять  в  пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию   и   анализировать   ее.   И   конечно,   образование   в   дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь. Целью   же   начального   образования   должно   явиться   продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает: – введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования,  словесного творчества, – обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к  национальной художественной и музыкальных культуре; танцевальных импровизаций); – создание в школе развивающей предметной среды; – широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе. Несомненно, преемственность – двусторонний процесс.  С  одной  стороны –  дошкольная  ступень,  которая  сохраняет  ценность дошкольного   детства,   формирует   личностные   качества   ребенка,  а  главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада­ это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. С другой – преемственность с позиции школы­ это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает   организацию   работы   с   учётом   дошкольного   понятийного   и операционного уровня развития ребёнка. Школа   как   преемник   подхватывает   достижения   ребенка­дошкольника   и развивает накопленный им потенциал. Это сопровождается рядом проблем. 1. Недостаточная   согласованность   в   действиях   различных   подсистем   Формирование   и   развитие образовательно­воспитательной   системы. образования   в   каждой   подсистеме   нередко   осуществляется   без   опоры   на предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив. 2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с одного образовательного уровня на другой. 3. Неполное   соблюдение   психологической   преемственности   различных подсистем   образовательно­воспитательной   (приходится констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать  с системы детьми   3­10   лет   и   сочетают   профессиональный   потенциал   воспитателей   и учителей начальных классов). 4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения. 5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и организации учебного материала по ступеням. 6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса. 7. Необеспеченность   учебного   процесса   в   подсистемах   преемственного образования   учебно­методическими   материалами   и   дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др. 8. Недостаточный   уровень   подготовки   педагогических   кадров   к   работе   в системе непрерывного образования. Решение данных проблем определяет основные направления преемственности образовательного процесса. Учреждение, где я работала 9 лет, не зря называлось «Школа­детский сад» и работа по преемственности велась на хорошем уровне. Каждый   раз,   начиная   работать   с   выпускным   классом   начальной   школы,   я задумывалась   о   будущих   первоклашках.   Начинала   знакомиться   с   «моей» группой детского сада. Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление   плана   работы   на   предстоящий   год.   В   этот   план   входили родительские   собрания,   встречи   с   детьми,   посещение   занятий,   экскурсии малышей в школу ,участие школьников в утренниках и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями. Я имела ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском   саду   и   осуществлять   организацию   учебной   деятельности   с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду, что давало мне знания, подталкивало к использованию игровых технологий   в   первых   классах,   способствовало   лучшей,   легкой   адаптации детей   к   школьному   обучению.   В   данный   момент,   снова   работаю   в общеобразовательной   школе   и   уже   не   имею   такой   возможности контактировать, взаимодействовать с дошкольным учреждением, но стараюсь поддерживать отношения, контакты. Это   означает,   что   преемственность   требует   постоянных   контактов   и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике сложились продуктивные формы сотрудничества: – по   реализации   программ   и   планов   по   подготовке   дошкольников  к систематическому обучению в школе; – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду  с целью  знакомства  с обстановкой  и  организацией  жизни  и  обучения ребенка; – обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы; – анализу результатов совместной деятельности. Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы, тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также связи   детского   сада   и   школы   с  другими   учреждениями;   сотрудничество   с методическим   кабинетом;   совместное   участие   в   педагогических   советах   и семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие  с родительским комитетом;   сотрудничество   с   психолого­педагогической   консультацией   и медицинскими работниками. Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку воспитателя   и   учителя,   что   является   благоприятным   условием   для формирования   уверенности   в   своих   силах,   развития   доверия   к   учителю, активного включения в учебу. Считается,   что   основанием   для   осуществления   преемственности дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной активности   как   необходимого   компонента   учебной   деятельности;   уровень развития   умственных   и   нравственных   способностей   детей;   развитие коммуникативных   умений,   т.е.   умения   общаться   со   взрослыми   и сверстниками. Данное   направление   включает   педагогическую   и   психологическую диагностику   детей,   составление   характеристик   на   детей,   заполнение диагностических   карт   на   каждого   ребенка,   заседание   психолого­ педагогического   консилиума   по   приему   в   первый   класс,   дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от   чтобы   родители   доверяли педагогов   такой   постановки   вопроса, образовательному   учреждению   и   уважали   систему   школьного   образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней. Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока  не  поняла,  что этого  недостаточно. Не  смотря на то,  что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу   первого   месяца   обучения   он   составлял   около   50%.   Даже   к   концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей. Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму­разуму!..» О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка. Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к школе.  Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение  программы первого класса и сводится к формированию  предметных знаний и  умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим  школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника  качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности,  сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него  определенных   знаний   по   учебным исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само  по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок  умел самостоятельно их добывать и применять. предметам. Однако многочисленные  В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе  государственных образовательных стандартов. Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить   пути,   в   том   числе   средства   ее   достижения,   помогать   ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, —   любознательности,   инициативности,   самостоятельности,   произвольности, творческого   самовыражения   ребенка   и  др.  Между   тем,  надо   помнить,  что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна   пониматься   только   как   подготовка   детей   к   обучению.   Важно обеспечить   сохранение   самоценности   дошкольного   возраста,   когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует   формировать   социальные   умения   и   навыки   будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо   стремится   к   организации   единого   развивающего   мира   – дошкольного и начального образования Вывод:  Новые   взгляды   на   воспитание,   обучение   и   развитие   детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы,   построении   новой   модели   выпускника,   что   позволит   обеспечить непрерывность образовательного процесса. Проблема   преемственности   может   быть   успешно   решена   при   тесном взаимодействии   детского   сада   и   школы.   Выиграют   от   этого   все,   особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности. Статью подготовила учитель начальных классов,                                                  МБОУ «СОШ №34» г. Симферополя,                                                  Комарова Лилия Александровна.

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС

Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2019