Преодоление отрицательного влияния темперамента.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть дос-тигнуто путем реорганизации деятельности, когда в процессе обучения и воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамен¬та на различные стороны деятельности, учитель использует индиви¬дуальные принципы обучения и воспитания.
Иконка файла материала Преодоление отрицательного влияния темперамента.doc
Преодоление отрицательного влияния темперамента. Преодоление   отрицательного   влияния   темперамента   может   быть   дос­ тигнуто   путем   реорганизации   деятельности,   когда   в   процессе   обучения   и воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамента на   различные   стороны   деятельности,   учитель   использует   индивидуальные принципы обучения и воспитания. 1. В одних и тех же условиях разные свойства темперамента проявляются по­разному.   Тревожность   обеспечивает   особую   тщательность,   акку­ ратность,   внимание   к   деталям,   добросовестное   отношение   к   делу. Эмоциональная   возбудимость   –   высокую   активность   при   изучении нового. 2. Одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять на   деятельность   противоположным   образок.   Например,   высоко положительное отношение к деятельности у тревожных выступает как положительное   условие   в   условиях   тренировки   или   подготовки, определяя   особую   тщательность,   старательность.   В   условиях соревнований   это   высоко   положительное   отношение   способствует чрезмерной   ответственности,   волнению,   излишнему   напряжению   и влияет на деятельность отрицательно. 3. В одних и тех же условиях полярные проявления данного свойства могут влиять на деятельность по­разному. Высокая тревожность, оп­ ределяя   склонность   к   самоанализу   своего   действия,  влияет   на   дея­ тельность в положительном направлении. Таково же влияние на дея­ тельность и низкой тревожности, которая определяет эмоциональную устойчивость в деятельности.Приспособление темперамента к требованиям деятельности, например, в спорте, путем индивидуального подхода гораздо шире и эффективнее, чем отбор,   тренировка   и   создание   положительного   отношения.   Одни   и   те   же задания   и   требования   могут   быть   осуществлены   различными   приемами   и способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую, обуслов­ ленную   темпераментом   индивидуальную   систему   приемов   и   способов   дей­ ствия,   которая   характерна   для   данного   человека   и   целесообразна   для достижения   успешного   результата.   Индивидуальный   стиль   деятельности позволяет   не   столько   преодолевать   отрицательные,   сколько   использовать положительные стороны свойств типа нервной системы и темперамента для деятельности,   что   в   конечном   счете   способствует   и   успеху.   Можно   рас­ сматривать   индивидуальный   стиль,   обусловленный   у   человека   свойствами типа нервной системы и темперамента, как способность к деятельности. Суть индивидуального стиля в том, что к одинаково высоким результатам разные люди идут разными путями. Индивидуальный стиль деятельности формируется в процессе воспита­ ния   и   обучения.   Одно   из   важнейших   условий   выработки   индивидуального стиля ­ сознательное, творческое отношение к выполняемой  работе. Инди­ видуальный стиль возникает только в том случае, если человек активно ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть самых высоких результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у детей, отличающихся положительным отношением к деятельности. Другое условие формирования индивидуального стиля ­ учет свойств темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действий, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Творческий характер деятельности ­ еще одно необходимое условие возможности возникновения и   Практически формирования   индивидуального   стиля   деятельности. формирование   индивидуального   стиля   деятельности   происходит   последующей схеме: определение типологических свойств нервной системы и темперамента;   выявление   индивидуальных   особенностей   деятельности, способствующих   или   препятствующих   успеху;   подбор   и   реализация соответствующих педагогических приемов работы. Педагогические рекомендации по индивидуальному учету свойств тем­ перамента. Тревожность. Если у ребенка повышенная тревожность необходимо; 1) мягкое, тактичное, внимательное отношение; 2) обучение методам регулирования эмоциональных состояний;  3) удерживание от чрезмерной траты энергии;  4) дозирование мотивации.  Ригидность требует 1)   изменение   мест   занятий,   видов   деятельности,   методов   работы, способов объяснения; 2)   требование   мысленного   воспроизведения   действий   перед   их выполнением. Экстравертность 1) требование систематичной работы над собой; 2)   требование   сдерживания   чрезмерной   общительности   в   условиях деятельности. В процессе обучения к одинаково высокому уровню деятельности разных лиц,   требуются   разные   педагогические   воздействия   для   каждого   из   них   в зависимости   от   особенностей   темперамента.   Так,   например,   известный распространенный   метод   усиления   мотивации   похвала   и   порицание (словесные), а также опенка деятельности имеет различную эффективность в зависимости от темперамента. Похвала способствует формированию навыка у всех испытуемых, но более положительное влияние оказывает на обучаем ость "сильных"   и   неуравновешенных.   Неоднозначно   и   действие   порицания:наиболее   положительное   действие   для   "сильных"   и   неуравновешенных; наименьшее ­ для уравновешенных и "слабых". Ожидание оценки эффективно для лиц со слабой нервной системой и уравновешенных, менее эффективно для "сильных" и неуравновешенных. Таким   образом,   темперамент   и   его   свойства   являются   фактором,   ко­ торый определяет индивидуальный характер эффективности различных мето­ дов и приемов педагогического воздействия по отношению к каждому чело­ веку в отдельности. Существуют   различные   методики   определения   свойств   темперамента. Тревожность,   одна   из   методик   определения   данного   свойства   ­   "Степень преждевременности в выполнении заданного действия при заданном интер­ вале   времени".   Для   изучения   тревожности   сравнивается   запаздывание   или преждевременность выполнения человеком срочных заданий в установленные сроки. Ригидность может быть исследована по методу Л.К. Урнадзе "фикси­ рованная установка в тактической сфере". Экстра   версия.   Одна   из   методик   исследования   данного   свойства   ­ количество воспринятых и узнанных фигур и неструктурированных рисунков (по Кэттлеру). При обучении и воспитании необходимо учитывать: 1.   Психические   свойства   личности   становятся   устойчивыми   на   опре­ деленной ступени развития. Свойства темперамента всегда устойчивы и постоянны. 2. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и  воспитания. В зависимости от темперамента, при одних и тех же объективных условиях, формируются  свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями. Но от  темперамента не зависит, такие свойства личности и с каким содержанием будут формироваться при данных  определенных объективных условиях