Учебно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность обучающихся, которая характеризуется:
целенаправленностью;
активностью;
предметностью;
мотивированностью;
сознательностью.
Цель учебно-исследовательской деятельности:
формирование готовности учащихся к исследовательской работе;
развитие исследовательских умений, творческой активности, самостоятельности
Главная задача - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Исследовательские умения:
видеть проблемы;
задавать вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определения понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать выводы и умозаключения;
структурировать материал;
доказывать и защищать свои идеи
. Понаблюдай
сон - сом.
сон - нос.
Слон - сон
1.В каждом слове уберите один звук, чтобы получилось новое слово.
Например: горсть – гость.
Удочка, всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.
2Добавьте звук в каждое слово, чтобы получилось новое слово. Например: роза – гроза.
Удочка, рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.
В каждом следующем слове измените одну букву и превратите волка в козу.
Волк - ______ - ______ - ______ -коза.
В каждом следующем слове измените одну букву и превратите ночь в день.
Ночь - ______ - ______ - ______ - ______ - ______ - ______ - день.
М.Пришвина «Старый гриб»
1) прочитав текст до слов «Вышел я из ельника и подумал « Может и мне напиться из такой тарелочки?», продолжить слова автора 3 – 4 предложениями;2)обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;3)определить вид текста(повествование); 4)придумывание заголовка; 5)зачитывание стилистически - окрашенных предложений и словосочетаний;6)нахождение сравнений, олицетворений (листья - пятачки; отодвинутая веточка - лесное оконце: сыроежка - тарелка: вода дрогнет: листик загуляет);7)угадывание словарного слова ) работа над правописанием слов с парными согласными в корне - берёзки, дубки, погодка, сыроежки, красноголовки, травке, дорожке, головку;8)обсуждение образования сложных слов - сыроежки, красноголовки;9) нахождение фразеологизма в тексте по определению большая усталость - валился с ног;10) чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;
«Посмотри на мир чужими глазами»
(Представь, что ты щенок. Как ты отнесешься к появлению первого снега?)
2. Составь рассказ, используя данную концовку.
3. Составь рассказ от имени другого персонажа.
4. Назови как можно больше признаков предмета.
5. Сколько значений у предмета?
(Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет, со свойствами, также хорошо известными. Это может быть газета, кусочек мела, карандаш, картонная коробка и многое другое. Учащимся нужно Умение видеть проблемы
найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета).
Задание «Давай подумаем»
На первом уроке по теме «Правописание ь после шипящих на конце имен существительных» детям предлагается прочитать группы слов и подумать, чем отличается правописание слов в каждой строке и почему:
1) мяч, ключ, лещ, уж, карандаш;
2) дочь, ночь, вещь, молодежь, мышь.
1.Составьте пары по схеме:
видовое понятие – родовое понятие.
Береза, ягода, щука, дерево, ландыш, рыба, малина, птица, ворона, цветок.
2. Определите общее понятие:
а) к…ртофель, к…пуста, п…мидор, …гурец, р… дис;
б) скв…рец, с…л…вей, с…рока, в…р…бей;
в) м…дведь, за…ц, к…бан, л…сица, …безьяна.
3. По данным определениям запишите понятия:
Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
… - время года, наступающее после осени.
… - человек, который учится в школе.
1. Задание «Найди загаданное слово»
(Пытаясь определить загаданное учеником слово, дети задают вопросы, начинающиеся со слов «что», «как», «зачем», «почему»).
2. Игра «Да – нет»
1) Имена существительные обозначают предмет? (да)
2) Приставка стоит после корня? (нет)
3. Игра «Угадай, о чем спросили».
(Ученик отвечает на вопросы, записанные на карточке, остальным детям нужно догадаться, каким был вопрос).
4. Задание «Вопросы незнакомца».
Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (взрослым, маленьким ребенком). Как ты думаешь, какие вопросы он задал бы тебе в первую очередь?
Сделайте выводы на основе имеющихся данных.
« Я знаю, что все глаголы изменяются по временам. Слово играть – глагол. Значит, … »
«В словах птицы, ножницы, молодцы после ц пишется буква ы. В каждом из слов гласная находится в окончании. Делаю вывод …»
2. Продолжите рассуждение. Докажите, что данное умозаключение сделано от общего к частному.
«Приставки за-, на-, над- всегда пишутся с гласной а. В слове зашёл есть одна из этих приставок – за-. Поэтому…»
3.Продолжите рассуждение. Докажите, что данное умозаключение сделано от частного к общему.
«В слове Анна написанию двойной согласной соответствует долгий звук [н], в слове Алла – долгий звук [л], в слове сумма – долгий [м]. Следовательно, … ».
1.Распредели слова на две группы:
далекий, дружба, тихий, жалость, редкий, весенний, встреча.
2. Найди «лишнее» слово:
- воробьи, стулья, ручьи, подъем, веселье;
- урожай, кофе, шоссе, мост, орден.
3. Продолжи ряды:
Части слова – это корень, …
Самостоятельные части речи – это глагол, …
Члены предложения – это подлежащее, …
Какое слово не является родственным?
Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.
Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.
Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.
Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.
Овощ, осень, овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбешка, рысь, рыболовный, рыбак.
Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.
1.Распредели слова на две группы:
далекий, дружба, тихий, жалость, редкий, весенний, встреча.
2. Найди «лишнее» слово:
- воробьи, стулья, ручьи, подъем, веселье;
- урожай, кофе, шоссе, мост, орден.
3. Продолжи ряды:
Части слова – это корень, …
Самостоятельные части речи – это глагол, …
Члены предложения – это подлежащее, …
Условия формирования исследовательских умений младших школьников:
- целенаправленность и систематичность;
- мотивированность;
- творческая среда;
- психологический комфорт;
- учет возрастных особенностей.
Работа учителя над развитием исследовательских умений учащихся обеспечивает:
- формирование универсальных учебных действий школьника;
- воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственное развитие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.