Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа
1 кл
02.10.2019
Дошкольное и школьное образование детей являюьтся звеньями в системе образования. Успехи детей в школе во многом зависят от качества знаний и умений, даных им в дошкольном учреждении, от уровня развития интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Преемственность в условиях введения ФГОС Комарова Л.А..docx
Преемственность дошкольного и начального общего
образования в условиях введения ФГОС
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь
детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое
появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет
лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Проблема преемственности между дошкольным и начальным
образованием актуальна во все времена. Как решить проблему
преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и
психологи образовательной среды.
Школьная и дошкольная ступень – два взаимодействующих звена в системе
образования.
Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений,
сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных
интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных
способностей ребёнка.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком», писал
Л. С. Выготский.
Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых
Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального
школьного образования – важный этап преемственности детского сада и
школы.
Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
формирование умения учиться.
Преемственность дошкольного и начального образования одна из
сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет
она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования,
педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного
возраста.
Педагогический процесс целостная система, следовательно,
преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая
цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех
профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и
т.д.
В психологопедагогической литературе вопросы преемственности и
готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах.
Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь
между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение
определенных черт предшествующего опыта в последующем.
Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе
отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже
пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии
ребенка.
Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и
начальным образованием в современных условиях нашли отражение в
содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический
документ раскрывает перспективу развития дошкольного начального
образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным
общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов
отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего
школьного возраста; определены психолого педагогические условия, при
которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства
протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата
начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному,
утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание
такой образовательноразвивающей среды, где каждый ребенок чувствует
себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными
особенностями.
Так, деятельность до 1 года –это непосредственноэмоциональное
общение, благодаря которому формируется потребность в общении с другими
людьми.
От 1 года до 3 лет предметноманипулятивная деятельность;
От 3 до 6 лет игровая деятельность;
От 6 до 10 лет учебная деятельность.
Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
развитие любознательности;
развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
сверстниками).
коммуникативности
формирование
воображения,
творческого
направленного
развитие
(умение
общаться
со
взрослыми
на
и Цель преемственности можно сформулировать как:
создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных
особенностей дошкольников и первоклассников.
создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития
познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка. Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит
от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе.
Психологическая готовность это такое состояние ребенка, которое
позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и
чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.
Таким образом, цель работы в ДОУ должна состоять в пробуждении
живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать
информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном
учреждении не должно копировать школьную жизнь.
Целью же начального образования должно явиться продолжение
всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных
навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:
– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества
(игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования,
словесного творчества,
– обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к
национальной художественной
и музыкальных
культуре;
танцевальных
импровизаций);
– создание в школе
развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в
школе.
Несомненно, преемственность – двусторонний процесс.
С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность
дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное,
сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада
это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и
навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
С другой – преемственность с позиции школы это опора на те знания,
умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это
подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и
операционного уровня развития ребёнка.
Школа как преемник подхватывает достижения ребенкадошкольника и
развивает накопленный им потенциал.
Это сопровождается рядом проблем.
1. Недостаточная согласованность в действиях различных подсистем
Формирование и развитие
образовательновоспитательной системы. образования в каждой подсистеме нередко осуществляется без опоры на
предшествующий опыт образования и без учета дальнейших перспектив.
2. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе детей с
одного образовательного уровня на другой.
3. Неполное соблюдение психологической преемственности различных
подсистем образовательновоспитательной
(приходится
констатировать факт отсутствия специалистов, которые умеют работать с
системы детьми 310 лет и сочетают профессиональный потенциал воспитателей и
учителей начальных классов).
4. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
5. Отсутствие научно обоснованных оснований отбора содержания обучения и
организации учебного материала по ступеням.
6. Некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на
различных этапах образовательного процесса.
7. Необеспеченность учебного процесса в подсистемах преемственного
образования учебнометодическими материалами и дидактическими
пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и др.
8. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в
системе непрерывного образования.
Решение данных проблем определяет основные направления преемственности
образовательного процесса.
Учреждение, где я работала 9 лет, не зря называлось «Школадетский сад»
и работа по преемственности велась на хорошем уровне.
Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я
задумывалась о будущих первоклашках. Начинала знакомиться с «моей»
группой детского сада.
Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и
составление плана работы на предстоящий год. В этот план входили
родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсии
малышей в школу ,участие школьников в утренниках и т. д., т. е., обычная
работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями.
Я имела ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в
детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с
включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в
детском саду, что давало мне знания, подталкивало к использованию игровых
технологий в первых классах, способствовало лучшей, легкой адаптации
детей к школьному обучению. В данный момент, снова работаю в
общеобразовательной школе и уже не имею такой возможности
контактировать, взаимодействовать с дошкольным учреждением, но стараюсь
поддерживать отношения, контакты.
Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и
взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ.
В практике сложились продуктивные формы сотрудничества:
– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к
систематическому обучению в школе; – посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском
саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения
ребенка;
– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;
– анализу результатов совместной деятельности.
Немаловажными являются ознакомление с методами и формами работы,
тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка, а также
связи детского сада и школы с другими учреждениями; сотрудничество с
методическим кабинетом; совместное участие в педагогических советах и
семинарах; сотрудничество с семьей через взаимодействие с родительским
комитетом; сотрудничество с психологопедагогической консультацией и
медицинскими работниками.
Большое значение играет преемственность стиля отношения к ребенку
воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для
формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю,
активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности
дошкольного и начального школьного образования являются учет состояния
здоровья и физического развития детей; уровень развития их познавательной
активности как необходимого компонента учебной деятельности; уровень
развития умственных и нравственных способностей детей; развитие
коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и
сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую
диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение
диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого
педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее
отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и
педагогической помощи детям и их родителям.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного
образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога
друг о друге, что приводит их к взаимодействию и разработке совместных
рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от
чтобы родители доверяли
педагогов такой постановки вопроса, образовательному учреждению и уважали систему школьного образования.
Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.
Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности,
пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год
общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К
концу первого месяца обучения он составлял около 50%. Даже к концу
первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав
ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих
первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться
у своих детей.
Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот
пойдешь в школу, там тебя научат умуразуму!..»
О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку?
Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно.
Все это может вылиться в плохую успешность ребенка. Подробнее остановлюсь на совместной работе по подготовке к школе.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение
программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и
умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим
школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника
качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности,
сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него
определенных знаний по учебным
исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само
по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок
умел самостоятельно их добывать и применять.
предметам. Однако многочисленные
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе
государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение
мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и
находить пути, в том числе средства ее достижения, помогать ребенку
сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у
дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью,
— любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,
творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что
преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не
должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно
обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда
закладываются важнейшие черты будущей личности.
Следует формировать социальные умения и навыки будущего
школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.
Необходимо стремится к организации единого развивающего мира –
дошкольного и начального образования
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей
требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и
школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить
непрерывность образовательного процесса.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном
взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно
дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач
преемственности. Статью подготовила учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ №34» г. Симферополя,
Комарова Лилия Александровна.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.