Преподавание физкультуры детям с ОВЗ
Оценка 4.7

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ

Оценка 4.7
docx
05.02.2020
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ.docx

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни  сегодня очень актуальны.  Особенно это актуально для обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети с рождения уже имеют значительные отклонения  в состоянии здоровья. Неврозы, соматическая ослабленность, хронические заболевания и т.д.

Основная  цель работы  учителя физического воспитания – обеспечить учащемуся не только возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления  здоровья в  повседневной жизни.

Большая роль в этой работе принадлежит физкультурным мероприятиям. На занятиях физической культурой осуществляю  следующие задачи:
— оздоровительную
— образовательную
— воспитательную
— коррекционно-развивающую.

Работая с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, применяю  традиционные и нетрадиционные  методы и приемы, которые являются, на мой взгляд, результативными. 

Игровые ситуации занимают особое место в эмоциональном развитии этих учащихся. С помощью игр можно снимать напряженность и повышать жизненно важные психические функции учащихся. Игра – это ведущий вид деятельности, который обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, является одним из действенных средств обучения. Психическая напряженность затрагивает все системы организма, сбросу ее способствует двигательная активность. А двигательная активность в большей степени проявляется в играх. Один раз в четверть в нашей школе проводится «День здоровья», а в зимний период проводятся спортивные мероприятия на свежем воздухе «Зимние забавы», «Рыцари XXI века» и т.д. с использованием игр: подвижных, спортивных, коррекционно-развивающих. Внеклассное мероприятие с применением игровых ситуаций превращается в  настоящий праздник для учащихся.

Спортивная гимнастика – сложно координированный вид спорта, который обладает большой вариативностью воздействия на организм человека. Занятия гимнастикой позволяют стимулировать интеллектуальную деятельность учащегося и формировать пластичность центральной нервной системы. В физической подготовленности учащихся самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений. Эти способности стараюсь интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. При проведении занятий учитываю одно из главных методических указаний: оптимальное сочетание координационных упражнений с направленным развитием физических качеств. От правильной осанки зависит не только внешний вид, но оптимальное функционирование всех физиологических систем организма, достижение достаточного уровня работоспособности, что определяет уровень адаптационных  свойств физиологических систем организма учащихся с нарушением интеллекта и отсутствие текущих психологических заболеваний. Таким образом,  выполняются коррекционные задачи, которые состоят  в исправлении нарушений всех физических систем организма,  включая нервную систему, а также в исправлении  нарушений опорно-двигательного аппарата.

Легкая атлетика является средством физического воспитания. По многочисленным легкоатлетическим упражнениям проводятся спортивные соревнования (в I и VI четверти).

Итак, привитие навыков здорового образа жизни является важной составляющей деятельности  учителя физической культуры в работе с учащимися с ОВЗ.


«Работа по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Здоровье детей – богатство нации. Этот тезис не утратил актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален он самый главный, учитывая экологическую обстановку, где живут люди, и есть промышленные предприятия. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.

Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с раннего детства. Но, к сожалению, статистика утверждает, что физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, а 25-35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

В нашей школе 10 учащихся (в 1 классе – 1 учащийся, в 2- классе – 1 учащийся , в 3 классе – 1 учащийся, в 5 классе - 6 учащийся , и в 9 классе– 1 учащийся ) с ограниченными возможностями здоровья. В начале учебного года медицинские работники делают выборку детей с проблемами в здоровье. Имея такие списки можно скорректировать свою работу.

«Адаптивная физическая культура»

Адаптивная физкультура - вид физической культуры, предназначенный для лиц с ограниченными возможностями с целью поддержания у них остаточного здоровья, позволяющего развивать, восстанавливать, компенсировать и совершенствовать их физические и духовные способности, обретая самостоятельность, социальную, бытовую и психологическую независимость.

Адаптивная физическая культура реализует широкий комплекс педагогических задач. Многообразие физических упражнений, варьирование методических приемов позволяют формировать у детей знания и умения, касающиеся не только самого предмета знаний – физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесса (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, математических способностей и др.).

Принципиальной новизной методического подхода являются средства физической культуры, которые способствуют развитию ребенка в сфере воспитания и усвоению интеллектуальной информации, пространственно – временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения задач. Коррекция требует применения специальных методов и приемов. В процессе физкультурно-оздоровительной работы сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Придерживались следующих принципов:

Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств.

