Александрийский Столп
Александрийский Столп был возведен в 1834 г. в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу Императора Николая I в память о победе его старшего брата - Императора Александра I над Наполеоном. Первоначальный проект Монферана - создание гранитного обелиска был отклонен Николаем, и, в результате, Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на квадратном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.
Высота Столпа вместе со статуей - 47,5 м (он выше всех аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии). Диаметр Столпа - 3,66 м.
Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.
Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке.
Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай.
Александрийский Столп является чудом инженерного расчета - вот уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн. В первые годы, после его возведения, петербуржцы испытывали некоторые опасения - а вдруг колонна однажды упадет. Что бы разубедить их, Монферан завел себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной, и совершал их почти до самой смерти.
Колонна прекрасно просматривается и через арку Главного штаба с улицы Герцена, и с набережной реки Мойки.
В ансамбль Стрелки Васильевского острова по проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона были включены две ростральные колонны-маяки. Архитектор долго и тщательно работал над совершенством пропорций колонн. Рострумом (в переводе с латинского означает «клюв») называли нос корабля. В Древнем Риме было принято отмечать победы на море колоннами, которые украшались носами захваченных кораблей неприятеля
Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге.
Ростральные колонны украшены рострами. Внизу колонны располагается самая большая пара ростр, укрепленная так, что один нос корабля обращен к Неве, другой – к Бирже. Ростры декорированы фигурой наяды (речного божества). Вторая пара расположена перпендикулярно первой, они украшены головой крокодила , морскими коньками и рыбами. Ростры третьей пары декорированы головой водяного, а четвертая, самой верхней, - изображениями морских коньков. У подножия ростральных колонн находятся монументальные статуи: сидящие две мужские и две женские фигуры, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо, которых хорошо знал Томон. Первоначально Тома де Томон хотел, чтобы статуи рек были чугунными, но от этого замысла пришлось отказаться. Триумфальные колонны-маяки созданы при участии легендарного каменотеса С.К. Суханова, выходца из бедных крестьян Вологодской губернии. В то время он сотрудничал с лучшими архитекторами Санкт-Петербурга, но затем разорился и умер в безвестности.
Примечательно, что проектные и строительные работы, связанные с ростральными колоннами, постоянно находились под контролем Совета Академии художеств во главе с великим зодчим
А.Д. Захаровым.
Обсуждалось все – и практическое назначение, и художественный облик.
Это говорит об огромном значении, которое придавалось этим сооружениям.
Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив.
В ходе работ над Стрелкой Васильевского острова, она была поднята подсыпкой грунта, чтобы избежать затопления водами Невы.
Кроме того, Неву «отодвинули» примерно на сто метров.
В зимнее время на льду перед стрелкой собирались тысячи людей, устраивались гулянья, санные бега.
Арка Главного штаба
После завершения строительства корпусов нового здания, приступили к оформлению триумфальной арки. Идея её установки между западным и восточным корпусами пришла Росси во время работы над вторым из них.
Разрыв между крыльями нового здания сначала он оформил двойной колоннадой, раскрывающей выход на Большую Морскую улицу. Такой вариант зодчий впоследствии переделал, вместо колоннады устроив широкую арку с проездом в центре и двумя проходами по бокам. Однако и этот вариант его не устроил, Росси расширил арку до ширины всего проезда, за ней поставил ещё одну. Таким образом архитектор пришёл к воплощённому им варианту, когда арки с поворотом укрывают от взора с площади поворот Большой Морской улицы. Арка была рассчитана как зрительный центр здания.
Арка Главного штаба возводилась последней вследствие того, что её своды поддерживают не только боковые устои, но и стены восточного и западного корпусов которые к моменту её сооружения успели осесть.
Скульптурное убранство арки задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Императором Александром I был утверждён проект, предусматривающий её строгий классический облик. Однако сменивший его Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Тогда был разработан новый проект. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб. Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу Победы.
Для её создания свои услуги предлагал итальянский скульптор Александр Трискорни. Из всего заказа модель летящей Славы он предлагал сделать бесплатно. Но работа была отдана русским скульпторам. Кони, колесница и левый (если смотреть со стороны площади) воин были вычеканены по моделям В. И. Демут-Малиновского, а фигура богини Нике в колеснице и правый воин - по модели С. С. Пименова. Это была их первая совместная работа. Договор со скульпторами был заключён 28 апреля 1827 года. На изготовление всех моделей, за исключением колесницы, им давалось всего два месяца.
