ПРИМЕНЕНИЕ МАССАЖНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ДИЗАРТРИИ
Иордатий Наталья Леонидовна
учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 110» г.Рязань
В последние годы увеличилось количество детей, страдающих различными речевыми нарушениями. В частности детей, имеющих дизартрические расстройства. Учитель - логопед не ставит диагноза дизартрия, но об этом диагнозе должен иметь четкое представление, и знания способствующие коррекции данного нарушения.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей с данным диагнозом отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Дети со стертой дизартрией не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Эти дети не четко говорят и плохо едят. Им очень сложно пережевывать твердую пищу, и они от нее могут отказываться. Родители часто идут на уступки, размягчая пищу этим способствуя задержке развития движений артикуляционного аппарата. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек и языка. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Дети испытывают затруднения в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш регулировать силу нажима на него, пользоваться ножницами и кисточкой. Для этих детей характерны затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Дети не могут выдерживать темп ритм, кажутся неуклюжими, не могут устоять на одной ноге. У детей наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи вызванные, органической недостаточностью мышц речевого аппарата (органические поражения головного мозга).
Для устранения стертой дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Логопедическое воздействие осуществляется в несколько этапов:
1. Работа по нормализации мышечного тонуса.
2. Работа по нормализации моторики артикуляционного аппарата.
3. Упражнения для улучшения просодики речи.
При выполнении поставленных логопедических задач, становится понятно, что использование только педагогических методов будет не эффективно. Появляется острая необходимость использования массажных технологий. Среди этих технологий логопедический массаж занимает одно из значимых мест, но так же следует отметить и другие виды массажа и особое внимание уделить САМОМАССАЖУ.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование самомассажа полезно и удобно по нескольким причинам:
1. Занятия проводятся не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно, а для закрепления картотека передается и воспитателю в группу.
2. Картотека сформирована, исходя из лексических тем, что повышает необходимость ее применять постоянно.
3. Занятия можно выполнять многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
4. Занятия с применением самомассажа можно использовать без специального медицинского образования.
5. Полезностью и удобством применения картотеки, так же является возможность работы с родителями.
6. Занятия самомассажа могут применяться как профилактика речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста.
Правила выполнения самомассажа:
1. Дети выполняют самомассаж только после гигиенических процедур (мытье лица, рук), теплыми разогретыми руками
2. Помещение должно быть проветрено.
3. Длительность одного сеанса не более 5-10 минут в зависимости от возраста ребенка.
4. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз.
5. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня.
Противопоказания для проведения самомассажа:
1. Нельзя проводить динамический самомассаж перед дневным и ночным сном, чтобы мозг не получал дополнительные импульсы для активизации.
2. Так же противопоказаниями для проведения самомассажа могут служить различные травмы в виде порезов пальцев и трещин губ.
Виды самомассажа:
Самомассаж мoжeт быть:
· частным (локальным);
· общим.
По времени не превышает 10 минут.
Массируемые зоны: голова, лицо, уши, шея, живот, руки, ноги
Активное применение логопедического массажа, и самомассажа в коррекции дизартрических расстройств у детей позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. Таким образом, массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Список литературы
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
2. Архипова Е.Ф.Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
3. Блыскина И. В.Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008.
4. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия).
5. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольноговозраста. СПб.: КАРО, 2008.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.