Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
1 кл
16.10.2019
Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает.Данный материал поможет ответить на эти вопросы и повысить учебную мотивацию у младших школьников.
Развитие учебной мотивации младших школьников.docx
ПРОЕКТ
по теме:
«Развитие учебной мотивации
младших школьников»
Выполнила: учитель начальных
классов МБОУ «СОШ №5» г. Канаш
Андреева Ольга Алексеевна
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………….........3
1. Понятие мотива и мотивации…. …………………………………………....5
2. Методы и приемы развития учебной мотивации младших школьников….8
3. Роль учителя в развитии положительной мотивации учебной
деятельности младших школьников ……………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы………………………………………………….…………..22
1 Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с
положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и
Введение
у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать
учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения?
Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от
того, с учащимися какого возрастного периода он работает.
Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные
ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., ,
Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.).
Знакомство с исследованиями по данной проблеме помогает взглянуть на неё
с разных позиций. Ведь за внешне одинаковыми проявлениями отсутствия
положительной мотивации к учению часто оказываются совершенно разные
причины этого, и они индивидуальны для каждого ребенка. За внешне
высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы только
2 личного преуспевания, а за внешне низким могут стоять большая
требовательность к себе, критичность. Понимание этого помогает находить
подход к каждому ребенку. В этом заключается актуальность выбранной
темы.
Проблемой проекта является выявление результативных педагогических
условий и приемов развития учебной мотивации младших школьников.
Решение данной проблемы составляет цель проекта.
Объектом исследования является процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования – развитие учебной мотивации младших школьников
С учетом проблемы, предмета, объекта и цели проекта в данной работе были
поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия мотива и мотивации.
2. Описать методы и приемы развития положительной мотивации учебной
деятельности.
3. Рассмотреть особенности поведения учителя, влияющие на повышение
учебной мотивации.
Ожидаемый результат: обобщение методического материала по
решению данной проблемы.
Конечный продукт: доклад о развитии учебной мотивации младших
школьников на ШМО учителей начальных классов.
Структура работы.
Работа состоит из введения, основной части,
заключения и списка использованной литературы.
3 1. Понятие мотива и мотивации
Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в
Важность ее решения
отечественной педагогической психологии.
определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий
фактор эффективности учебного процесса.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин
«мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в
двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих
поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения,
стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном
уровне.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не
описания поведения. Это поиски ответов на вопросы типа «почему?»,
«зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и
описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о
мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и
внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного
пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта
поведения, а во втором внешние условия и обстоятельства его деятельности.
4 В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях,
желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах, исходящих из
сложившейся ситуации. Мотивация объясняет целенаправленность действия,
организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на
достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации это то, что принадлежит самому
субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством,
изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа,
зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места,
занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.
Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном
только в определенных биохимических и физических условиях
существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у
которого, кроме физических органических потребностей, есть еще
материальные, духовные, coциальные. Как личности люди отличаются друг от
друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием
этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей –
сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие
— цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на
который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью,
удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть
которое
то мотивационнопобудительное содержание сознания,
воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый
результат его деятельности.Цель является основным объектом внимания,
занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны
разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и
большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели,
5 связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся, в
долговременной памяти.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей
человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и
намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние'
познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с
какойлибо одной, актуальной в данный момент времени потребностью.
Интерес к себе может, вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно
привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения
предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной
раздражитель
Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. В
психологопедагогическом плане именно на развитие устойчивого
познавательного интереса должны быть направлены развивающие программы
по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры
урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные
методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль
в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к
достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать искренний
интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам
учеников. Поведение, ориентированное на достижение желаемого результата,
предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха.
Известно, что учащиеся, мотивированные на успех, предпочитают средние по
трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно
они
превосходят уже достигнутый результат.
Другими словами,
предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу
склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают
цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения
информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на
6 достижение, переоценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе,
напротив, склонны переоценивать свои успехи. В этой связи педагогу
необходимо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и
дифференцированно подходить к оцениванию результатов выполнения
поставленных задач.