Конструктивные расчёты арки были выполнены П. Жако. По первым расчётам конструкций металлического завершения триумфальной арки и колесницы с войнами их вес составил 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной. Тогда директором Александровского чугунолитейного завода англичанином М. Кларком было предложено оригинальное решение. Он предложил выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят. Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки. Несмотря на это, вес нагрузки на арку всё равно вызвал опасения у чиновников и других архитекторов.
По одной из легенд коллеги Росси по архитектурному цеху (в основном иностранцы), а затем и Николай I, усомнились в надёжности Триумфальной арки. Император тогда сказал зодчему: "А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес". Росси ответил: "Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой". Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку. Как оказалось, сооружение выдержало их тяжесть. Эта легенда записана биографом Росси Паниным со слов внучки архитектора.
24 апреля 1828 года Матвей Кларк рапортовал императору:
"Честь имею уведомить, что все украшения, поставленные на Арке здания на правильной противу Зимнего дворца площади, приготовлены управляемым мною С.-Петербургским Александровским литейным заводом по условию со стоительной комиссией за 230 000 рублей и особо фундамент под колесницу за 6 000 рублей. Из числа же сей суммы колесница с парящей Славою стоит 18 000 рублей, шесть лошадей 72 000 рублей, два воина 28 000 рублей, за металлические стропила, чугунные доски и железные укрепления под колесницу и воинам 6 000 рублей. Все же означенные фигуры изготовлены выбивкой толстой меди в нарочито вделанные чугунные формы
Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года.
После церемонии открытия была доделана работа по скульптурному украшению арки. В ноябре 1828 года по распоряжению Росси с неё сняли две фигуры воинов для внесения в них изменений. Полностью все строительные и отделочные работы завершили в 1830 году. Всё строительство обошлось почти в 7 000 000 рублей. Из них на скульптурное оформление арки - 236 000 рублей.
Высота арки составляет 28 метров. Находящиеся на ней фигуры коней имеют высоту в три метра, а богиня Ника - 10 метров, при развороте по фронту почти в 16.
Триумфальная арка здания Главного штаба состоит из трёх стоящих по углом друг другу отдельных арок. Таким их построением Росси скрыл новый плавный поворот Малой Миллионной улицы. Раньше она выходила к площади иначе. Арка стала главным, парадным входом на Дворцовую площадь. Она спроектирована так, что её центр находится на одной линии с центром парадного въезда во двор Зимнего дворца. Позже на этой невидимой линии появилась и Александровская колонна. Говорят, что арка поставлена точно по Пулковскому меридиану, и в полдень она не отбрасывает тень.
Иногда колесницу на арке Главного штаба называют квадригой, что не совсем верно. Квадрига - это колесница, запряжённая четырьми лошадями. Если лошадей шесть, то название на слух для русского человека получится неблагозвучным. Наверное поэтому, уже давно любую подобную колесницу на триумфальной арке, вне зависимости от количества лошадей в упряжке, называют квадригой.
Первоначально стены здания Главного штаба были выкрашены в светло-серый цвет.
Триумфальная арка – обрамляющее проезд торжественное архитектурное сооружение, которое устанавливается на дорогах и площадях в знак победоносного завершения военного похода и в честь знаменательных событий. В Санкт-Петербурге установлено две триумфальных арки: Нарвские триумфальные ворота и Московские триумфальные ворота. Старше из них – Нарвские ворота - они установлены в честь победы в Отечественной войне 1812 года и созданы по проекту Джакомо Кваренги.
Нарвские триумфальные ворота в 1814 году встречали наши войска при входе в город, на въезде в Санкт-Петербург со стороны Нарвской заставы. Изначально ворота были возведены из дерева, но в северных климатических условиях быстро пришли в негодность и руководством города было решено увековечить триумфальные ворота в камне и металле. Архитектором В. П. Стасовом на основе арки Кваренги был разработан проект реконструкции Нарвских ворот. Новый автор добавил воротам масштабности, а также перенес несколько южнее – к пересечению Старо-Петергофской дороги с речкой Таракановкой (позже засыпанной).
Однако от момента создания проекта до факта начала возведения новых Нарвских триумфальных ворот прошло 10 лет. Причина банальна – недостаток средств. Проблема нехватки средств решилась неожиданно – один из героев Отечественной войны, командир Гвардейского корпуса, кавалер всех российских орденов, боевой генерал Федор Петрович Уваров завещал 400 тыс. руб. на сооружение Нарвских ворот. Это суммы хватило на оплату трети стоимости всего строительства и возведение ворот началось.
Торжественная закладка произошла 27 августа 1827 года, в 15-летнюю годовщину Бородинского сражения.
