Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть дос-тигнуто путем реорганизации деятельности, когда в процессе обучения и воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамен¬та на различные стороны деятельности, учитель использует индиви¬дуальные принципы обучения и воспитания.
Преодоление отрицательного влияния
темперамента.
Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть дос
тигнуто путем реорганизации деятельности, когда в процессе обучения и
воспитания создаются условия, при которых увеличиваются положительные
проявления темперамента. В зависимости от влияния свойств темперамента
на различные стороны деятельности, учитель использует индивидуальные
принципы обучения и воспитания.
1. В одних и тех же условиях разные свойства темперамента проявляются
поразному. Тревожность обеспечивает особую тщательность, акку
ратность, внимание к деталям, добросовестное отношение к делу.
Эмоциональная возбудимость – высокую активность при изучении
нового.
2. Одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять
на деятельность противоположным образок. Например, высоко
положительное отношение к деятельности у тревожных выступает как
положительное условие в условиях тренировки или подготовки,
определяя особую тщательность, старательность. В условиях
соревнований это высоко положительное отношение способствует
чрезмерной ответственности, волнению, излишнему напряжению и
влияет на деятельность отрицательно.
3. В одних и тех же условиях полярные проявления данного свойства
могут влиять на деятельность поразному. Высокая тревожность, оп
ределяя склонность к самоанализу своего действия, влияет на дея
тельность в положительном направлении. Таково же влияние на дея
тельность и низкой тревожности, которая определяет эмоциональную
устойчивость в деятельности.Приспособление темперамента к требованиям деятельности, например, в
спорте, путем индивидуального подхода гораздо шире и эффективнее, чем
отбор, тренировка и создание положительного отношения. Одни и те же
задания и требования могут быть осуществлены различными приемами и
способами.
Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую, обуслов
ленную темпераментом индивидуальную систему приемов и способов дей
ствия, которая характерна для данного человека и целесообразна для
достижения успешного результата. Индивидуальный стиль деятельности
позволяет не столько преодолевать отрицательные, сколько использовать
положительные стороны свойств типа нервной системы и темперамента для
деятельности, что в конечном счете способствует и успеху. Можно рас
сматривать индивидуальный стиль, обусловленный у человека свойствами
типа нервной системы и темперамента, как способность к деятельности. Суть
индивидуального стиля в том, что к одинаково высоким результатам разные
люди идут разными путями.
Индивидуальный стиль деятельности формируется в процессе воспита
ния и обучения. Одно из важнейших условий выработки индивидуального
стиля сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Инди
видуальный стиль возникает только в том случае, если человек активно ищет
наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть самых высоких
результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется
у детей, отличающихся положительным отношением к деятельности. Другое
условие формирования индивидуального стиля учет свойств темперамента.
Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действий, которые в
наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Творческий характер
деятельности еще одно необходимое условие возможности возникновения и
Практически
формирования индивидуального стиля деятельности.
формирование индивидуального стиля деятельности происходит последующей схеме: определение типологических свойств нервной системы и
темперамента; выявление индивидуальных особенностей деятельности,
способствующих или препятствующих успеху; подбор и реализация
соответствующих педагогических приемов работы.
Педагогические рекомендации по индивидуальному учету свойств тем
перамента.
Тревожность. Если у ребенка повышенная тревожность необходимо;
1) мягкое, тактичное, внимательное отношение;
2) обучение методам регулирования эмоциональных состояний;
3) удерживание от чрезмерной траты энергии;
4) дозирование мотивации.
Ригидность требует
1) изменение мест занятий, видов деятельности, методов работы,
способов объяснения;
2) требование мысленного воспроизведения действий перед их
выполнением.
Экстравертность
1) требование систематичной работы над собой;
2) требование сдерживания чрезмерной общительности в условиях
деятельности.
В процессе обучения к одинаково высокому уровню деятельности разных
лиц, требуются разные педагогические воздействия для каждого из них в
зависимости от особенностей темперамента. Так, например, известный
распространенный метод усиления мотивации похвала и порицание
(словесные), а также опенка деятельности имеет различную эффективность в
зависимости от темперамента. Похвала способствует формированию навыка у
всех испытуемых, но более положительное влияние оказывает на обучаем ость
"сильных" и неуравновешенных. Неоднозначно и действие порицания:наиболее положительное действие для "сильных" и неуравновешенных;
наименьшее для уравновешенных и "слабых". Ожидание оценки эффективно
для лиц со слабой нервной системой и уравновешенных, менее эффективно
для "сильных" и неуравновешенных.
Таким образом, темперамент и его свойства являются фактором, ко
торый определяет индивидуальный характер эффективности различных мето
дов и приемов педагогического воздействия по отношению к каждому чело
веку в отдельности.
Существуют различные методики определения свойств темперамента.
Тревожность, одна из методик определения данного свойства "Степень
преждевременности в выполнении заданного действия при заданном интер
вале времени". Для изучения тревожности сравнивается запаздывание или
преждевременность выполнения человеком срочных заданий в установленные
сроки.
Ригидность может быть исследована по методу Л.К. Урнадзе "фикси
рованная установка в тактической сфере".
Экстра версия. Одна из методик исследования данного свойства
количество воспринятых и узнанных фигур и неструктурированных рисунков
(по Кэттлеру).
При обучении и воспитании необходимо учитывать:
1. Психические свойства личности становятся устойчивыми на опре
деленной ступени развития. Свойства темперамента всегда устойчивы
и постоянны.
2. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и
воспитания. В зависимости от темперамента, при одних и тех же объективных условиях, формируются
свойства личности с одинаковым содержанием, но с разными динамическими особенностями. Но от
темперамента не зависит, такие свойства личности и с каким содержанием будут формироваться при данных
определенных объективных условиях