Исторические реалии в романе «Евгений Онегин»
История, время являются подлинными героями процесса создания романа.
Для Пушкина была принципиально значима историческая обусловленность мотивов поведения и судеб персонажей.
История «Евгения Онегина» неразрывно связана с историей России начала XIX века.
История создания «Евгения Онегина» определяется титаническим поэтическим трудом в период с мая 1823 года по сентябрь 1830 г., творческим переосмыслением российской действительности первой четверти XIX века. Роман в стихах творился на протяжении четырех этапов творчества Александра Сергеевича: южной ссылки , пребывания «без права самовольного оставления имения Михайловское» , периода после ссылки , Болдинской осени .
Поэт стремился создать образ героя своего времени. В произведении он мучительно искал ответ на вопрос о том, каким должен быть носитель новых идей, творец новой России.
Социально-экономическая обстановка в стране
Россия победила в войне 1812 года. Это придало ощутимый импульс общественным стремлениям к освобождению от феодальных оков. В первую очередь народ жаждал отмены крепостного права. Такое его освобождение неминуемо влекло за собой ограничение полномочий монарха. Сформировавшиеся сразу после войны сообщества гвардейских офицеров в 1816 году в Петербурге образовывают декабристский «Союз спасения». В 1818 г в Москве организуется «Союз благоденствия». Эти декабристские организации активно способствовали формированию либерального общественного мнения и ждали удобного момента для государственного переворота. Среди декабристов было много друзей Пушкина. Он разделял их взгляды.
Какие реальные
исторические личности упоминаются
в 1-ой главе романа?
«Второй Чадаев, мой Евгений»
Пётр Яковлевич Чаадаев – современник Грибоедова и Пушкина.
2. «Что там уж ждёт его Каверин»
Каверин П. П. – геттингенец, гусар, кутила и дуэлянт, член Союза Благоденствия.
ТЕАТР ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
ФОНВИЗИН Денис Иванович ( 1744 — 1792), русский писатель, просветитель. В комедии «Бригадир» (постановка 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому.
КНЯЖНИН Яков Борисович (1742 – 1791), русский драматург, поэт, член Российской академии (1783). Представитель классицизма. Трагедии «Дидона» (1769), «Росслав» (1784), «Вадим Новгородский» (1789).
Там Озеров невольны дани
Народных слёз, рукоплесканий
С младой Семёновой делил;
ОЗЕРОВ Владислав Александрович (1769-1816), русский драматург. Трагедии «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (1807); драматургия Озерова соединяет в себе черты классицизма и сентиментализма.
СЕМЁНОВА Екатерина Семеновна (1786 - 1849), знаменитая актриса, дочь крепостной девушки и учителя, поместившего ее в театральное училище. Первым большим успехом артистки было первое представление трагедии Озерова "Эдип в Афинах" (1804).
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
КАТЕНИН Павел Александрович (1792-1853), русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской АН (1841). Переводил трагедии Ж. Расина, П. Корнеля.
ШАХОВСКОЙ Александр Александрович (1777-1846), князь, драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841). Пьесы Шаховского способствовали формированию русской национальной комедии.
Там и Дидло венчался славой,
ДИДЛО Шарль Луи (1767-1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 — нач. 19 вв. В 1801-29 (с перерывами) работал в Санкт-Петербурге. Способствовал выдвижению русского балетного театра на одно из первых мест в Европе.
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Пушкин и балет
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
Авдотья Истомина -Прима-балерина русского театра. Пушкин называет её Русской Терпсихорой
ВЫВОДЫ:
Театр и балет во времена А.С.Пушкина был неотъемлемой частью образа жизни дворян. Посещение тетра было одним из правил хорошего тона. Пушкин любил русский театр, прекрасно знал его особенности. Евгений Онегин посещал театр только потому, что так было принято в светском обществе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.