2. Методы и приемы развития учебной мотивации
младших школьников
Среди многообразных путей и средств, выработанных практикой для
формирования устойчивых познавательных интересов, выделяют следующее:
увлеченное преподавание; новизна учебного материала; историзм; связь
знаний с судьбами людей, их открывшими; отказ практического применения
знаний в связи с жизненными планами ориентациями школьников;
использование новых и нетрадиционных форм обучения; чередование форм и
методов обучения; проблемное обучение; эвристическое обучение; обучение с
компьютерной поддержкой; применение мультимедиасистем; использование
(в парах,
интерактивных компьютерных средств; взаимообучение
микрогруппах); тестирование знаний, умений; показ достижений обучаемых;
создание ситуации успеха, соревнование ( с товарищами по классу, самим
собой);создание положительного микроклимата в классе; доверие к
обучаемому; педагогический такт и мастерство педагога; отношение педагога
к своему предмету, обучаемым; гуманизация школьных отношений и т.д.
Важная сторона мотивации учения школьников – самостоятельность,
связанная с определением объекта, средств деятельности и ее осуществления
самими учащимися без помощи взрослых и учителей. Самостоятельность
школьников неразрывно связана с познавательной активностью. Более
7 активные школьники, как правило, более самостоятельные, недостаточная
собственная активность ученика ставит его в зависимость от других и лишает
самостоятельности.
Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в
которых школьники должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в
дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и учителям;
рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы
товарищей; заниматься обучением отстающих; Объяснять более слабым
ученикам непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание;
Находить несколько вариантов возможного решения познавательных задач
(проблем); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных
и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного
применения известных учащемуся способов решения.
Решив пойти по пути стимулирования мотивации, педагог должен
помнить, что стимулы работают только в том случае, если они соответствуют
природе ученика и являются естественными, т.е. отражают глубинные
закономерности развития и опираются на них. «К чему не зовет природа, туда
не толкай!», предостерегал Я.А.Коменский.
Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной
мотивации школьников: широкий познавательный мотив, то есть
направленность на усвоение новых знаний, который характерен для младшего
школьника, учебнопознавательный мотив, побуждающий к овладению
способами добывания знаний, соответствующий подростковому возрасту,
и мотив самообразования, этот зрелый познавательный мотив должен
проявляться в старшем школьном возрасте.
В педагогической литературе определяются три основных источника
формирования положительных познавательных мотивов деятельности:
Содержание учебного материала
Характер и уровень учебнопознавательной деятельности
Отношение учителя с учащимися.
8 Итак,
в формировании мотивации учения важную роль
играет содержание учебного материала.
содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только
Необходимо понимать,
что
при выполнении следующих условий:
учитывать характер потребностей учащихся;
быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;
опираться на прошлые знания, нести новую информацию;
направлено на решение проблем познания явлений и объектов
окружающего мира, овладение методами этого познания.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в
процессе учебной деятельности.
Психологические исследования учебной деятельности показали: для того,
чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная
её мотивация, её нужно строить особым образом. Изучение каждого
самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трех
основных этапов, которые, исходя из их назначения, можно назвать так:
1. мотивационный;
2. операциональнопознавательный;
3. рефлексивнооценочный.
На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно
изучить данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы
успешно решить основную учебную задачу. Этот этап обычно состоит из
нескольких учебных действий.
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта
информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат,
смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают
о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул
для усиленного процесса мышления. Такими приемами являются:
1.
Создание учебнопроблемной ситуации, которая вводит учащихся
в предмет изучения предстоящей темы программы.
Она
может
быть
создана
разными
способами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на
9 темы;
основе
б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической
изучения
данной
программы.
значимости
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
предстоящей
(раздела)
темы
г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой
проблемного вопроса.
2.
Формулировка основной учебной задачи, которая обычно
производится как итог
обсуждения проблемной ситуации.
Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою
деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не
может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи,
пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление». Поэтому, важное
условие организации учебной деятельности подведение учащихся к
самостоятельной постановке и принятию учебных задач.
3.
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей
деятельности по изучению темы.