Принцип адекватности означает, что поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.

Принцип оптимальности - не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.

Принцип вариативности – использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.).

На занятиях присутствуют все дети, вся группа. Если дети занимаются босиком, то ребенок с проблемами опорно-двигательного аппарата - в специализированной обуви.

На занятиях следует сокращать количество повторений, освобождать детей от длительного бега, а общеразвивающие упражнения проводить из облегченных исходных положений. В основной части надо давать индивидуальные задания, проводить занятия в медленном темпе. Наиболее сложные упражнения чередовать с дыхательными упражнеиями, бег заменять ходьбой в разном темпе, игры проводить без быстрого передвижения.

Они освобождаются от всех видов соревнований, от выполнения упражнений на максимальный результат, но отдельные упражнения программы для этих детей инструктор может заменять другими, наиболее адекватными их здоровью и физической подготовленности. На занятиях им предлагаются индивидуальные задания. Для этого можно использовать: кроссворды, филфорды, тесты, ребусы.

Не забываем и о занятии на воздухе. Отрицательным фактом можно считать отстранение от основной части занятия по физической культуры, полное исключение для них бега, прыжков, лыжной подготовки и катанию на коньках и, наконец, полное их освобождение от занятий по физической культуре.

Во время развлечений, праздников, досугов эти дети не обделены вниманием.

У детей улучшились психические процессы, активизировалось внимание, память, мышление, речь. Интегративные занятия обеспечили психо-эмоциональное благополучие детей.

Успешная работа по данной проблеме позволяет сделать выводы:

1. Коррекционное направление адаптивной ФК с проблемными детьми обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей.

2. Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной ФК – это эффективный путь к успешной интеграции детей в массовую школу.

Социализация детей с ОВЗ через уроки физической культуры

Все мы знаем, как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание , мышление, волю , внимание, трудолюбие , уважение к окружающему миру.

Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по состоянию здоровья. Эти контакты позволили расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний, вооружили их элементарными навыками в физическом воспитании своих детей. Не всё получалось сразу, я стала приглашать родителей на свои занятия ;на уроки, на дополнительные занятия, они увидели собственных детей как бы со стороны, почувствовали изъяны в их физической подготовленности, многие родители пошли на контакт. Сейчас все родители приветствуют домашние задания по физической культуре, помогают выполнять правильно упражнения.

Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи.

Характерными психологическими трудностями этих детей являются многочисленные страхи: боязнь диагноза, медицинские процедуры и т.д. Ребёнок страдает от острого дефицита общения прежде всего со сверстниками, боится одиночества, опасается предстоящих встреч со значимыми для него людьми.

Подростки до болезни или в момент болезни, имевшие сложившиеся профессиональные представления, страдают от своей профнепригодности. Они заведомо знают физические, да и юридические возможности, связанные со статусом инвалида. Часто подростки фиксируются на представлении о бессмысленности предстоящей жизни, что будут отставать в учёбе. Ощущая острый дефицит знаний, умений и навыков, понимая свои ограниченные возможности.

Часто близкие ребёнка с ОВЗ сами пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного болезнью дитя, обстоятельствами его лечения, высоким уровнем тревожности, социальной робостью, явно заниженной самооценкой. Они редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом. Гиперопека в таких семьях становится основным или единственным стилем воспитания ребёнка, что ведёт к возникновению выученной беспомощности.

Чтобы преодолеть эти факторы надо решить следующие задачи:

- развитие навыков у ребёнка и членов его семьи понимания себя, своих чувств и чувств близких;

- грамотная поддержка родными больного, не забывая о собственных потребностях, делая акцент на его самостоятельность.

-стремление поощрять не болезнь, а здоровье.

Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;

-поощрять любые проявления его инициативы,

-отмечать его успехи в физическом развитии;

-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.

-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;

-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же , чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.

На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому ребёнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.

-даю посильные задания для выполнения;

- контролируя выполнение домашнего задания;

-не выделяю среди сверстников;

-привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;

- если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;

На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье , делает жизнь ребёнка-инвалида более полноценной.

Хочется думать, что совместные усилия с родителями дадут достойные плоды.

 

Процесс обучения представляет организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития личности в целях достижения образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС.

Основной целью процесса обучения является создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения учащихся, выявление и развитие способностей обучающихся через систему физкультурно-спортивной деятельности, посещение секций и через использование возможностей физкультурно-спортивных организаций.

На занятиях физической культуры проводится полноценная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В состав группы входят: Моисеев К., Копцев Р., Воронина Н., Неверова К., Солнцева В., Никитин Д. Екусов Н. Мною используется дифференцированная нагрузка и индивидуальный подход к каждому ученику. На занятиях органически сочетаю общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на уроке.

На начальном этапе занятий большой акцент делаю на общеразвивающие упражнения, затем постепенно увеличиваю уровень специального воздействия. Также на занятиях применяю задания активно-двигательного характера, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся: подвижные и спортивные игры для детей. В школе организованы, динамические перемены, физкультминутки на уроках, которые способствуют эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Работая в школе, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителем физической культуры, на уроках создаю специальные условия, для развития каждого воспитанника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, для удовлетворения индивидуального самосовершенствования. Через формирование потребности обучающихся в здоровом образе жизни в своей работе уделяю большое вниманию укреплению физического и духовного развития: спортивные праздники, соревнования. Реализую дополнительные адаптированные образовательные программы для учащихся с двигательными нарушениями, обусловленные социальным заказом детей и их родителей.

На занятиях развиваю у детей устойчивую мотивацию к созиданию, обучению и самообразованию через деятельность учащихся. Комплексное тестирование физических качеств помогает выявлять и развивать у детей с ОВЗ способности к физкультурно-спортивной деятельности. Оказываю помощь, провожу индивидуальные коррекционные занятия, консультации для участников образовательного процесса, развиваю и поддерживаю их спортивные способности и интерес к физической культуре, применяя различные формы организации урочной и внеурочной деятельности: спортивные праздники. В своей работе сотрудничаю с родителями, приобщая их к учебно-воспитательному процессу.

Вместе с детьми они принимают активное участие в общешкольных соревнованиях. Воспитываю у учащихся сознательное и активное отношение к физической культуре, путем разъяснительной работы, убеждаю обучающихся в том, что физические упражнения являются средством укрепления здоровья и средством ликвидации двигательных дефектов. В своей работе применяю прием «успеха», акцентирую внимание на успехах занимающихся, т. к. такой подход способствует воспитанию у детей уверенности в своих силах: поощрение грамотами и памятными подарками.

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы направлена мной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Как одно из условий организации физкультурно-оздоровительной деятельности на развитие физических качеств является разработанные мною методические рекомендации: комплексы утренней зарядки, комплексы физкультминуток, подвижные и спортивные игры во внеурочное время, комплексы упражнений на профилактику и коррекцию различных заболеваний.

На базе нашей школы МБОУ «ООШ № 100, им.С.Е. Цветкова» организована работа спортивной секции «ОФП», направленная на общую физическую подготовку обучающихся, созданы все условия для эффективного ее функционирования.

Данный опыт может быть использован учителями физической культуры, работающих с детьми с ОВЗ. Организация и создание условий на занятиях физической культуры и внеурочной деятельности способствуют выявлению и развитию физических способностей обучающихся для достижения высоких спортивных результатов на региональном уровне, что является условием успешной социализации детей с ОВЗ.


 


 

Преподавание физкультуры детям с

Преподавание физкультуры детям с

Работа по физической культуре с детьми с

Работа по физической культуре с детьми с

На занятиях следует сокращать количество повторений, освобождать детей от длительного бега, а общеразвивающие упражнения проводить из облегченных исходных положений

На занятиях следует сокращать количество повторений, освобождать детей от длительного бега, а общеразвивающие упражнения проводить из облегченных исходных положений

Они редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом

Они редко вступают в контакт с незнакомыми людьми, настороженно относятся ко всем, кто пытается общаться с их детьми, испытывают чувство стыда и вины перед обществом

На занятиях физической культуры проводится полноценная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

На занятиях физической культуры проводится полноценная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Данный опыт может быть использован учителями физической культуры, работающих с детьми с

Данный опыт может быть использован учителями физической культуры, работающих с детьми с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020