Сопровождение детей с ОВЗ – сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Это организация своевременной психолого-педагогической помощи детям с различными патологиями, и направлена на их реабилитацию, адаптацию и развитие личности в целом.
Индивидуальный план работы по социальной адаптации с ребенком с ОВЗ
Система индивидуального плана строиться с учетом принципа единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все психокоррекционные воздействия направлены на позитивные изменения в познавательной, эмоциональной и поведенческой сфере личности дошкольника, способствовать развитию нового мироощущения.
Цель предлагаемой системы занятий состоит в : 1.Снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения
2.Устранении искажений в психическом развитии ребенка, перестройке неблагоприятно сложившихся образований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения. 3.Оказание комплексной психологической -педагогической и социальной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья для последующей интеграцией их в общество.
Задачи
Стимулирование у ребенка новых форм переживаний.
Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.
Формирование позитивной «Я-концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Нейтрализация негативных личностных проявлений: неорганизованности, агрессивности, конфликтности, обидчивости и др.;Развитие способности к оптимальному взаимодействию с окружающим миром.
Развитие и обогащение новых форм общения со сверстниками.
Методические приемы используемые в коррекционно-развивающей работе
Приветствие
.Беседы, направленные
на развитие
самосознания ребенка
Проигрывание
проблемных ситуаций
Рисование
Релаксация
Игры на снятие
мышечных
зажимов
Словесные и
подвижные игры
Сказкотерапия
Приветствие
1.Приветствие "Подари подарок другу« Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.
2. Приветствие "Что тебе нравится в соседе". Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
3. Приветствие "Что тебя привлекает в соседе" Цель: условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации
4.Приветствие "Передай чувство» Цель: Создание условий для снижения тревожности.
Беседы, направленные на развитие самосознания ребенка
1. Беседа: «Будь смелым» Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.
2. Беседа: «Верь в себя» Цель:
Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
3.Беседа: « Как вы справляетесь с трудностями » Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации
Сказкотерапия или сказочное лечение души
Сказкотерапия – это психотерапевтическое направление, с помощью которого ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, а также оно воспитывает, развивает личность и, при необходимости, корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования Применяя в обучении сказку можно скорректировать проявление негативного поведения ребенка.
Цель:
1.Снятие эмоционального напряжения.
2. Создание игровой доверительной атмосферы в группе. Установление межличностных контактов между детьми. Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка.
3.Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
4.Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя).
Релаксация Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.
1.Релаксация: «На поляне» Цель : Создание условий для снижения уровня тревожности,раслабления, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.
2.Релаксация "Воздушный шарик" Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.
Система психологической помощи
Психолог
Организация работы с детьми в период адаптации
Разработка и реализация методов и способов коррекции микроклимата в группах
Диагностика уровня психического развития детей с последующей организацией коррекционной работы
Организация индивидуальных и групповых корректирующих занятий для детей, имеющих трудности в развитии, поведении, общении
Развитие познавательных способностей
Организация консультативной работы для родителей воспитанников
Помощь в организации благоприятного морального климата в коллективе
Организация консультативной
работы для воспитателей
Условия эффективности коррекционно-развивающей работыСоздание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействийв группе. Главная установка — на успех у ребенка.Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностям ребенка. Поддержка и развитие того, что самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группу.Учет добровольности детей при выполнении упражнений.Поощрение и поддержка попытки детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди. Стимуляция мотива «быть не хуже других».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.