"ПРЕКРАСНЫЙ САД"
(Психологические
игры и упражнения с элементами тренинга для педагогов)
Цель:
Самораскрытие участников занятия, создание условий для проявления творческой,
профессиональной и личностной индивидуальности.
Задачи:
1. Помочь участникам лучше узнать друг друга.
2. Сократить дистанцию в общении.
3. Снять тревожность.
4. Сплочение группы через совместную деятельность.
План занятия:
1. Приветствие. «Имя по кругу»
2. Разминка «Поменяйтесь местами»
3. Принятие правил группы.
4. Творческое задание - изготовление визиток - бейджиков.
5. Игра-раскрепощение «Имя в движении».
6. Деление на группы (по сборке пазлов).
7. Творческое задание «Девиз группы».
8. Упражнение – драматизация «Кинофильм»
9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
10. Релаксация «Цветок в ладошках»
11. Творческое задание «Прекрасный сад» (изготовление коллажей)
12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до».
13. Рефлексия. «Мешочки обратной связи».
14. Расставание «Счастья, радости, добра… мы желаем вам друзья»
Ход занятий
Вступление ведущего:
Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в жизни
происходили чудесные события, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли
находить пути сотрудничества с другими и решения для возникающих проблем.
1. Приветствие «Имя по кругу»
Участники тренинга встают по кругу и передавая друг другу мячик называют свое
имя и место работы или род деятельности ,которым занимаются.
2. Разминка «Поменяйтесь местами»
Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг
о друге дополнительную информацию.
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место,
предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть
на гитаре , носит часы и т.п.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются.
Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности
участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге
и многого другого.
Например, поменяются местами те, кто:
• работает всю жизнь в одном учреждении;
• работает в настоящее время по новой программе;
• любит свою работу;
• работает педагогом уже больше 10 лет;
• мечтал быть педагогом с детства и т.д.
• первый раз участвует в конкурсе
После подвижного упражнения можно спросить желающих, во-первых, кто, что о ком
запомнил, а во-вторых, кто хотел бы, чтобы рассказали другие, что о нем
запомнили. Таким образом, участники меняются местами.
3. Принятие правил группы:
Ведущий после знакомства предлагает принять правила группы, если участники
согласны, они громко хлопают в ладоши, если не согласны – топают ногами.
• открытое общение
• активность и юмор
• безоценочное суждение
• добровольное участие
• здесь и сейчас
4. Творческое задание «Изготовление визиток-бейджиков»
Всем участникам предлагается сделать визитки со своим тренинговым именем,
используя бумагу, фломастеры, карандаши.
5. Игра-раскрепощение «Имя в движении»
Участники встают в круг, каждый по очереди произносит свое тренинговое имя и
показывает любое простое движение, которое больше всего соответствует его
характеру.
Все участники громко повторяют имя и движение участника. И так все по очереди
еще раз знакомятся.
6. Деление на группы по сборке пазлов. (3 группы)
Ведущий раздает пазлы участникам, они должны объединиться и собрать картинку из
них, таким образом они делятся на 3 команды.
7. Творческое задание « Девиз группы».
Группам предлагаются рифмы , используя их они придумывают девиз
• Кошка. Ложка. Окошко. Немножко.
• Стакан. Банан. Карман. Обман.
• Бег. Век. Снег. Человек.
8. Упражнение-драматизация «Кинофильм»
Группам предлагается постановка сказки «Репка» на киностудии:
1. Американской – фильм ужасов с юмором.
2. Французской - романтическая комедия.
3. Итальянской – боевик со стрельбой и мафией.
15 минут подготовка и по 5 минут демонстрация.
Обсуждение: Эффективность взаимодействия. Все ли реализовались? Кто был
лидером? Кто чувствовал себя востребованным ? Кто хотел быть в стороне?
9. Упражнение – раскрепощение «Хор»
Песню «В лесу родилась елочка» поют по заданию (группы вытягивают по 2-го
задания), подготовка 5 минут
• африканские аборигены,
• индийские йоги,
• кавказские горцы,
• оленеводы Чукотки,
• индейцы племени апачи,
• английские джентельмены
Упражнение проходит весело, снимаются зажимы, участники раскрепощаются.
10. Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они
на зеленом лугу.(звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей.
Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не
знает печали, неуверенности, плохого настроения.Это вы в детстве, узнали
себя?
Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете
ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни,
почувствовать себя уверенным и счастливым.
Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он
прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни.
У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то
это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся.
Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете
найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок
детства в ладошках ,и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя
маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как
почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Ведущий спрашивает об ощущениях, испытанных участниками.
11. Творческое задание «Прекрасный сад»
Описание упражнения: Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить
какой цветок детства в ладошках они представляли в предыдущем упражнении .
Каким он был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий?
Яркий или не очень?
А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок ,
напишите что-то важное на лепестках, что поможет вам быть счастливыми. Всем
раздается бумага, фломастеры, мелки, клей, бусины.
Далее участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг.
Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, (можно использовать ватман
и клей) желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань
объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по
очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение: Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту
картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить,
что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то,
которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на других
растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма
листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание . Эта полянка
символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными
цветами.
Психологический смысл упражнения: оно используется для психологического сброса
внутреннего напряжения, служит для изучения чувств, для развития межличностных
навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой, выразить свободно
свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место,
которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого
прекрасного мира.
12. Упражнение-раскрепощение «Дотронься до...»
Ведущий : «Дотроньтесь до желтого!», участники должны быстро найти в комнате
или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Можно давать задания
дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого , круглого, бумажного и
т.д.. Игра проходит быстро и весело.
13. Рефлексия «Мешочки обратной связи».
Психолог предлагает всем высказаться через написание своих пожеланий на
картонных мешочках с названием
«Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольство, сомнения написать в
«мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения
написать в «мешочке позитива».
Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек
«Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в
дальнейшем. Психолог предлагает желающим проговорить, то о чем они написали
.
14. Расставание « Счастья, удачи, …»
Психолог предлагает всем встать в круг на ритуал завершения занятия. Каждый из
участников желает одним словом всем участникам чего-то хорошего по подобию игры
для детей «Комплименты».
После того, как последний участник выскажется, все громко произносят : «Мы
желаем вам друзья!».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.