После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся,
намечается и обсуждается план предстоящей работы. Необходимо сообщить
время, отпущенное на изучение темы, а также, что нужно знать и уметь для её
изучения. Этим создается установка на необходимость подготовки к изучению
материала. А некоторые учащиеся могут дать самооценку своим
возможностям по изучению темы, указать, какой материал они повторят и что
еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
Весь этот этап изучения темы очень важен для становления мотивации
учебной деятельности учащихся. Поэтому нежелательно говорить: "Сегодня
мы приступаем к изучению темы...", и сразу переходить к изучению нового
материала. Такая "экономия времени" отрицательно сказывается на всем
характере учебной деятельности учащихся.
На операциональнопознавательном этапе учащиеся усваивают
содержание темы программы и овладевают необходимыми учебными
10 действиями. Роль этого этапа в становлении мотивации учебной деятельности
зависит от того, будет ли учащимся понятна необходимость содержания, всех
учебных действий для решения основной учебной задачи. Для решения этих
задач как нельзя лучше подходит деятельностный метод обучения, который
реализуется в развивающих образовательных программах. Суть его состоит с
том, учащиеся сами открывают каждое новое знание, обучение ведется в «зоне
ближайшего развития» каждого ученика. Основным содержанием такого
этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а также изучение
построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает
творческий, исследовательский характер.
Изучение темы завершается рефлексивнооценочным этапом. На этом
этапе учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность,
оценивать ее, сравнивая результаты с поставленными учебными задачами.
Подведение итогов изучения пройденного раздела нужно организовать так,
чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от
сделанного, радость познания нового, интересного. Тем самым будет
формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что
приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной
самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой
мотивации учебной деятельности.
Так, полезно использовать задания типа: «Составьте вопросы или задания, по
которым можно проверить уровень усвоения изученной темы». Для сильных
учащихся такое задание: «Напишите основные вопросы, пройденные нами в
данной теме, и рядом пометьте, как вы этот материал усвоили: хорошо, или не
очень хорошо, или слабо усвоили». Для менее способных учащихся можно
часть вопросов дать, а их задача отметить уровень усвоения материала.
Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали уровень усвоения
программного материала каждым учеником, но и использовались для
побуждения его к дальнейшей работе.
11 3. Роль учителя в развитии положительной мотивации учебной
деятельности младших школьников
Психологи и педагоги разработали ряд правил поведения учителя,
позволяющих ему улучшить взаимоотношения с учениками и тем самым
иметь возможность более эффективно влиять на мотивацию учения.
Учителям советуют находить и применять стимулы, которые опираются
«подталкивания» учащихся к выполнению
на тонкие деликатные
определенных действий и исключают открытое «давление» и грубое
принуждение. Советы следующие:
1)
Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся – главный вопрос
для учителя. Когда мы намерены поймать мышь, то кладем в мышеловку
кусочек сыра, а не спелую вишню, учитывая не наши собственные вкусы, а
вкусы грызуна. Задача педагога – сменить направленность устремлений, если
они не совпадают с педагогическими целями.
2)
Используйте идентификацию. Дети часто стремятся быть
похожими на героев книг, фильмов, двора, школы и т.п.Задача учителя
оформлять смутные и неопределенные стремления школьника в
прагматические потребности, подталкивать его к нормальным человеческим
желаниям.
3)
Учитывайте интересы и склонности. Нет школьников ничем не
интересующихся. Кроме учебных познавательных интересов есть другие
интересы, есть врожденная любознательность, природные склонности,
которые обычно называют побочными интересами. Именно широта интересов
характеризует нормально развивающегося человека: он должен все
попробовать, ощутить, проверить на себе.
12 4)
Есть множество способов превратить «побочные» интересы в
мощный стимул учения и самосовершенствования. Советуют, вопервых,
Д.Карнеги говорит: «
опираться на яркий образ, красивую форму.
Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно, ярко». В трудных
случаях можно идти от формы к содержанию, от эмоции к логике. Интеллект
идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными
побуждениями, и школьник ищет и находит оправдания для выбора более
привлекательного поведения. Вовторых, учитель должен проявлять уважение
к увлечениям, мнениям, оценкам учащихся. Советуют учителю больше
говорить о том, что интересует учеников. Втретьих, использовать интерес
человека к собственному имени в качестве стимула. Чтобы привлечь
внимание учеников учителю советуют писать крупными буквами на классной
доске, на плакатах и стендах имена чемто отличившихся учеников.
5)
Используйте намерения. Намерение возникает на основе
потребности. Если педагог захочет дать уже определившемуся ученику
поручение, требующее изменения намеченных планов, он потерпит неудачу.
Нужно найти возможность помочь ученику в осуществлении его намерений.
Не упрекать его за невыполненное обещание. Лучше ободрить и помочь
принять реальное, выполнимое намерение, а если намерение сложное и
требует длительных усилий, научить, как постепенно приблизится к его
осуществлению.
6)
Поощряйте желание добиться признания. Многие дети учатся не
ради знаний, а ради признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если
он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс
благоприятное воздействие. Как заразить этим желанием учащихся ,
потерявших надежду «выйти в люди», страдающих заниженной самооценкой?
Прежде всего, помочь ребенку обрести уверенность в себе. Дети с
повышенной тревожностью нуждаются в одобрении, сочувствии учителя, а не
в новых замечаниях и записях в дневнике. Нужно помочь ребенку «убить
13 своих врагов». Не бросать школьника в пугающей его ситуации, помочь ему с
необходимо,
ней справиться. Например, он боится отвечать у доски,
поупражняться с ним, делать это наедине.
7)
Показывайте последствия совершаемых поступков. Дети не
умеют оценивать последствия совершаемых действий, поступков. Если
педагог вовремя,
эмоционально и убедительно раскроет глаза своих
питомцев, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения
поведения в лучшую сторону.
8)
Признавайте достоинства.
Советуют вызывать у учащихся
энтузиазм и развивать все, что есть лучшего в данном человеке с помощью
признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства, можно
прибегнуть к лести. Ведь льстить – значит говорить человеку именно то, что
он сам о себе думает. Учитель может пойти на этот безобидный обман, так
как он может вызвать у ученика прилив новых сил. «Дайте другому то, что вы
хотите получить от него», советует Д. Карнеги. Предупреждают не
критиковать, не придираться к мелочам, быть предупредительным, искренне
стараться понять своего ученика, посмотреть на вещи его глазами.
9)
Ободряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать
не только лучшим ученикам, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной
работе. Известны случаи, когда разумная и ободрительная оценка со стороны
учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающим учеником.
Идя в класс учителю нужно помнить, что если эмоциональное значение
поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за
неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к
успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем
поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи.
Так появляются ученики, которые занимаются только для того, чтобы их не
ругали родители и не стыдили учителя.
10)
Сделать работу привлекательной. Например, сделать учебу
привлекательной можно используя ошибки учащихся. Для этого нужно:
14 хвалить ошибки, подчеркивать их неслучайность и неординарность, выявить
пользу, которую можно извлечь из этой ошибки. При этом учитель должен
действовать так, чтобы ошибка казалась легко исправимой. Интересным
является пример стимулирования выполнения малопривлекательной работы
позволением ее выполнить. Советуют, использовать известный стимул «надо»,
придав ему, личностную направленность: «Тебе надо, Петя! Ты мужчина!».
11)
Используйте ситуацию – ловите момент.
Стимулы часто
подбрасывает сама жизнь, развитие событий. Эти неожиданные, спонтанные,
случайные стимулы ничуть не хуже тех, что долго разрабатываются и
тщательно планируются. Нужно лишь суметь заметить их, оценить
возможности, быстро сориентироваться и обратить их на пользу дела. Также
советуют использовать прием «запрета» на выполнение работы. К умению
оценить и использовать ситуацию следует отнести и различные приемы
управления качеством работы. Чтобы его повысить советуют «тормозить»
желание на наивысшей точке, сдерживать порыв, добиваться особенно
тщательного выполнения дел и формируя на этом немало положительных
качеств. Необходимо внимательно следить за колебаниями настроения.
Действия, интенсивность и результативность деятельности являются его
следствием.
