«Исследовательская работа на уроках русского языка в начальной школе.
(Насанова Н.Н., учитель
начальных классов филиала «МОУ СОШ №2 р.п.Дергачи»в с.Васильевка)
Образован не тот,
кто знает, а тот,
кто хочет много знать
и кто умеет добывать
эти знания. А. Дистервег
Учебно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, которая характеризуется:
целенаправленностью;
активностью;
предметностью;
мотивированностью;
сознательностью.
Цель учебно-исследовательской деятельности:
формирование готовности учащихся к исследовательской работе;
развитие исследовательских умений, творческой активности, самостоятельности
Главная задача - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Условия формирования исследовательских умений
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Мотивированность исследовательской деятельности учащихся;
Деятельность педагога, реализующего позицию организатора учебно-исследовательской деятельности.
Исследовательские умения:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи
. Понаблюдай
сон - сом.
сон - нос.
Слон - сон
1.В каждом слове уберите один звук, чтобы получилось новое слово.
Например: горсть – гость.
Удочка, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.
2Добавьте звук в каждое слово, чтобы получилось новое слово. Например: роза – гроза.
Удочка, рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.
В каждом следующем слове измените одну букву и превратите волка в козу.
Волк - ______ - ______ - ______ -коза.
В каждом следующем слове измените одну букву и превратите ночь в день.
Ночь - ______ - ______ - ______ - ______ - ______ - ______ - день.
М.Пришвина «Старый гриб»
1) прочитав текст до слов «Вышел я из ельника и подумал « Может и мне напиться из такой тарелочки?», продолжить слова автора 3 – 4 предложениями;2)обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;3)определить вид текста(повествование); 4)придумывание заголовка; 5)зачитывание стилистически - окрашенных предложений и словосочетаний;6)нахождение сравнений, олицетворений (листья - пятачки; отодвинутая веточка - лесное оконце: сыроежка - тарелка: вода дрогнет: листик загуляет);7)угадывание словарного слова ) работа над правописанием слов с парными согласными в корне - берёзки, дубки, погодка, сыроежки, красноголовки, травке, дорожке, головку;8)обсуждение образования сложных слов - сыроежки, красноголовки;9) нахождение фразеологизма в тексте по определению большая усталость - валился с ног;10) чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;
«Посмотри на мир чужими глазами»
Задание «Давай подумаем»
Понаблюдай и скажи: что объединяет слова каждого столбика?
съехал вьюга
отъехал колья
въехал ульи
подъехал варенье
1.Составьте пары по схеме:
1. Задание «Найди загаданное слово»
Сделайте выводы на основе имеющихся данных.
1.Распредели слова на две группы:
Какое слово не является родственным?
Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.
Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.
Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.
Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.
Овощ, осень, овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь, рыболовный, рыбак.
Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.
1.Распредели слова на две группы:
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Работа учителя над развитием исследовательских умений учащихся обеспечивает:
- формирование универсальных учебных действий школьника;
- воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное развитие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.