ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Оценка 4.9

ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Оценка 4.9
doc
20.05.2023
ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ПоперчукС.В..doc

ПРЕИМУЩЕСТВА И возможные негативные последствия ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В образовательном процессе

Поперчук Светлана Васильевна

Колледж Луганского государственного университета имени Владимира Даля,

г. Луганск (ЛНР)

[email protected]

 

Аннотация. Современное общество характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые уже успели проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. На сегодняшний день происходит активное становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

 

Главная задача каждого преподавателя - не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Интерес же к предмету вырабатывается тогда, когда обучающемуся понятно то, о чём говорит преподаватель, когда видна перспектива применения полученных знаний. Поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация.

Интернет стал потребностью повседневной жизнедеятельности людей и образовательная среда – не исключение. Возможность, или даже необходимость, использования Интернет-технологий при преподавании сейчас уже не нужно пропагандировать. Именно проблеме широкого применения информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие уделяется повышенный интерес. Но наиболее остро данный вопрос стал рассматриваться в последние пару лет. Так как в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции все учебные заведения столкнулись с очно – заочной формой обучения и, в связи с этим, все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные были перенесены в онлайн-среду.

Преподаватели были вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения. В связи с этим пришлось осваивать и применять методику электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Можно долго перечислять возможности ИТ для образовательного процесса; отметим лишь некоторые аспекты:

-          неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;

-          повышение доступности образования, с расширением форм получения образования;

-          обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;

-          развитие личностно ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;

-          независимость образовательного процесса от места и времени обучения;

-          обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;

-          развитие самостоятельной творчески развитой личности;

-          развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося;

-          повышение мотивационной стороны обучения и др.

Использование Интернет-технологий позволяет обеспечить многозадачность и разноуровневый подход к обучению студентов различных специальностей, как технических, так и гуманитарных.

К неоспоримым достоинствам применения ИТ, при изучении естественно-математических дисциплин, можно отнести не только эстетическую привлекательность подачи информации, но и возможность активизации разных каналов восприятия студентов, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности.

Из опыта преподавателей методической комиссии естественно – математических дисциплин Колледжа ЛГУ им. В. Даля информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при использовании в следующих случаях:

·               для создания удобного способа доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономии времени, наряду с формированием подборки интернет-ресурсов, преподавателями были созданы персональные сайты, где они размещают свои учебные разработки, рекомендации, пособия;

·               при изложении учебного материала - применение мультимедийных программ, презентаций позволяют делать занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легкодоступным и, что наиболее важно, визуальным;

·               при проведении виртуальных лабораторных работ;

·               при закреплении изложенного материала и организации системы контроля и проверки;

·               при организации самостоятельной работы — это и традиционные презентации, и технология «перевернутый класс», когда видео - материалы лекции даются на дом с опережением, и так называемый «говорящий решебник», видео – лекции.

Таким образом, информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, но и позволяют повысить интерес и мотивацию обучения.

Однако при всех преимуществах использования ИТ в образовании следует также помнить, что использование Интернета также имеет множество негативных последствий. Педагоги должны знать об опасностях, которые несет в себе Интернет, чтобы избежать потенциальных ловушек.

Практика показывает, что вовлечение ИТ в процесс обучения сопряжено с рядом проблем, требующих особого внимания:

-          на данный момент информационная архитектура большинства электронных средств обучения выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» студентов, выработки у них неадекватной логической структуры изучаемой предметной области;

-          проблема индивидуализации в учебном процессе, которая сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателя и обучающихся, студентов между собой, предлагая им общение в виде диалога с компьютером, что может привести к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения;

-          проблемы перехода от потребления информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знаний на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий. Это классическая проблема применения теоретических знаний на практике, а на психологическом языке проблема перехода от мысли к действию;

-           проблемы формирования у студентов навыков использования нелинейные структуры подачи информации. Так как отсутствие данных навыков может отвлечь от главной цели изучения учебного материала;

-          чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что как сами компьютерные средства обучения, так и методика использования ИТ должны соответствовать специфики изучаемого предмета и выполняться с учетом психологических и педагогических требований.

 

Литература

1.     Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.

2.     Новые информационные технологии в науке и образовании. – Новосибирск: Ин-т систем информатики им.А.П.Ершова СО РАН, 2003. – 303с.


3.     Скачано с www.znanio.ru

ПРЕИМУЩЕСТВА И возможные негативные последствия

ПРЕИМУЩЕСТВА И возможные негативные последствия

Преподаватели были вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения

Преподаватели были вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения

К неоспоримым достоинствам применения

К неоспоримым достоинствам применения

Однако при всех преимуществах использования

Однако при всех преимуществах использования

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что как сами компьютерные средства обучения, так и методика использования

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что как сами компьютерные средства обучения, так и методика использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2023