12)
Дайте обучаемому шанс. Д. Карнеги рекомендует: «…будьте
щедры в своем поощрении: создавайте впечатление, что в стоящей перед
вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы
верите в его способности справиться с ней, что у него имеются необходимые
для этого качества, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы
достичь успеха». Уверенность в успехе весьма благоприятно влияет на
продвижение в учебе слабых учеников.
13)
Обращайтесь к самолюбию. Психологи утверждают, что нет
людей, согласных всю свою жизнь ходить в неудачниках. Нормальному
человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Это стремление
15 следует поощрять и активизировать, взывая к самолюбию, подчеркивая
возможность улучшения достижений. Любой школьник понимает, что
занимается недостаточно и мог бы учиться лучше. Надо, чтобы учащийся
почувствовал озабоченность педагога и поверил ему.
14)
Показывайте достижения. Стимулом к прилежной учебе служит
представление учащемуся объективной информации о его успехах в учебе,
причем в сравнении с другими. Лучшим средством для этого служит
открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В.Шаталову.
Исследователи установили, что важна не столько похвала учителя, сколько
наличие обратной связи и позитивной поддержке от него. Обратная связь в
любой форме должна доходить до учащихся во время. Контрольная (или
конкурс) в среду, а оглашение результатов в четверг – это вовремя; сообщать
о результатах месяц спустя – бесполезно.
15)
Осторожно поддерживайте соперничество.
Судя по опыту
американской школы, соперничество между учащимися нужно поощрять и
использовать его как стимул к более усердной учебе. Педагогу,
прибегающему к данному стимулу, необходимо все хорошо взвесить. Нужно
учесть, что проигравшие окажутся в невыгодном свете, пострадает их
репутация. У них может появиться чувство неуверенности, безысходности,
собственной неполноценности, в худшем случае депрессия. В связи с этим,
соперничество между учениками должно напоминать спортивное
соревнование, где победы и неудачи чередуются, но всегда остается азарт. У
каждой группы соревнующихся должны быть одинаковые шансы на победу.
Если в процессе соревнования у когото из учащихся возникает чрезмерное
эмоциональное напряжение, педагог должен деликатно отстранить его от
дальнейшего участия в соревновании, назначив, к примеру, арбитром или
разработчиком заданий, условий.
16)
Хвалите. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной.
Учитель должен четко сказать, за что «спасибо», чем он обрадован и
16 восхищен. Хвалить нужно так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и
жеста тут очень важен. Не стоит обращать внимание на рутинную или плохо
выполненную работу.
обстоятельствам.
Похвала должна возникать спонтанно,
по
17)
18)
Критикуйте, сопереживая.
Переходите на контракты. Этот вид стимулирования широко
практикуется в западных школах. Учащийся берет на себя обязательства
выполнить работу на должном уровне, а учитель – объективно и вовремя ее
оценить.
19)
20)
Ищите нестандартные решения.
Дайте учащемуся шанс спасти свой престиж. Как правило, люди
оправдывают себя и ищут виновников своих неудач на стороне. Часто
ученики думают, что в плохой оценке виноват учитель, невезение,
неблагоприятное стечение обстоятельств. Учитель не должен торопиться
разрушать эти иллюзии, нужно дать ученикам шанс оправдаться перед собой,
спасти свой престиж.
21)
Создавайте хорошую репутацию своим ученикам. Советуют чаще
прибегать к поощрениям. Присваивать титулы, звания, облекать успешно
работающих учеников высокими полномочиями. Ученики должны верить в
собственные силы и испытывать радость при выполнении заданий учителя.
Американский педагог Адель Фабер призывает учителя «в первую
очередь самому учиться человечности, а потом – своему предмету». Она
советует принимать учеников такими, какими они есть. Отказаться от
иллюзий, опираться на действительное, а не на желаемое. Учиться понимать
ученика, вместо того, чтобы его насильственно изменять. Учитель должен
попытаться ответить себе, почему ученик поступает так, как он поступает, и
почему он не может поступить иначе. По ее мнению, для учителя это
намного полезнее и интереснее, чем заниматься критикой и понуканиями. Это
развивает в самом учителе сочувствие, терпимость, доброжелательность.
