ПРЕИМУЩЕСТВА И возможные негативные последствия ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В образовательном процессе
Поперчук Светлана Васильевна
Колледж Луганского государственного университета имени Владимира Даля,
г. Луганск (ЛНР)
Аннотация. Современное общество характеризуется сильным влиянием на него информационных технологий, которые уже успели проникнуть практически во все сферы человеческой деятельности. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. На сегодняшний день происходит активное становление новой системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
Главная задача каждого преподавателя - не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению. Интерес же к предмету вырабатывается тогда, когда обучающемуся понятно то, о чём говорит преподаватель, когда видна перспектива применения полученных знаний. Поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация.
Интернет стал потребностью повседневной жизнедеятельности людей и образовательная среда – не исключение. Возможность, или даже необходимость, использования Интернет-технологий при преподавании сейчас уже не нужно пропагандировать. Именно проблеме широкого применения информационных технологий в сфере образования в последнее десятилетие уделяется повышенный интерес. Но наиболее остро данный вопрос стал рассматриваться в последние пару лет. Так как в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции все учебные заведения столкнулись с очно – заочной формой обучения и, в связи с этим, все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные были перенесены в онлайн-среду.
Преподаватели были вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения. В связи с этим пришлось осваивать и применять методику электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Можно долго перечислять возможности ИТ для образовательного процесса; отметим лишь некоторые аспекты:
- неограниченные возможности сбора, хранения, передачи, преобразования, анализа и применения разнообразной по своей природе информации;
- повышение доступности образования, с расширением форм получения образования;
- обеспечение непрерывности получения образования и повышения квалификации в течение всего активного периода жизни;
- развитие личностно ориентированного обучения, дополнительного и опережающего образования;
- независимость образовательного процесса от места и времени обучения;
- обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;
- развитие самостоятельной творчески развитой личности;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности обучающегося;
- повышение мотивационной стороны обучения и др.
Использование Интернет-технологий позволяет обеспечить многозадачность и разноуровневый подход к обучению студентов различных специальностей, как технических, так и гуманитарных.
К неоспоримым достоинствам применения ИТ, при изучении естественно-математических дисциплин, можно отнести не только эстетическую привлекательность подачи информации, но и возможность активизации разных каналов восприятия студентов, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности.
Из опыта преподавателей методической комиссии естественно – математических дисциплин Колледжа ЛГУ им. В. Даля информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при использовании в следующих случаях:
· для создания удобного способа доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономии времени, наряду с формированием подборки интернет-ресурсов, преподавателями были созданы персональные сайты, где они размещают свои учебные разработки, рекомендации, пособия;
· при изложении учебного материала - применение мультимедийных программ, презентаций позволяют делать занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легкодоступным и, что наиболее важно, визуальным;
· при проведении виртуальных лабораторных работ;
· при закреплении изложенного материала и организации системы контроля и проверки;
· при организации самостоятельной работы — это и традиционные презентации, и технология «перевернутый класс», когда видео - материалы лекции даются на дом с опережением, и так называемый «говорящий решебник», видео – лекции.
Таким образом, информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, но и позволяют повысить интерес и мотивацию обучения.
Однако при всех преимуществах использования ИТ в образовании следует также помнить, что использование Интернета также имеет множество негативных последствий. Педагоги должны знать об опасностях, которые несет в себе Интернет, чтобы избежать потенциальных ловушек.
Практика показывает, что вовлечение ИТ в процесс обучения сопряжено с рядом проблем, требующих особого внимания:
- на данный момент информационная архитектура большинства электронных средств обучения выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» студентов, выработки у них неадекватной логической структуры изучаемой предметной области;
- проблема индивидуализации в учебном процессе, которая сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателя и обучающихся, студентов между собой, предлагая им общение в виде диалога с компьютером, что может привести к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения;
- проблемы перехода от потребления информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знаний на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий. Это классическая проблема применения теоретических знаний на практике, а на психологическом языке проблема перехода от мысли к действию;
- проблемы формирования у студентов навыков использования нелинейные структуры подачи информации. Так как отсутствие данных навыков может отвлечь от главной цели изучения учебного материала;
- чрезмерное и неоправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что как сами компьютерные средства обучения, так и методика использования ИТ должны соответствовать специфики изучаемого предмета и выполняться с учетом психологических и педагогических требований.
Литература
1. Р. Н. Абалуев, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова, Е. Ю. Бойко, О. В. Вязовова, Н. А. Кулешова, Л. Н. Уметский, Г. А. Шешерина Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.
2. Новые информационные технологии в науке и образовании. – Новосибирск: Ин-т систем информатики им.А.П.Ершова СО РАН, 2003. – 303с.
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.