1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Текст 1
В (северо)в..сточной част.. нашего леса есть (не)большая реч..ка. Вокруг неё ран..ше была болот..стая(2) мес..ность. Теперь в сухую п..году можно наблюдать, как на речк.. работают б..бры. Это уд..вительные животные! Вроде бы обыкнове(н,нн)ые грызуны но какие сильные! Лет..м они едят водные соч..ные р..стения, а на зиму пр..пасают(3) ветки берёзы ольхи или осины. Они подгрызают зубами пр..брежные д..ревья и вал..т их в воду.(4)
Б..бры с р..ждения знают, что делать. Плавать их тоже (н..)кто (не)учит. Семьи б..бров ж..вут обычно в норах, которые вырыты в берегу. Если нору вырыть нельзя, то они стро..т из веток и глины проч..ные хатки. Эти хатки всегда выше ур..вня воды, но вход в такое жилищ.. находит..ся под водой.
(По С. Горевой)
Правильный ответ
В северо-восточной части нашего леса есть небольшая речка. Вокруг неё раньше была болотистая(2) местность. Теперь в сухую погоду можно наблюдать, как на речке работают бобры. Это удивительные животные! Вроде бы обыкновенные грызуны, но какие сильные! Летом они едят водные сочные растения, а на зиму припасают(3) ветки берёзы, ольхи или осины. Они подгрызают зубами прибрежные деревья и валят их в воду.(4)
Бобры с рождения знают, что делать. Плавать их тоже никто не учит. Семьи бобров живут обычно в норах, которые вырыты в берегу. Если нору вырыть нельзя, то они строят из веток и глины прочные хатки. Эти хатки всегда выше уровня воды, но вход в такое жилище находится под водой.
(По С. Горевой)
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательные разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
Правильный ответ
Морфемный и словообразовательные разборы слова
Морфологический разбор слова
припасают(3)
1.Припасают (что делают?) – глагол, н. ф. – припасать.
2.Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., мн. ч.
3.В предложении является сказуемым.
Правильный ответ
Синтаксический разбор предложения
Они подгрызают зубами прибрежные деревья и валят их в воду.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: они (подлежащее, выражено местоимением) подгрызают (и) валят
(однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (подгрызают) зубами – дополнение, выражено именем существительным (возможно: обстоятельство); (подгрызают) деревья – дополнение, выражено именем существительным; (деревья) прибрежные – определение, выражено именем прилагательным; (валят) их – дополнение, выражено местоимением; (валят) в воду – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом.
3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Щавель, (она) начала, красивее, шарфы.
5.Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. На каждом дереве ребята повесили по два скворечника для птичьих семей.
6. Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в
образовании формы слова. Запишите
правильный вариант формы слова(слов).
1)с обоими друзьями;
2) весёлое какаду;
3)самый жаркий день;
4)мой выбор более удачнее.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены). Напишите, на каком основании Вы сделали выбор.
1) Вчера подул резкий ветер.
2)Глубокие и чистые под деревьями сугробы.
3)Июль макушка лета.
4)Живуч оказался дед Щукарь.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1) Наш сосед вырастил огромную тыкву принёс её в дом и угостил всех.
2)На уроке истории мы вспоминаем подвиги наших солдат и чтим память о них.
3)На клумбе расцвели розы и они заполнили красками весь двор.
4)Постарайтесь друзья не ссориться ни с кем и не ругаться.
Прочитайте текст и выполните задания 9-14
Текст 2
(1)Для того чтобы считать дни, требовались большие числа: десятки, сотни и даже тысячи. (2)Никаких пальцев для счёта хватить не могло! (3)А ведь в счёте времени ошибаться нельзя. (4)Прошедший день исчезает, и его не вернёшь, не присоединишь к другим.
(5)Но древние люди додумались: можно каждый день делать зарубку на палке и потом зарубки эти сосчитать. (6)Так началась первая на земле запись прожитых дней. (7)Только делали её не пером, а топором. (8)Именно таким деревянным календарём пользовался на необитаемом острове Робинзон Крузо. (9)Через каждые тридцать дней, то есть каждое новолуние, он делал на своём календаре зарубку подлиннее. (10)Получалась отметка месяца, а из месяцев складывался год.
(11)Интересно, что на Руси зарубками на палках – вроде робинзоновского календаря – пользовались для счёта каких-нибудь двести лет назад. (12)Только на них «записывали» не дни, а по́дати, налоги и долги. (13)Большинство крестьян в те времена было неграмотным. (14)Поэтому, когда приходилось платить по́дать или обро́к, крестьянин, чтобы не забыть, делал на специальной палочке столько надрезов, сколько мешков или мер зерна забирал у него сборщик налогов. (15)Потом палочку раскалывали вдоль на две половинки: одна оставалась у крестьянина и служила распиской, а другую вместо квитанции забирал с собой сборщик налогов. (16)Так простая палочка с зарубками не только помогала считать, но и служила документом – квитанцией или распиской. (17)А некоторые народы, например, индейцы в Северной Америке, вместо зарубок на палке завязывали узлы на шнуре или верёвке. (18)Таким оригинальным способом люди постепенно научились считать до сотен и тысяч и даже «записывать» большие числа. (19)И приноровились считать не только предметы, но и такие отвлечённые понятия, как дни или действия.
(По И. Депману)
Правильный ответ
9.Зарубки на палке в древности, а также узлы на шнуре или верёвке − оригинальные и удобные способы счёта отвлечённых понятий и записи больших чисел.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
10. План
1.Как считать дни.
2.Первая запись прожитых дней.
3.Первые квитанции или расписки.
11. В чём, по мнению автора текста, заключается удобство такого счёта, как зарубки на палке?
12. Определите и запишите лексическое
значение слова «считать» из предложения 1.
Подберите и запишите предложение, в
котором данное многозначное слово
употреблялось бы в другом значении.
Правильный ответ
11.
Палочки с зарубками для счёта можно было носить с собой в качестве напоминания или документа, их могли сделать топором и использовать даже неграмотные люди.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Правильный ответ
12.Считать – определять количество или последовательность чего-либо.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова.
Долгое время нашего соседа все считали чудаком и фантазёром.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.
13. Определите стилистическую окраску
слова «приноровились» из предложения 19,
запишите. Подберите и запишите синоним
(синонимы) к этому слову.
14. Объясните значение фразеологизма
«витать в облаках», запишите.
Используя не менее двух предложений,
опишите ситуацию, в которой будет уместно
употребление этого фразеологизма.
Включите фразеологизм в одно из
предложений.
Правильный ответ
14.Витать в облаках – находиться в мечтательном состоянии, фантазировать, не замечать происходящего вокруг.
На концерте звучала музыка. Очарованные мелодией, многие слушатели витали в облаках.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.