Фитилева Ольга Александровна,
преподаватель – организатор ОБЖ,
МБОУ «СОШ №22» ПГО
Преподавание ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС.
Эволюционному развитию подвержено всё – и человек, и животный, и растительный мир, и наука, и техника, и даже такая область, как образование…
В течение последних десяти лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) второго поколения для начального общего образования (НОО) (2009 г.), основного общего образования (ООО) (2010 г.) и среднего полного общего образования (СПОО) (2012 г.). Обязательное введение стандарта основного общего образования произойдет в 2015 году, а введение стандарта полного общего образования – в 2020 году. Отличительной особенностью ФГОС второго поколения от прежнего является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Кроме этого, новый стандарт выделяется ярко выраженной воспитательной направленностью. Воспитательная направленность нового ФГОС касается также и курса ОБЖ.
В новом ФГОС достаточно много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности, о чем в ГОС первого поколения даже не упоминалось.
В стандарте ФГОС каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где указаны характеристики в области ОБЖ, в частности, выпускник должен:
- выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни;
- выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного
и экологически целесообразного образа жизни.
В «портрете выпускника» дается указание на правила «безопасного образа жизни». Несмотря на то, что впервые данное словосочетание было использовано в 2009 году (ФГОС НОО), было предложено следующее определение «безопасный образ жизни человека – это основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни».
Стандарты устанавливают требования к личностным результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы, которые должны отражать (выбраны требования, связанные с направлением «безопасность»):
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
Из представленного выше видно, что личностные результаты представлены, в первую очередь, группой сформированных качеств человека, реализуемых через установки, ценности, готовность, отношение, мотивацию, что является основой культуры безопасности человека.
Рассмотрим детальнее предметные результаты освоения курса ОБЖ, которые с учетом общих требований ФГОС и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное обучение общего образования.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. |
·
Приоритетным направлением образовательной программы в условиях внедрения ФГОС, в том числе и при изучения предмета ОБЖ, является обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД): 1)личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. |
Приоритетным является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса; сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, её создании, приоритетных направлениях и компонентах очень актуален.
Основные компоненты образовательной среды: 1. гуманитарно - развивающая среда 2. образовательная среда 3. интеллектуально - образовательная и развивающая среда 4. информационная обучающая среда |
Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий.
Современное образование нельзя представить себе без интерактивных технологий, технологий моделирования ситуаций и применения коммуникативных технологий. Такое разнообразие приводит к качественному повышению эффективности обучения учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время.
Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества с применением ИКТ - технологий открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую ИКТ - наполненную образовательную среду.
Межпредметные связи нужны и возможны в обучении ОБЖ на уровне передачи готовых знаний. Но особую значимость межпредметные связи начинают играть в 5 классе, а приобретают особую значимость в проблемном обучении старшеклассников. В юношеском возрасте усиливается потребность в философском осмыслении мира, возникает стремление разобраться в окружающем и самом себе. Психологи и педагоги отмечают высокий интерес учащихся среднего звена и особенно старшеклассников к мировоззренческим проблемам. |
|||
· |
|||
·
·
·
·
·
|
·
·
Исходя из требований времени, меняется
подход к современному уроку. Поэтому перед каждым учителем сейчас стоит задача
внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и
информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного
процесса.
Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на
фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его
построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его
подачи и тренинга.
Основные моменты традиционного урока. Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. Структура урока - объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Основная оценка – оценка учителя.
Принципиальное отличие современного урока от традиционного. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, построенный на компетентностном подходе.
Современный – это и совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Принципы педагогической техники педагога на современном уроке:
· свобода выбора (в любом обучающем или
управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать
ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
· деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в
форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
· идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,
интересы самих учащихся);
· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой
системы приемов обратной связи).
Формы и методы современного урока.
Технологическая карта урока.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Сочетание компьютерных технологий с традиционными, применение мультимедиа позволяют достичь максимального уровня в обучении ОБЖ.
Критерии эффективности современного урока
1. Обучение через открытие.
2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной
деятельности.
3. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым
вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
4. Развитие личности.
5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее
субъектом
6. Демократичность, открытость.
7. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат,
какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что
чувствовал ученик при этом.
8. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном
пространстве и поиск путей их решения.
9. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
10. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то:
задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно
понятие.
11. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет
проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Внедрение новых информационных технологий
в профессиональную деятельность педагогов ОБЖ является приоритетным
направлением модернизации российского образования, поэтому современный учитель
должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача
школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно
получать знания граждан.
Информационные технологии обучения на уроках ОБЖ применяются на продуктах
самого разнообразного назначения. Обучающиеся успешно применяют текстовые и
графические редакторы, оформляют доклады и рефераты к урокам ОБЖ, составляют
кроссворды, готовят компьютерные презентации, подбирают тематический материал в
электронном виде, формируя электронный банк данных дидактического материала.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов ОБЖ, так и обучающихся.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. |
·
Заключение.
С введением новых законов ФГОС в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Новый курс ОБЖ – это, прежде всего, новый педагог. Можно вооружить педагога новейшими техническими средствами и педагогическими технологиями, но не это гарантирует успех формирования культуры безопасности на уроке ОБЖ. Еще 135 лет назад наш соотечественник, классик отечественной педагогики П.Ф. Каптерев писал: « …чтобы создать правильный метод преподавания науки, для этого необходимо изучить всю науку в целом, обозреть все ее содержание, познакомиться со всеми ее особенностями». Нередки случаи, когда из-за небольшого количества часов
в учебном плане курс ОБЖ преподают педагоги-совместители, у которых уровень представлений о безопасности человека находится на уровне типового учебника ОБЖ.
В этом случае высока вероятность того, что «умения», «навыки», «установки», «понимание», «сформированность» останутся лишь на бумаге.
Таким образом, ФГОС ОО второго поколения указывает на развитие воспитательного потенциала учебного предмета ОБЖ, который должен отражаться в соответствующих установках, убеждениях, ценностях, личностной позиции выпускников. Главная цель обновленного курса ОБЖ – «формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства». Для преодоления затруднений, возможных при реализации ФГОС ОО необходима система научных психолого-педагогических исследований, а также требуется серьезная и кропотливая работа в области повышения квалификации учителей безопасности жизнедеятельности.
Библиографический список
1.Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692
2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на торжественном собрании, посвященном 15-летию образования МЧС России, г. Новогорск,Московская
обл., 26 декабря 2005 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.0-1.ru/?id=11275 (дата обращения: 10.10.2013).
3. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002–2012 гг.). – ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с.
4. Гафнер В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург,2009.
5. Гафнер В.В. О понятии «безопасный образ жизни» // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 8.
6. Каптерев П.Ф. Метод и его применение [Электронный ресурс]. URL: http://
гафнер.рф/14 (дата обращения: 10.10.2013).
7. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL:http://обж.рф
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 10.10.2013).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=2588 (дата обращения: 10.10.2013).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=6408 (дата обращения: 10.10.2013).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.