Торжественное открытие ворот состоялось 17 августа 1834 года, в день памяти сражение при Кульме.
За всю свою историю Нарвские ворота не раз реставрировались. В период Великой Отечественной войны ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбежек. Нарвские ворота поражают своей монументальной красотой и являются неотъемлемой частью архитектурного ансамбля площади Стачек. Славя военный триумф 1812 года, они выделяются, возвышаются над всем, но при этом гармонично вписываются в архитектуру этой части города. Оригинальной особенностью сооружения Нарвских ворот является то, что его стены, карнизы и колонны облицованы медными листами. Декор также выполнен в меди.
Скульптуры, украшающие Нарвские триумфальные ворота выполнены лучшими творцами того времени: Шестерка коней, влекущих колесницу над аркой – работа П. К. Клодта. Фигура Виктории-Победы на колеснице – работа С. С. Пименова. Четыре древнерусских витязя по обеим сторонам арки – совместная работа С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского. Фигуры гениев Славы – работа М. Г. Крылова, Н. А. Токарева, И. Леппе. В настоящее время, в помещение Нарвских ворот, куда ведут две винтовые лестницы по обеим сторонам арки, располагается Музей Нарвские триумфальные ворота. Мемориальные экспозиции стали располагаться здесь не так давно – с 1987 года. Здесь проходят выставки, посвященные военному Петербургу.
Лаконичный мемориальный текст на аттике гласит: «Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное отечество». Вызолоченные литеры надписей напоминают о важнейших битвах: Бородино, Тарутино, Малый Ярославец, Красное, Кульм, Лейпциг, Шампенуаз, Париж. В текстах перечислены гвардейские соединения: Кавалергардский, Конный, Кирасир¬ский, Драгунский, Гусарский, Уланский, Казачий, Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, Литовский, Гренадерский, Павловский, Финляндский полки, Конная артиллерия, Артиллерийская бригада, Морской экипаж.
На месте, где располагаются триумфальные Московские ворота, в XVIII веке находилась городская застава. Отсюда начиналась дорога на Москву, что стало поводом для наименования как заставы, так впоследствии и триумфальных ворот.
В 1773 году здесь предполагалось установить каменные триумфальные ворота. Проект и модель таковых в 1781 году предоставлялись на высочайшее рассмотрение архитектором К. Клериссо и скульптором Э. Фальконе.
После победоносных войн с Персией в 1826-1828 годах и с Турцией в 1828-1829 годах, подавления польского восстания в 1830-1831 годах, Николай I отдал приказ об установке триумфальных ворот на въезде в Санкт-Петербург по московской дороге. Вместе с этим в 1831 году Комитетом для строения и гидравлических работ был утверждён проект новой площади на пересечении Московского шоссе (ныне проспекта) и Лиговского канала. Первоначально её собирались создать рядом с Обводным каналом. Но из-за переноса границы Петербурга пришлось найти новое место.
Первым проект монумента составил архитектор А. К. Кавос. Им был создан проект целого триумфального ансамбля из трёхпролётной колоннады, двух пирамид и трёхпролётной триумфальной арки. Эта идея была признана слишком дорогой. Создать более экономичный вариант предложили успешно завершившему возведение Нарвских ворот архитектору Василию Петровичу Стасову.
Зодчий составил свой проект Московских ворот в 1832-1833 годах. К концу 1832 года им были предоставлены "большой" и "малый" варианты. В январе 1833 года - карандашные эскизы фасадов. Получив одобрение эскизов, Стасов приступил к их детальной разработке.
Московские ворота было решено построить из чугуна. В то время русские мастера достигли значительных успехов в работе с этим металлом.
В январе 1834 года окончательно было выбрано место установки Московских ворот. 12 января на площади был установлен макет памятника в натуральную величину. Договор на его создание был заключён с подрядчиком Григорьевым, который со своей бригадой зимой 1833-1834 годов за 20 дней изготовил щит с видом ворот. Этот щит наглядно показывал все задуманные архитектором детали монумента. 26 марта 1834 года Николай I осмотрел эту модель и оставил замечания по поводу проезда между колоннами и высоты аттика, утвердил место установки памятника.
По желанию Стасова кроме щита изготовили и ещё одну модель - колонну в натуральную величину. Её отлили на Литейном заводе. 3 апреля 1834 года архитектором был предоставлен окончательный вариант проекта Московских ворот и двух кордегардий для заставы. Этот проект был утверждён 20 апреля, после чего большая модель ворот была сломана.
