ПРЕИМУЩЕСТВА И возможные негативные последствия ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В образовательном процессе
Поперчук Светлана Васильевна
Колледж Луганского государственного университета имени Владимира Даля,
г. Луганск (ЛНР)
sp-ka@mail.ru
Аннотация. Современное общество характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые уже успели проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. На сегодняшний день происходит активное становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Главная задача каждого преподавателя - не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Интерес же к предмету вырабатывается тогда, когда обучающемуся понятно то, о чём говорит преподаватель, когда видна перспектива применения полученных знаний. Поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация.
Интернет стал потребностью повседневной жизнедеятельности людей и образовательная среда – не исключение. Возможность, или даже необходимость, использования Интернет-технологий при преподавании сейчас уже не нужно пропагандировать. Именно проблеме широкого применения информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие уделяется повышенный интерес. Но наиболее остро данный вопрос стал рассматриваться в последние пару лет. Так как в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции все учебные заведения столкнулись с очно – заочной формой обучения и, в связи с этим, все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные были перенесены в онлайн-среду.
Преподаватели были вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения. В связи с этим пришлось осваивать и применять методику электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Можно долго перечислять возможности ИТ для образовательного процесса; отметим лишь некоторые аспекты:
- неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;
- повышение доступности образования, с расширением форм получения образования;
- обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;
- развитие личностно ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;
- независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
- обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
- развитие самостоятельной творчески развитой личности;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося;
- повышение мотивационной стороны обучения и др.
Использование Интернет-технологий позволяет обеспечить многозадачность и разноуровневый подход к обучению студентов различных специальностей, как технических, так и гуманитарных.
К неоспоримым достоинствам применения ИТ, при изучении естественно-математических дисциплин, можно отнести не только эстетическую привлекательность подачи информации, но и возможность активизации разных каналов восприятия студентов, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности.
Из опыта преподавателей методической комиссии естественно – математических дисциплин Колледжа ЛГУ им. В. Даля информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при использовании в следующих случаях:
· для создания удобного способа доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономии времени, наряду с формированием подборки интернет-ресурсов, преподавателями были созданы персональные сайты, где они размещают свои учебные разработки, рекомендации, пособия;
· при изложении учебного материала - применение мультимедийных программ, презентаций позволяют делать занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легкодоступным и, что наиболее важно, визуальным;
· при проведении виртуальных лабораторных работ;
· при закреплении изложенного материала и организации системы контроля и проверки;
· при организации самостоятельной работы — это и традиционные презентации, и технология «перевернутый класс», когда видео - материалы лекции даются на дом с опережением, и так называемый «говорящий решебник», видео – лекции.
Таким образом, информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, но и позволяют повысить интерес и мотивацию обучения.
Однако при всех преимуществах использования ИТ в образовании следует также помнить, что использование Интернета также имеет множество негативных последствий. Педагоги должны знать об опасностях, которые несет в себе Интернет, чтобы избежать потенциальных ловушек.
Практика показывает, что вовлечение ИТ в процесс обучения сопряжено с рядом проблем, требующих особого внимания:
- на данный момент информационная архитектура большинства электронных средств обучения выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» студентов, выработки у них неадекватной логической структуры изучаемой предметной области;
- проблема индивидуализации в учебном процессе, которая сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателя и обучающихся, студентов между собой, предлагая им общение в виде диалога с компьютером, что может привести к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения;
- проблемы перехода от потребления информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знаний на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий. Это классическая проблема применения теоретических знаний на практике, а на психологическом языке проблема перехода от мысли к действию;
- проблемы формирования у студентов навыков использования нелинейные структуры подачи информации. Так как отсутствие данных навыков может отвлечь от главной цели изучения учебного материала;
- чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что как сами компьютерные средства обучения, так и методика использования ИТ должны соответствовать специфики изучаемого предмета и выполняться с учетом психологических и педагогических требований.
Литература
1. Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.
2. Новые информационные технологии в науке и образовании. – Новосибирск: Ин-т систем информатики им.А.П.Ершова СО РАН, 2003. – 303с.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.