Жизнь колхозной деревин, ее труд и быт, горе и радости на протяжении долгих лет составляли содержание творчества народного художника СССР, лауреата Ленинской премии Аркадия Александровича Пластова (1893-1972).
Родился Пластов в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком, Аркадий Пластов был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Здесь на уроках рисования и выявились его художественные способности. В Москве, куда привела юношу тяга к искусству, ему не удалось сразу поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества. Пришлось пойти учиться в Строгановку, в скульптурную мастерскую. Только через два года он попал в Училище живописи, но пришлось заниматься там на скульптурном отделении у С. М. Волнухина.
Подлинная слава пришла к художнику в годы Великой Отечественной войны, когда на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно "Фашист пролетел" (1942). Оно было одним из самых сильных среди полотен советских живописцев в ту пору. Каждого, кто видел картину, охватывало острое, щемящее чувство боли за родную землю, поруганную врагом. Бессмысленность трагически оборвавшейся жизни маленького пастушонка была особенно впечатляюща па фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну.
В 1945 году Аркадий Пластов написал картину "Сенокос", которая прозвучала как красочный гимн наступившей мирной жизни, радости народа, с честью и славой вышедшего из тяжелых испытаний войны.
Последующие произведения Пластова посвящены самым различным сторонам жизни советской деревни. В картине "На колхозном току" (1949) художник утверждает поэзию коллективного труда. Его палитра становится здесь еще более яркой.
Цветовые поиски Пластова ясно ощущаются и в полотне "Ужин трактористов" (1951). Глядя на эту картину, хочется говорить о ее целостном образе. Изображенные люди воспринимаются в неразрывном единстве с природой. Перед нами открывается как бы особый мир обжитой, щедрой земли, труд, который в радость душевно сильным людям.
В дальнейшем Пластов создал много картин, исполненных радостного отношения к окружающему его миру. К таким картинам относятся, например, "Лето" (1958) и "Полдень" (1961). Меткостью передачи натуры и живописно-пластической силой образов отличаются написанные художником портреты колхозников, колхозниц, деревенских мальчиков и девочек "Девушка с велосипедом (1955-1956), "Девушка с граблями" (1957), "Ванюшка Репин" (1958) и др. Интересны и иллюстрации Пластова к произведениям русских поэтов и прозаиков. Они очень близки по мировосприятию его картинам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.