Психодинамические паузы и физминутки,
Психодинамические паузы
Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:
оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;
способствует психическому здоровью.
Упражнения на прогибание позвоночника назад.
«Ласточка».
И.п. стоя, руки ладонями вниз на пояснице. Глубокий вдох.
Напрягаем позвоночник. Резкий выдох с опусканием выпрямленных рук вниз.
Поднимая руки вверх вперёд, набираем воздух.
При этом происходит ощущение свободного полёта.
«Сова»
И.п. сидя на стуле. Позвоночник прижат к спинке стула.
Первым и вторым пальцами левой руки обхватываем правое плечо и делаем трехступенчатый вдох, как будто накачиваем воздух через позвоночник.
Фиксируем взглядом точку на дальнем расстоянии прямо перед собой.
Задерживая дыхание, «ведём глазами» выбранную точку к себе.
Выдыхаем воздух, произнося: «Уф!»
Это упражнение можно делать с представлением образов: ученик –сова, а фиксируемая точка – заяц, который приближается к сове.
«Здравствуй, солнышко!»
Встать рядом с партой. Вдох. Тянемся на цыпочках к солнцу, подняв руки вверх.
Дальше дышим произвольно.
Посмотрели на солнышко, улыбнулись, про себя подумали или представили что-то хорошее. Показали ладошки солнышку.
На выдохе медленно опускаем руки вдоль туловища. Садимся за парты.
После выполнения этих упражнений может слегка закружиться голова, поэтому после их выполнения можно потереть виски круговыми движениями или надавить на ямки под ключицами.
Все круговые движения совершаем правой рукой по часовой стрелке, левой рукой – против часовой стрелке. Левши делают наоборот.
Упражнения на включение обоих полушарий головного мозга.
· «Потирание ладоней». При этом можно тихо проговаривать тихую скороговорку, например: «Шуршат камыши, в камышах мыши»
· «Массаж ушей» - любое растирание, разминание, оттопыривание, дёргание за мочки, надавливание на козелки – начиная с мочек и заканчивая завитками. После массажа ушей провести по бровям от переносицы.
· Разминание акупунктурных точек лица: «третий глаз», центр подбородка,разглаживание гайморовых пазух.
· «Буратино».
Карандаш зажат между ладоней обеих рук, прижат к носу. Потереть о него ладони так, чтобы они были на уровне глаз, как бы отсекая один от другого.
· Рисование знака бесконечности, начиная из центра влево вверх и плавно возвращаясь к начальной точке. Рисовать можно сначала одной, потом другой рукой, обеими руками одновременно параллельно, любой частью тела (глазами, носом, пальцами и т. д.).
· Рисование двумя руками одновременно зеркально любые предметы, имеющие ось симметрии. Рисунок можно делать как в воздухе, так и на бумаге.
· Стояние на одной ноге с поднятием другой руки вверх.
Универсальные упражнения, имеющие широкий спектр действия.
«Дерево».
И.п. ноги и руки скрещены, кисти рук в замок прижаты к груди, локти прижаты к талии. Следим, чтобы плечи не поднимались.
Кончиком языка достали до уздечки. Глаза закрыты.
В такой позе постоять от 1 до 3 минут.
Упражнение способствует концентрации внимания, улучшает память, мобилизует силы.
«Пирамида».
И.п. ноги на ширине плеч параллельно друг другу. Ладони на уровне груди изображают пирамиду. (Подушечки пальцев касаются друг друга).
Кончиком языка достали до уздечки. Глаза закрыты.
В такой позе постоять от 1 до 3 минут.
Упражнение способствует расслаблению, улучшает гуморальные реакции и процессы метаболизма, нормализует сон.
На уроке можно выполнять оба упражнения, но обязательно сначала «Пирамиду», а потом «Дерево».
В паре эти упражнения желательно делать в системе в течение длительного времени
( 2-3 недели), т.к. они имеют накопительный эффект.
Психодинамическая пауза может быть использована:
· в начале учебного дня или в начале урока, следующего после контрольного урока, для сокращения периода врабатываемости и более эффективного включения учащихся в процесс урока,
· в середине урока в качестве физкультминутки для снятия моторной усталости и профилактики гиподинамии,
· в любой момент урока, когда требуется переключение внимания или переключение режима работы полушарий головного мозга вследствие эмоциональной утомляемости и потери произвольности психических функций.
Физкультминутки
Физкультминутка: «Ура!»
Раз, два, три, четыре (Руки в стороны и с силой к
плечам.)
Будем всех сильнее в мире.
Будем мир мы защищать. (Поднимают
прямые руки и скрещивают
Будем маму обнимать. над головой.)
На носочки встанем, (Поднимаются на носочках.)
Солнышко достанем.
До пяти считаем, (Приседают пять раз.)
Дружно приседаем. Ура! (Кричат,
подняв руки вверх.)
Физкультминутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется
в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют
пальчики обеих рук.
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны,
улыбаются друг другу.
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с
другом.
Физкультминутка: «Вертолёт»
Вот мотор затарахтел. Вращают руками,
согнутыми в локтях,
У-у, как быстро полетел. кисти, сжаты в кулак.
Полетел над лугом, Двигаются
по кругу друг за другом.
По большому кругу. А потом поднялся в горы, Поднимают
руки вверх.
А с горы в ущелье. Приседают.
Вот лес, и мы тут Изображают ели, опустив руки вниз под
Достаём парашют. углом кружатся.
Парашюты все раскрылись, Дети мягко
приземлились. Садятся на места.
Физкультминутка: «Мы военные»
Мы станем все военными, Шагают на месте.
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх,
опустить через
Будем в Армии служить, стороны. Будем
Родину любить. Движения повторяются.
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд,
смотрим в «бинокль».
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.
Физкультминутка: «Пусть всегда будет мир!»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх
над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны
над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны
перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки,
погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы
в стороны. Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны,
отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
Физкультминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! Шагают на месте.
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая
Живут, живут, живут! земной шар.
Физкультминутка
(показываем картинки с изображением военной техники и цифр)
Улыбнёмся мы друг другу,
А потом поднимем руки ___ раз.
Сколько танков здесь зелёных, ___
Столько выполним наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько кораблей у нас. ___
Самолёты посчитай скорей, ___
И попрыгай веселей.
Улыбнёмся мы сейчас ещё много, много раз!
Физкультминутка: «Игра идёт!»
Мы лётчики, пилоты Руки в стороны, повороты туловища.
Мы водим самолёты.
Танкисты и ракетчики, Наклоны в стороны.
Мы славные разведчики.
Мы моряки, подводники, Приседания.
Мы храбрые бойцы.
Скоро в Армию пойдём, Шагают на месте.
А пока игра идёт
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.