На Литейном заводе колонны отливали по частям. Каждая из них была составлена из девяти чугунных блоков. На этом же заводе отлили медные капители. Общий вес чугунных изделий составил более 51 000 пудов. Медный - около 1 000, железных конструкций - 5 000 пудов. Стасов лично присутствовал на производстве, сам всё объяснял рабочим.
В августе началась работа по закладке фундамента. На утрамбованное дно котлована уложили 569 блоков в два ряда. Эти блоки взяли из фундамента не построенной колокольни Смольного монастыря. На них уложили четырёхметровый слой из тосненских плит. Сваи не забивались.
Московские ворота торжественно заложили 14 сентября 1834 года. Во время этой церемонии на дно котлована положили платиновые, золотые, серебряные и медные монеты на сумму 126 рублей, камни с инициалами высокопоставленных присутствовавших особ и архитектора Стасова.
Стасов из-за большой занятости сам не мог активно участвовать в процессе возведения Московских ворот. Вместо него всеми работами на строительной площадке руководил младший архитектор Е. И. Диммерт, постоянно помогавший Стасову с 1811 года. В 1836 году Московские ворота из отдельных частей стали собирать воедино. Работами руководил мастер Литейного завода Забурдин. К середине года была собрана одна колонна, которую приезжали осматривать Стасов и министр финансов Канкрин. К концу года было собрано шесть колонн одного ряда. Весной 1838 года были установлены чугунные скульптурные украшения. В одной из колонн установили чугунную лестницу, ведущую во внутреннюю часть перекрытия. Весь антаблемент Московских ворот и колонны покрасили в тёмно-бронзовый цвет, декоративную скульптуру "выбронзировали".
Составленный Стасовым проект скульптурного оформления Московских ворот не устроил Николая I. Эта работа была передана скульптору Б. И. Орловскому. Его вариант скульптурного оформления императора удовлетворила. Но Орловский запросил за изготовление гипсовых моделей такую цену, что заказ было решено передать В. И. Демут-Малиновскому. В итоге, благодаря стараниям Стасова, украшением Московских ворот занимался всё-таки Орловский за 23 000 рублей [1, с. 25].
В это же время Орловский был занят работами над созданием памятников Кутузову и Балклаю-де-Толли. Им были созданы воинские трофеи и фигуры гениев с гербами русских губерний. После падения с высокого помоста у фигуры Барклая-де-Толли скульптор заболел, но продолжал трудиться. До своих последних дней он работал над эскизом модели группы Александра Невского, предназначавшейся для Московских ворот. Но выполнить эту работу он не успел, скончавшись в декабре 1837 года. Стасов всячески противился установке на Московских воротах скульптурной группы. В пояснительной записке он сообщил:
"...ибо при большой длине ворот группа спереди будет казаться тощею, а сбоку по узости колоннады не представит хорошего вида, вообще не будет она в характере сего огромного монумента, образец коего взят с афинских пропилеев" [Там же].
Николай I лично составил посвятительную надпись на воротах: "Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах".
Московские ворота стали самим крупным в мире архитектурным сооружением, собранным из чугунных деталей. Их высота 24 метра, длина - 36 метров. На фризе изображены гении Славы, держащие в своих руках гербы российских губерний.
Московские ворота торжественно открыли в воскресенье 16 октября 1838 года, в 11 часов утра. На церемонии открытия присутствовали члены строительной комиссии, гвардейские полки и многочисленная публика. Отличившиеся в Турецкой, Персидской и Польских компаниях генералы и офицеры были награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, выбитыми в ознаменование создания ворот.
Сразу после открытия Московских ворот Стасов приступил к постройке двух симметричных кордегардий, которые соединились с воротами оградой. В боковых пешеходных проходах были установлены чугунные скамейки для отдыха прохожих и ажурные столбы "о двух фонарях".
Создание этого памятника (вместе с постройкой двух кардегардий) обошлось в 1 180 000 рублей.
Московские ворота - последнее крупное сооружение, созданной архитектором В. П. Стасовым.
В 1878 году под Московскими воротами торжественно прошли полки, участвовавшие в освобождении от турок Болгарии, Сербии, Черногории, Бессарабии, Аджарии и части Армении.
В сентябре 1936 года в связи с реконструкцией Московского проспекта Московские ворота были разобраны. В 1930-х годах планировалось перенести центр города на юг, ворота должны были украсить один из новых парков - современный парк Победы. Однако Великая Отечественная война помешала этим замыслам. Все чугунные детали описали и передали на специальный склад. Декоративные элементы передали на хранение в музеи Академии художеств, городской скульптуры и Артиллерийский музей.
В 1941 году чугунные детали Московских ворот использовались при сооружении противотанковых сооружений на подступах к Ленинграду.
