Преимущества и недостатки использования информационных технологий в дошкольном образовании
Оценка 4.7

Преимущества и недостатки использования информационных технологий в дошкольном образовании

Оценка 4.7
docx
14.05.2023
Преимущества и недостатки использования информационных технологий  в дошкольном образовании
ИТ-технологии в ДОУ .docx

Преимущества и недостатки использования информационных технологий  в дошкольном образовании

 

Мы живем в веке информационных технологий, когда компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых,         но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО является очень актуальным. IТ-технологии часто используют как средство обмена информацией и как средство создания чего-то. Сегодня нам трудно представить образовательную организацию (любого уровня), в которой не было бы ИКТ. Все больше и больше детей знакомятся с компьютером еще до школы, зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации 

С 01 января 2014 года вступил в силу приказ Минобрнауки № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». ФГОС ДОО представляет собой совокупность обязательных требований к структуре программе и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы. В данном документе определены и требования к педагогам. В частности, владеть IТ-технологиями  и ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но интернет можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества. В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. В данной статье речь пойдёт о таких технологиях и их влиянии на современный образовательный процесс.

        Анализ литературы и Интернет-ресурсов показывает, что чаще всего ИКТ расшифровывается как «информационно-коммуникативные технологии», а в процессе описания опыта их применения, как правило, речь ведется об использовании компьютерных технологий. Информационные технологии (IТ-технологии) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники. Информационно-коммуникативные технологии - ИТ и процессы передачи данных. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, IТ-технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.   

         В распоряжении педагогов ДОО представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском саду. Однако обновление нормативно-правовой базы и, как следствие, изменения в профессиональной деятельности требуют, чтобы педагоги находились в постоянном поиске и обращался к различным источникам информации. Только в таком случае специалист сможет идти в ногу со временем и даже его опережать. Что же такое ИКТ и  IТ-технологии в ДОУ?

 

ИКТ и IТ-технологии в современном дошкольном образовании: применение, результаты

 

IТ-технологии в ДОУ - это совокупность составляющих:

-  средства сбора, накопления и передачи информации;

-   люди, обеспечивающие передачу информации и обладающие навыками использования информации в воспалительных процессах, а также те, на кого направлена эта информации и воспалительные процессы;

-   технологии передачи информации и трансляции ее в воспитательный процесс, процесс управления ДОУ, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности ДОУ;

-  информация или контент.

           Предпосылками ИКТ в ДОУ являются:

-   принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества (доступность информации для всех категорий граждан и организаций) принята 07.02.2008 г.;

-          принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года (Концепция 2020), в которой определена стратегия развития России, как «Инновационный социально ориентированный тип экономического развития»;

- реализация программы «Электронная Россия», в рамках которой все формы административных отношений  - от документооборота в министерствах до получения справок из БТИ, управ, налоговых ведомств и т. д. автоматизируются, а также все государственные и муниципальные учреждения должны иметь свой сайт;

-  разработана Национальная образовательная концепция «Наша новая школа», в которой идет речь о подключению образовательных организаций к Интернету, направлена на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие педагогического потенциала и системы поддержки талантливых детей.. Из выше сказанного можно определить цели и задачи ИКТ в ДОО.

        Цель внедрения информационно-коммуникативных и IТ-технологий в ДОО состоит в обеспечении развития человеческого капитала путем улучшения качества жизни. К задачам, которые должны решить ИКТ в ДОО относятся:

-   обеспечение максимального качества предоставляемых услуг (обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса, обеспечение качества образовательных ресурсов, обеспечения взаимодействия с семьей, обеспечение открытости работы ДОУ для вышестоящих организаций и родителей воспитанников, повышение уровня безопасности детей, упрощение оформления документов для родителей);

-  обеспечение коммуникации, переписка (Электронная почта);

-  возможность самореализации;

-  возможность самообразования;

-   облегчение труда работников ДОУ (облегчение реализации образовательной деятельности за счет Интернет-ресурсов, медиатеки, электронных библиотек, конструкторы отчетных форм)

      В дошкольном образовании используют следующие категории ИКТ:

-  ресурсы федеральных образовательных порталов в системе образования Российской Федерации,

-  учебные электронные издания на CD,

-  ресурсы, разработанные педагогами (презентации),

-  телевизор,

-  видео, DVD,

-   мультимедийный проектор и проекционный экран,

-   интерактивные доски,

-   интерактивные скалодромы,

-   интерактивные песочницы,

-   интерактивные столы,

-   интерактивный пол и тумба,

-   интерактивный куб (ПАК «Кубик»)

-   мультимедийные детские студии,

-   интерактивные комплексы,

- интерактивное оборудование в совокупности с электронными образовательными ресурсами.

          Сложно представить наш мир без информационных ресурсов, которые значимы так же как материальные, энергетические и трудовые. ИКТ и IТ-технологий в ДОО расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, позволяя наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Способность IТ-технологии воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.    

           Но это и предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию, первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого, заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

       Применение IТ-технологий в ДОУ расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навыки исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам.                   В информационном обществе сетевые образовательные электронные ресурсы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом.

         Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации, сегодня можно сделать как в очном режиме, так и с помощью дистанционных технологий.       

        Использование IТ-технологий облегчает подготовку педагога к аттестации. У педагога, владеющего ИКТ, появляется возможность участия в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, все это повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Сегодня мы живем в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но который во многом сформирован ими. Исследователи, изучающие развитие дошкольников, распространение ИКТ, культурные изменения в обществе, обучение в раннем возрасте, в своих работах описали различные факторы и последствия воздействия информационных технологий на жизнь детей младшего возраста.

         Негативные последствия воздействия информационных технологий

        По мнению российских исследователей, существуют угрозы.

К ним относятся  - ухудшение зрения;

      По мнению западных исследователей, существуют угрозы ИКТ  и IТ-технологии.

К ним относятся:

-   разрушение семьи;

-   физическое расстройство (ожирение среди детей, проводящих время у телеэкрана, растет в два раза быстрее; ребенок сжигает меньше калорий, когда смотрит телевизор, чем если бы он просто сидел без дела; экранные СМИ вызывают склонность к сердечным приступам);

-  умственные расстройства (наносят ущерб способности к обучению,);

-   психические расстройства (они непосредственно связаны с ростом числа детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность»);

-   интернет-зависимость (очень тяжело лечится и очень жесткими методами).   

       Так же ведёт к  снижению речевой активности обучающегося,                                 в результате чего ребёнок  не имеет достаточной практики формулирования                      и высказывания собственных мыслей. Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;

          Мы видим, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий. Соответственно, в дошкольном образовании нельзя игнорировать ни одну из этих сторон. Необходимо найти такие механизмы использования информационных технологий, которые позволят достичь образовательных целей наиболее эффективным, естественным и творческим способом, когда их применение является обоснованным.

             Таким образом, информационные IТ-технологии, в совокупности с педагогическими технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. При этом компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения, не менее важны педагогические технологии и инновации в процессе обучения. Которые позволяют привнести в каждого ребенка некий запас знаний и создать условия для проявления его познавательной активности.  

 

 

     Список используемой литературы:       

1. Вопросы автоматизации управления образованием. Дайджест Интернет-альманаха «Вопросы информатизации образования». - М.: НП «СТОиК», 2006.     

2. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Захарова. - 6-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. -192 с.     

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
4.Коновалова Н. В. Применение ИКТ в дошкольном образовании // Молодой ученый. - 2016.


 

Преимущества и недостатки использования информационных технологий в дошкольном образовании

Преимущества и недостатки использования информационных технологий в дошкольном образовании

В распоряжении педагогов ДОО представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском…

В распоряжении педагогов ДОО представлен широкий спектр технологий, методов, приемов, направленных на координацию усилий всех участников образовательных отношений по комплексному сопровождению развития ребенка в детском…

К задачам, которые должны решить

К задачам, которые должны решить

Применение I Т-технологий в

Применение I Т-технологий в

Мы видим, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий

Мы видим, что дети подвергаются как позитивному, так и негативному воздействию цифровых технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023