Цели урока
Осмыслить жизнь писателя, познакомиться с фактами его биографии.
Знать содержание рассказа.
Продолжить работу с текстом, развивать навыки анализа прозаического произведения.
Уметь видеть языковые особенности текста.
Подвести к осмыслению трагедии человека в тоталитарном государстве.
Воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к окружающим.
А. И. Солженицын (1918-2008)
Родился11 декабря 1918 года в Кисловодске.
Родители - состоятельные землевладельцы, потомки воронежских крестьян, сосланных за бунт и осевших в ставропольских степях.
Окончил физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону.
В октябре 1941года был призван в армию, прошел путь от Орла до Восточной Пруссии.
Получил несколько боевых наград.
А. И. Солженицын (1918-2008)
За письмо к другу со словами осуждения Сталина был арестован на фронте, получил 8 лет лагерей и з года ссылки.
Прошел все круги «тюремного ада»,на себе испытал, что значит быть политзаключенным, «врагом» свой страны.
А. И. Солженицын (1918-2008)
Перенес страшное заболевание-рак, чудом остался в живых (1953 год).
В 1956 году был реабилитирован.
В 1970 году получил Нобелевскую премию.
В 1974 году был выслан из страны (за публикацию книги «Архипелаг ГУЛАГ»)
А. И. Солженицын (1918-2008)
В 55 лет он становится изгнанником
20 лет он разлучен с Россией, но переживает за ее судьбу.
В 1994 году он получил возможность вернуться на Родину.
55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, чтобы снова стать ее ГРАЖДАНИНОМ.
Умирает 3 августа 2008г.
А. И. Солженицын (1918-2008)
Это человек, в жизни которого было все: страшные годы лагеря, тяжелая болезнь, чудо исцеления, изгнание и возвращение.
У него замечательная семья (3 сына и любящая жена).
Сегодня он один из известнейших писателей. Но это сегодня.
А тогда….
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950 года.
Написан в 1959 году ,имел первоначальное название «Щ-854.Один день зэка».
В 1962 году опубликован в переработанном виде в журнале «Новый мир» (гл. редактор А.Т.Твардовский).
Твардовский долго бился за право опубликовать рассказ, решение о его публикации было принято на Политбюро ЦК КПСС под личным давлением Хрущева.
Иван Денисович Шухов. Щ-854
Крестьянин, простой человек.
Воевал, попал в окружение, арестован за измену Родине.
Трудолюбив, бережлив, мастер своего дела, даже здесь сам зарабатывает на хлеб.
Честен, порядочен, живет по совести.
Живет в лагере и остается ЧЕЛОВЕКОМ!
Кавторанг Буйновский
Недавно в лагере, ему тяжело, но он держит себя достойно, от работы не отлынивает.
Бывший капитан 2 ранга.
Образован.
Лагерем еще не научен, поэтому пытается протестовать, искать правду, за что и страдает (отправляют в БУР).
Сидит за то, что целый месяц сопровождал конвой англичан, и после войны адмирал прислал ему подарок.
Цезарь Маркович
Режиссер ,не завершил первого своего фильма.
Национальность не определить. ( Грек, еврей , цыган?)
Имеет поблажки (байковая рубаха, работа в конторе, хорошие посылки).
Держит себя достойно, общается только с Буйловским (тоже москвич, образован).
Но к лагерной жизни не приспособлен.
Чем спасаются люди?
Докажите, что большинство героев и в нечеловеческих условиях жизни остаются людьми.
Кто из них вызывает ваше уважение?
Хотят ли они вернуться на волю?
О чем мечтают?
Есть ли у них свободное время? Как они его используют?
Что им помогает выжить?
Сцена лагерного труда
Назовите основную мысль текста.
Какая лексика используется автором в приведенном отрывке (конкретная или отвлеченная)?
Найдите в тексте глаголы. Прочтите их
Как они отражают работу людей?
Есть ли в тексте необычные слова?
Для чего их вводит автор?
Присутствуют ли в тексте средства художественной изобразительности?
Итоги
Как вы понимаете, что лагерь делает с человеком?
В чем трагедия зэков?
Почему стало возможным такое насилие над людьми?
Кто виноват в этом?
Зачем мы должны знать об ужасе тех времен?
Что мы должны сделать, чтобы этого больше никогда не случилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.