Основные типы дошкольных учреждений Великобритании: муниципальные и частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, «группы возможностей».
По содержанию работы их можно объединить в три группы: 1) дневные ясли - обеспечивают надлежащий уход за детьми, 2) ясельные классы и школы - учреждения интеллектуального развития, подготовки к школе; 3) игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей», которые организуются родителями, - гарантируют высокий уровень всестороннего воспитания.
Программы для дошкольников
В учебном плане дошкольного образования в Великобритании делается акцент не только на общем образовании – отдельно выделяются такие навыки ребенка, как умение читать и считать. При этом определены конкретные навыки и умения, которые должны быть у детей 4–5 лет в основных шести сферах развития: личностной, социальной и эмоциональной; коммуникативной; осведомленности; математической; физической; творческой. Дошкольники должны много играть, однако цели, поставленные в области литературы и математики, столь высоки, что на игру просто не остается времени. Например, если говорить о грамотности, то дети пятилетнего возраста должны уметь:
определять начальные и конечные звуки слов;
различать звуки и буквы;
называть все буквы алфавита;
читать простые слова и предложения;
записывать свое имя;
использовать знание фонетики для написания обычных слов.
Подобные цели порождают высокотехнологичные программы, каждое занятие в которых представлено не только конкретным алгоритмом действий, осуществляемых педагогом, но и прописанными результатами.
Как стать воспитателем
Чтобы получить разрешение на работу в детском саду, нужно иметь соответствующую подготовку. Она составляет либо три года основного и один год дополнительного обучения, либо четыре года обучения в разных образовательных структурах. Лишь 20% педагогов имеют статус бакалавра. Помощник педагога или няня должны пройти специальную 15-часовую подготовку. Подобное обучение предлагают многие образовательные ассоциации, которых сейчас становится все больше. Несомненным достоинством подготовки специалистов в Великобритании является ее высокую практическую направленность. Более 50% занятий проводится на базе дошкольных образовательных учреждений
После окончания Дошкольного Образования дети в возрасте 5-ти лет идут в школу. С этого момента начинается обязательное обучение. Оно состоит из двух ступеней: Начальное (Primary или Preparatory Education) и Среднее (Secondary Education) образование. В Preparatory School дети обучаются до 11-ти летнего возраста. Первый год называется Reception (то есть Приемный), а второй — Год 1. Тут и начинается первая неразбериха. В отличие от нашего "первого класса" первый год у английских учеников в зачет не идет, а счет учебных лет начинается с 6-ти летнего возраста. Начальная Школа заканчивается Годом 6. На протяжении этого периода дети сдают экзамены дважды: в конце второго и шестого годов обучения, соответственно Ключевой Этап (Key Stage) 1 и 2. Результаты тестирования заносятся в единую национальную базу успеваемости учеников. После окончания Начальной Школы, в возрасте 11-ти лет, ученики переходят в Среднюю(Secondary). Путаница возникает из-за возраста в котором ученики переходят в Secondary School, в большинстве государственных школ Начальная Школа заканчивается в 11 лет, а в частных в 13, но некоторые частные работают по той же программе что и государственные, поэтому этот момент следует уточнять в самой школе.
Процент охвата образованием.
В Великобритании 90-процентный охват детей образованием в среднем достигается в 5-летнем возрасте, по достижении которого дети обязаны посещать школу. В наиболее богатых странах возрастная граница обучения доходит до 18 лет и зависит от уровня экономического развития страны.
Такую же зависимость от уровня экономического развития демонстрирует и самый старший возраст, в котором образованием еще охвачено более 90% населения.
Заполняемость классов. Одним из важных показателей организации школьного образования является средняя численность учащихся в классе. В Великобритании — 20—21 чел., при этом средние размеры класса в государственных и негосударственных школах различаются незначительно.
Финансирование и управление школьным образованием
Все английские школы получают субсидии как из министерства, так и из муниципалитетов. Министерские субсидии распределяются между теми учебными заведениями, которые руководствуются рекомендациями из центра и отличаются успешностью в своей работе.
