«Я – классный руководитель»«Мои идеи и находки в работе с классным коллективом»
Фомина С.К., учитель иностранных языков филиала МОУ СОШ п. Кушумский в с. Верхний Кушум
классный руководитель 9 класса
«Самый классный классный – 2017»
Стратегические ориентиры воспитания
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
В.В. Путин
Цель работы с классом:
Помощь обучающимся в определении жизненных и профессиональных перспектив через самопознание и создание ситуаций выбора.
Задачи работы с классом:
Развивать познавательную активность учащихся, продолжить работу по мотивации учебной деятельности.
Предоставлять информацию о мире профессий и профессиональной ориентации.
Развивать у учащихся чувство долга и ответственности перед окружающими и Отечеством.
Формировать у учащихся умения анализировать и объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.
Формировать навыки здорового образа жизни.
70% людей выбирают свое профессиональное будущее за компанию, следуя советам родителей или учителей, или «куда пройду по результатам ОГЭ», «вуз ближе к дому».
45% студентов плохо представляют суть выбранной профессии.
Около 60% молодых специалистов готовы поменять свою профессию после первого года работы.
И только 15% студентов выбрали профессию еще в школе.
Профориентационная работа
Классные часы
«Дороги, которые мы выбираем»
«Шаг в будущее» встречи и беседы с выпускниками
«Профессии разные нужны …»
«Профессия – наш выбор»
«Мой выбор. Профессии»
«Зачем человеку профориентация?»
«Твой выбор – твоя жизнь!»
«Мир профессий»
«Я и мир вокруг меня» психологический тренинг
«Мир профессий» с приглашением родителей
«Калейдоскоп профессий» совместно с ЦГБ
Кейс – технология
ЭЭто метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении
ППри кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.
ВВ некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.
Игровое проектирование
ЦЦель — процесс создания или совершенствования проектов.
УУчастников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
ППроцесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
ИИгровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Кейс - стади
ЦЦель метода кейс - стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Метод кейс - стади предполагает:
подготовленный в письменном виде пример кейса;
самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Этапы
Знакомство с конкретным случаем
Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной
Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений
Резолюция: нахождение решения в группах
Диспут: отдельные группы защищают свое решение
Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах
Цель этапа
Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения
Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее
Развитие альтернативного мышления
Сопоставление и оценка вариантов решения.
Аргументированная защита решений
Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения
Особенности:
ППрисутствует исследовательская стадия процесса
ККоллективное обучение или работа в группе
нИнтеграция индивидуального, группового и коллективного обучения
пСпецифическая разновидность проектной технологии
ССтимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Использование кейс – стади…
пПозволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;
ППомогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос
пПринципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины;
пПреодолевает классический дефект обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала: эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напоминать театральный спектакль.
Работа ученика с кейсом
I 1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
I2 этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
I3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
I4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
V 5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
Действия учителя в кейс - технологии
создание кейса или использование уже имеющегося;
распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем.
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:
Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Примеры
1 (подготовка к ОГЭ)
2 (Использование элементов кейс-технологий на примере урока физики по теме "Сила упругости". 7-й класс)
3 (Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники электричества. Урок физики. 8 класс.)
4 (Влияние «школьного шума» на организм ученика, исследование качества мыла)
Вывод
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс - технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс - технологий, их подготовки и проведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.