Преодоление агрессии методами арттерапии.
Педагог дополнительного образования Жекотова Л.В.
Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе является социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями в развитии. Социальная адаптация предполагает формирование у детей с нарушением интеллекта поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам.
Многие авторы отмечают, что например агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних. Агрессивные дети часто обнаруживают ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности в их воспитании. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.
. Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред другому.
Различают прямую, выраженную открытым наступлением, и непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими проявлениями:
Прямая агрессия Косвенная агрессия
- вербальная (словесная) – - частичное игнорирование -
насмешничают, иронизируют, непринятие в некоторые виды
обзывают, выражаются нецензурно. деятельности (игры, разговоры).
- физическая – дерутся, - полное игнорирование - бойкот.
толкаются, колют друг друга
острыми предметами, дергают - другие виды психологического
за волосы. давления (когда заставляют за
кого-нибудь делать домашнее
- материальная – вымогают задание, давать списывать,
деньги или другие вещи, воруют, принуждают к каким-либо
портят личное имущество. действиям и др.)
Педагогу приходиться распознавать и корригировать многие виды и способы детской агрессивности. Он должен правильно определить источник агрессивных побуждений и поступков, найти адекватные способы их коррекции.
Психолого-педагогическая помощь учащимся с нарушениями поведения осуществляется в двух направлениях: - предупреждение и профилактика отклонений в поведении; - преодоление, коррекция уже имеющихся нарушений поведения.
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Одной из форм психопрофилактической работы является организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению. Альтернативными формами активности признаны: путешествия, значимое общение, творчество, деятельность.
А также организация здорового образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой.
Ещё используется активизация личностных ресурсов. Активные занятия учащихся спортом, их творческое самовыражение, арттерапия – всё это активизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, её устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Арттерапия в системе психокоррекционной помощи учащимся.
Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие ребёнка с любой степенью ограничений здоровья. Это доказанный наукой факт. На нём основано лечение средствами искусства – арттерапия.
Применение арттерапии даёт положительные результаты в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Так как здесь важен не столько результат, сколько сама деятельность – творческий процесс, который раскрывает внутренний мир ребёнка. При этом качество или завершённость результатов художественной деятельности особой роли не играет. Использование арттерапии в работе с детьми с отклонениями в поведении открывает широкие возможности для выражения эмоций, общения, рефлексии, творчества, игры и оказывает благотворное влияние на развитие личности ребёнка.
Для организации арттерапевтической работы используются различные способы действия с художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности. Пластические материалы подходят при работе с детьми, имеющими выраженную агрессию, фобии. С гиперактивными и расторможенными детьми рекомендуется применять клеевую технику, рисование по стеклу и пластику – витраж. Занимаясь с замкнутым, эмоционально-тревожным ребёнком, желательно работать на больших форматах бумаги, доске, асфальте, применять кисти больших размеров, валики, цветные мелки. Для преодоления проблемы ребёнка рекомендуется использовать также нетрадиционные художественные техники рисования. Это рисование пальцами, ладошкой, нитками, под музыку, методом напыления, оттиск, монотипия, кляксография, и другие. Отображение действительности с использованием нетрадиционных техник менее утомительно для наших детей, т.к. вызывает огромный интерес, активность. Педагог индивидуально подходит к детям, учитывает их желание и возможности, особенности и проблемы развития. Коллективная форма работы позволяет интегрировать в процессе арттерапевтической работы детей с различными по степени сложности дефектами. Рисование в несколько рук сближает детей единой целью, Развивает культуру общения, эмоциональнотёплые отношения со сверстниками, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения, дети начинают понимать свою значимость, т.к. вносят свой вклад в работу. Использование коллективной формы работы учит детей трудиться совместно, оказывать взаимопомощь, взаимовыручку, что является самым важным условием, которое развивает коллективная школа. В Китае придумали бумагу, а в Японии – искусство создания фигурок из бумажного листа – оригами. Эта техника развивает глазомер, пространственное представление, умение ориентироваться на плоском листе, требует от ребёнка внимания, точности движений пальцев рук, и их силы. Полезны для развития подвижности и силы пальцев рук занятия по лепке. В процессе овладения различными приёмами работы с пластилином, кончики пальцев становятся всё более гибкими и чувствительными. Ребёнок учится работать всеми десятью пальцами; а одновременно с этим развивается его глазомер и художественный вкус.
В психокоррекции детей с агрессивным поведением широко используется
Музыкотерапия.Опыт показывает, что наиболее приемлемой для работы в коррекционной школе является классическая и народная музыка, так как она особенно благотворно воздействует на детей с интеллектуальными нарушениями, «упорядочивает» их психику. Может использоваться музыка и для сопровождения изобразительной деятельности, что также повышает эффект действия обоих средств искусства. Рисование под музыку даёт хороший диагностический материал; с изменением состояния в лучшую сторону меняется и цветовая гамма – от тёмных цветов к светлым, ярким.
Все эти арттерапевтические методы могут использоваться родителями для занятий с детьми. Общее увлечение сближает, укрепляет взоимосвязь, улучшает взоимопонимание между подростком и родителями.
Таким образом, приёмы арттерапии могут эффективно использоваться при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как с целью диагностики имеющихся нарушений, так и с целью профилактики и коррекции личностного развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.