Финансирование школ с особым статусом - бюджетных - в Англии специфично.
Это зависит от их типа. Первый тип – школы графств, полностью финансируются местными источниками. Второй тип – добровольческие школы, финансируются религиозными и другими частными организациями. Третий тип – самоуправляемые школы, существуют на деньги благотворителей и частично финансируются местными органами власти.
С сентября 2001 г. начальные школы Англии должны гарантировать, что все дети в возрасте 5, 6 и 7 лет (первая ступень образования) обучаются в классах с количеством учащихся не более 30 человек.
Процесс обучения. В государственных школах осуществляется централизованное руководство. Несмотря на то, что в Великобритании существуют как государственные, так и частные школы, все они придерживаются единых образовательных стандартов.
Обучение в независимых школах престижное. В них учатся в основном английские школьники (85%). Иностранцев не более 15%.
Отношение расходов на одного дошкольника к ВВП в Великобритании — 28,2%,
Контингент учащихся в Великобритании
обучение в дошкольном классе при элитной школе не дает гарантии на поступление в нее ребенка. Еще одним немаловажным критерием для принятия ребенка в школу является место жительства семьи: чем ближе расположен к учреждению дом, тем большая вероятность поступления в данное образовательное заведение.
Существующие критерии для поступления в каждой школе могут значительно отличаться. Поэтому родители должны в первую очередь узнать правила приема. В Великобритании существуют 500 частных учебных заведений.
Школьное образование в Англии
Образование в английских школах бесплатное и доступно любому ребёнку независимо от расы, социального происхождение и вероисповедания.
Начальное образование в Англии контролируется государством, но в этой стране существует и множество частных школ.
Вообще, образование в школах Англии подразделяется на несколько типов начальных школ, которые дифференцируются по основным направлениям обучения:
Грамматические школы, где основной упор делается на академическом образовании, ориентированном на последующее поступление ребёнка в вуз.
Современные школы, где имеет место прикладная направленность обучения с целью ускоренного получения профессиональной квалификации.
Единые школы - заведения общего типа, где обучение ведётся по усреднённой программе.
Кроме того, существуют школы-пансионы - преимущественно платные учебные заведения.
Принципы обучения в школе
Учебный год в Англии и Уэльсе длится с 1 сентября по 31 августа. Как правило, учебный год разделен на семестры: осенний (до Рождества), весенний (до Пасхи) и летний (до конца июня – начала самых длинных летних каникул).
Школы работают, как правило, с 9.00 до 16.00, однако некоторые могут работать и дольше, если существуют группы продленного дня.
В течение дня у школьников есть одна большая перемена на обед продолжительностью до одного часа. Учебный день состоит из двух сессий – утренней и дневной, каждая длится около 2,5 часов.
Ответственность за применение государственного учебного плана и основанной на нем образовательной программы целиком ложится на учителя, который не ограничен в выборе методов преподавания. Тем не менее, деятельность не остается без надзора, который происходит регулярно раз в несколько лет.
Младшая школа
В 4 года, поступая в начальную школу, маленькие ученики начинают основательно заниматься счетом, чтением и письмом, при этом домашние задания дают раз в неделю. Обязательно проводятся занятия по физкультуре, во многих школах раз в неделю дети посещают бассейн.
В обучении основной упор делается на умение самостоятельно получать знания и применять их на практике. Дети много занимаются в библиотеках и лабораториях, должны сами помнить о своих домашних заданиях.
Проверка знаний обычно проходит в письменной форме – в виде эссе и проектов. При этом учитель обычно лишь очерчивает какую-то проблему, а ученик сам формулирует тему и подбирает материал.
Занятия в младшей школе проходят в очень мягкой, игровой форме, без всяких попыток «подогнать» всех под один общий уровень. Каждый ребенок развивается индивидуально, в соответствии с уровнем своих возможностей. Отнюдь не все учащиеся в конце каждой ступени соответствуют нормативам знаний государственного учебного плана. По статистике примерно 1/5 учеников к концу начальной школы нуждается в специальных образовательных программах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.