Преимущества использования средств ИКТ на уроках
Черных Т.А.
В настоящее время каждый учитель убеждается в необходимости разработки и внедрения в педагогическую практику современных методик обучения, способствующих развитию и активации самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивающих рост эффективности учебного процесса, развитие личностного потенциала и умственных способностей учащихся. В условиях информатизации образования акцент делается на информационные и коммуникационные технологии, на интерактивные формы обучения и использование электронных образовательных ресурсов.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя учителю новые возможности.
Законодательство об использовании систем с применением ИКТ в сфере образования насчитывает несколько законодательных актов, среди которых основное место занимает Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1].
В связи с многообразием использования в сфере образования объектов и систем, созданных с применением ИКТ, предложено их структурировать в рамках трех относительно самостоятельных областей применения:
- в учебном процессе;
- в управлении образованием;
- в обеспечении информационной открытости системы образования.
Нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено применение следующих объектов и систем:
· электронные учебники и электронные учебные пособия;
· электронные образовательные и электронные информационные ресурсы;
· электронное обучение, дистанционные образовательные технологии;
· электронная информационно-образовательная среда образовательной организации;
· цифровые (электронные) библиотеки;
· реестр примерных основных образовательных программ;
· федеральная и региональные системы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГИА);
· электронные архивы индивидуальных результатов освоения образовательных программ обучающимися и др.
Кроме того, необходимость использования средств ИКТ в образовательном процессе подчеркивает национальный проект «Образование», реализации которого рассчитана на 2019-2024 годы.
Паспорт нацпроекта «Образование» был утвержден 3 сентября 2018 года, всего в него включены 10 подразделов – федеральных проектов [2].
Особое место занимает Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который предполагает оснащение всех учебных заведений высокоскоростным интернетом, переход на электронные журналы, дневники, системы прохода, питание по электронным карточкам и так далее. Контентным ресурсом станет Российская электронная школа: виртуальные библиотеки, музеи, онлайн-курсы, 3D-лаборатории.
Педагоги и обучающиеся школ в настоящее время уже эффективно используют в образовательной деятельности электронные учебники, образовательные ресурсы различных цифровых платформ ЯКласс, LECTA, Учи.ру, ЗНАНИО, Российская электронная школа.
Все вышеизложенное подчеркивает актуальность рассматриваемого вопроса и необходимость использования ИКТ в школе.
К современному учителю предъявляются высокие требования, он должен пользоваться всеми возможностями информационной образовательной среды, в том числе и возможностями средств ИКТ, и соответственно уметь:
- организовать эффективное управление образовательным процессом;
- самостоятельно создавать электронные средства обучения, пользоваться средствами компьютерных технологий в процессе подготовки к уроку;
- иметь навыки визуализации учебной информации;
- распространять, хранить и систематизировать информационные ресурсы образовательного назначения;
- проводить мониторинг, фиксировать результаты процесса обучения и освоения образовательной программы предмета;
- использовать различные виды и формы контроля знаний, осуществлять подготовку к итоговой аттестации;
- осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе посредством локальных и глобальных сетей.
Безусловно, учебный процесс в современных условиях, а именно в информационной образовательной среде, существенно отличается от прежнего, ставшего традиционным. Ведущая роль в обучении принадлежала педагогу, обучающийся рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать, чтобы получить запланированные результаты. На школьных уроках преобладали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях.
Почему же средства ИКТ столь популярны и необходимы?
Рассмотрим преимущества использования ИКТ [3]:
- индивидуализация обучения;
- интенсификация самостоятельной работы учащихся;
- рост объема выполненных на уроке заданий;
- возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;
- повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;
- интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК;
- освоение учащимися современных информационных технологий.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие трудности применения ИКТ:
- работа с техническими устройствами (скорость доступа, зарядка, перезагрузка и т.п.);
- необходимость наличия вариантов альтернативной работы;
- соблюдение требований СанПин;
- недостаточная компьютерная грамотность учителя.
Сегодня обучение школьников должно быть также ориентировано на создание опыта работы с информацией, её целесообразного применения, обеспечивающего саморазвитие и самоактуализацию обучаемого. Во главу угла ставится развитие умений самостоятельного получения и использования информации на практике в соответствии с личностными целями и потребностями, решение актуальных для учащегося проблем. Большое значение уделяется формированию информационной компетентности.
Литература и ссылки:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
2. Опубликован паспорт национального проекта «Образование». - Режим доступа: http://government.ru/info/35566//.
3. Прошина Елена Ю. О некоторых вопросах использования ИКТ на уроках русского языка // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2009. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-voprosah-ispolzovaniya-ikt-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 10.02.2020).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.