После окончания Великой Отечественной войны появились планы восстановления Московских ворот. 8 мая 1956 года Ленгорисполком принял соответствующее решение. Проект восстановления памятника разработала мастерская Ленпроекта под руководством И. Г. Капцюга. К этому времени из 108 частей колонн сохранились лишь 65. Из скульптурных деталей оказалось возможным отреставрировать 13 фигур гениев, 17 нужно было воссоздать по сохранившимся образцам. В 1957-1959 годах были заново изготовлены утраченные части памятника. В 1961 году Московские ворота были восстановлены на прежнем месте.
В 2000-2001 годах Московские ворота были отреставрированы. В это время была восстановлена надпись, которую предварительно согласовали с Министерством иностранных дел. Буквы изготовили из бронзы и позолотили. На их создание было потрачено 2 500 000 рублей.
Через Московские ворота проходит дорога из Царского Села на Москву, которая и дала им название. У этих ворот есть еще одно наименование – Фридентальские. Оно произошло от названия колонии немецких поселенцев «Фриденталь», которая располагалась сразу за ними.
МОСКОВСКИЕ ВОРОТА
Через Московские ворота проходит дорога из Царского Села на Москву, которая и дала им название. У этих ворот есть еще одно наименование – Фридентальские. Оно произошло от названия колонии немецких поселенцев «Фриденталь», которая располагалась сразу за ними.
МОСКОВСКИЕ ВОРОТА
В 1797 году император Павел I издал указ: «При въезде в Село Царское построить по караулке, по две будки и по шлагбауму». К 1830 году деревянные будки, построенные при Павле I, пришли в негодность, и в 1830-1831 годах на их месте были построены новые каменные, которые и стоят до сих пор. Облик Московских ворот после завершения строительства получился грандиозный и величественные. Верхняя часть колонн украшена лепными щитами и мечами, цветочными гирляндами и крученными лентами. Нижний ярус украшен прямоугольными углублениями с дорическими колоннами.
Архитекторы: Горностаев В. М.
Глинка В. А.
Год постройки: 1829-1830, 1831
Стиль: Классицизм
Как пишет искусствовед В. Курбатов: «Ворота построены в строго военном стиле, как заставы Парижа в конце XVIII века». Красивые, композиционно выверенные колоны являются украшением города Пушкина, и остаются символом победы и памятником великих событий. В Имперское время осуществляли функцию пропускного пункта со шлагбаумом для проверки документов.
Современный период
В 2010 году проходило обследование ворот - фундамента, стен, лестниц, перекрытий. В ходе проверки было установлено, что ворота до сих пор сохраняют свою несущую способность. И нет опасности обвала. К сожалению стены ворот не прошли проверки, инженеры сообщили, что вероятно падение штукатурки, возникновение трещин. В неблагополучном состоянии находятся лестничные перекрытия и проемы. Эксперты заявляют, что причина такого состояния Московских ворот связанна с некачественным ремонтом и небрежным отношениям со стороны жителей и гостей города к архитектурному памятнику.
Реставрационные работы планируют провести в 2013 году. После ремонтных работ планируют открыть постоянную музейную экспозицию во внутренних помещениях Московских ворот.
История строительства Египетских ворот
Когда-то Египетские ворота служили пропилеями (парадным входом) в Александровский парк, пока в 1895 году часть его территории не использовали под строительство казарм.
Египтомания началась после похода Наполеона в Египет в 1798-1799 годах, когда европейцы своими глазами увидели прославленные памятники и привезли большое количество трофеев.
Благодаря этому явлению в Петербурге появились Египетский мост и сфинксы, а в Царском Селе – ворота.
Египетские ворота стоят на въезде в город со стороны Петербурга. За ними когда-то располагалась деревня Кузьмино, населенная «переведенцами» из царских сел, вызванными Петром Первым для строительства.
Архитектурные особенности
Во время Великой Отечественной войны воротам был нанесен серьезный урон, но на сегодняшний день они восстановлены
Египетские ворота представляют собой две башни в виде сужающихся кверху пилонов, которые соединяются решеткой ограды. Башни эти являются караульными помещениями и состоят из трех этажей. Фасады пилонов облицованы чугунными плитами с рельефами, рисунки которых взяты художником Дадоновым и скульптором Демут-Малиновским из профессионального многотомного французского издания, посвященного искусству Древнего Египта и выпущенного в столице Франции. В сюжетах фронтальных фасадах рельефов представлен Осирис, главное божество в древнеегипетском пантеоне, а также богиня Исида, Тот, