1. «Старый Добрый Шубин»
Легенда о загадочном потустороннем существе Добром Шубине появилась еще во времена Джона Юза. Шубин в целом положительный персонаж фольклора - он может вывести горняков из-под завалов, предупредить своим появлением о вероятности скорого взрыва метана и т.д. Этимология этого образа неизвестна. Некоторые связывают его с профессией выжигателя газа в шахтных выработках, которая существовала еще в конце XIX столетия. Одним из таких горняков с факелами и был некий Шубин, который погиб во время газовой разведки от взрыва метана, а его дух остался охранять современных и будущих коллег.
Впрочем, не только в Донбассе существует свой шахтный дух. В Великобритании и США была довольно популярна легенда о целом народце добродушных существ, которые скрытно трудятся вместе с шахтерами, - так называемые "нокеры". В случае опасности они, также согласно легендам, нередко помогали горнякам.
Легенды нашего города
2."Алмазное" метро
Долго ждал Донецк свой метрополитен, но, увы, так и не дождался. Начатое еще во времена СССР строительство метро было заморожено, и все разговоры о начале его строительства "вот уже скоро" можно вносить в разряд легенд. Однако настоящей легендой вокруг этой стройки стали появляющиеся слухи о крупных алмазах, которые якобы были найдены при начале прокладки первых веток. Некоторые "горячие головы" даже клялись, что видели алмазы размером с яйцо перепелки. Несмотря на всю невероятность этой легенды, а тем более рассказов, за ними стоит и доля правды. Оказывается, первые алмазы в недрах Донбасса были найдены еще задолго до Октябрьской революции. Однако царское правительство тогда не изъявило желание вкладывать средства в разработку месторождений. Частные инвесторы тоже не спешили принимать участие в данном проекте. Как бы там не было, согласно геологическим исследованием донецкая земля скрывает в себе алмазные залежи, правда, не очень большие.
Мечта о подземке
Идея построить собственный метрополитен впервые появилась, когда Донецк еще был городом Сталино — до 1961 года. И началось все в 50-х годах прошлого века, когда вместе с восстановлением угольной промышленности Донбасса в областной центр хлынули кадры для возрожденных и строящихся новых шахт. Динамика роста населения предрекала грядущие транспортные и логистические проблемы: после освобождения Сталино от нацистов в сентябре 1943 года здесь жило 175 тысяч человек, в 1950-м — уже полмиллиона, а к середине 60-х дончан было уже под 800 тысяч.
Шли годы, Донецк стал задыхаться в транспортных пробках. Как решать проблему? Расширять дороги? Нереально, придется сносить много жилья. Выход для миллионного города был один — строительство метрополитена. Вопрос о строительстве подземки в том или ином городе решал лично генеральный секретарь ЦК КПСС или глава Совета министров СССР. На очередное обращение дончан из Москвы последовало железобетонное: «Нет денег в стране. Метро у вас не будет!»
Эксперты говорили, что в Донецке все придется делать с нуля: «Нужно обучить людей, создать проходческую технику, индустрию, специально производящую материалы для строительства метро, организовать производство тюбингов, нужен и проходческий комплекс».
Разрешение на производство проектных работ было получено в 1990 году, а на само строительство — под самый развал СССР, 30 декабря 1991 года. Распоряжение подписал уроженец Донбасса, глава правительства Николай Рыжков.
Затея не удалась, но за попытку — спасибо?
Однако настоящей легендой вокруг этой стройки стали появляющиеся слухи о крупных алмазах, которые якобы были найдены при начале прокладки первых веток. Некоторые "горячие головы" даже клялись, что видели алмазы размером с яйцо перепелки.
Несмотря на всю невероятность этой легенды, а тем более рассказов, за ними стоит и доля правды. Оказывается, первые алмазы в недрах Донбасса были найдены еще задолго до Октябрьской революции. Однако царское правительство тогда не изъявило желание вкладывать средства в разработку месторождений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.