17 Большую роль в формировании мотивации учения играют различные
формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста
учащихся, от особенностей класса и учителя.
Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет
вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников,
которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может
отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело.
Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной
мотивации учебной деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы
ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех
положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и
выявление причин недостатков. Балльная отметка должна занимать в
оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно это важно
помнить в период безотметочного обучения .
Основное направление деятельности учителя в данном случае
заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе
учения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в
проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который
заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких
результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Но
проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в тоже время
показывает недостатки в развитии личности, а не только его достижения. И,
конечно, учитель сам должен быть личностью с ярко выраженным интересом к
своей деятельности, любви к педагогической профессии, тогда он может
воздействовать на своих учеников и собственным примером.
Заключение
18 Путей формирования положительной мотивации учебной деятельности
несколько. И для становления мотивации важно использовать не один путь, а
все пути в определенной системе, потому что ни один из них не может играть
решающей роли для всех учащихся. То, что для одного ученика является
решающим, для другого может им не быть. А в комплексе все пути
достаточно эффективное средство формирования мотивации учения у
школьников.
В младшем школьном возрасте имеются свои положительные и отрицательные
стороны мотивации учения, которые необходимо учитывать при организации
образовательного процесса.
При формировании мотивации учения нужно использовать общее
положительное отношение ребенка к школе, широту его интересов,
любознательность, а также непосредственность, доверчивость младших
школьников, их веру в авторитет учителя и готовность выполнять любые его
задания. Однако нужно учитывать, что интересы младших школьников
неустойчивы, сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность,
быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать. Кроме того,
интересы ориентируются не на способы учебной деятельности, а на результат
учения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует
интерес к преодолению трудностей в учебной работе.
В своей деятельности учителю начальных классов нужно не только учитывать
основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать
различные приемы и методы стимулирования учащихся. Условно их можно
разделить на четыре группы:
Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание,
создание ярких нагляднообразных представлений, стимулирующее
оценивание)
Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий,
поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий,
предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций)
19 Волевые (познавательные затруднения,
предъявление учебных
требований,
самооценка своей деятельности и коррекция,
информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия
поведения ).
Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества,
взаимопроверка )
К концу начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В
этот период угасает общее положительное отношение к школе, потому что
оно уже удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика
непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает.
Но если у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к
самому содержанию учения, к способам добывания знаний, т.е.
формируется учебнопознавательный мотив, то снижения мотивации
учения к концу начальной школы можно избежать. Воспитание этого мотива
необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу.
Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания
положительного отношения к учению в данном возрасте.
Список литературы
1. Басова Н.В.. Педагогика и практическая психология. — Ростов н/Д:
«Феникс». 416 с. 2000 год
2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы; Питер Москва, 2014. – 512c.
20 3. Кузьмина Н.В. «Професиионализм личности преподавателя и мастера
производственного обучения» М.2010г
4. Хуторской А.В. Методика личностноориентированного обучения. Как
обучать всех поразному?: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС
ПРЕСС, 2005. – 383 с.
5. А.Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились». М.:
Эксмо, 2013
Интернетресурсы
http://festival.1september.ru
«Формирование
положительной учебной мотивации у младших школьников в образовательном
процессе», учителя начальных классов МБОУ "СОШ №45", г. Кемерово,
Кемеровская обл.
Статья Андроновой О.А.
https://infourok.ru Доклад Королёвой А.В. «Формирование положительной
учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста», учителя школы
№32 г. Саранск
http://nsportal.ru Статья Ординой Н.В. «Проблема развития положительной
мотивации в младшем школьном возрасте», учителя начальных классов и
воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №337 г. Санкт Петербург
http://school11.tomsk.ru Программа Чепкасовой А.Л «Формирование
мотивации учебной деятельности младших школьников», учителя начальных
классов МБОУ СОШ №11 г.Томск
http://babyved.ru Статья Софьиной Н.А. «Мотивация младшего школьника,
или как заставить ребёнка учиться»
21
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Проект на тему " Развитие учебной мотивации младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.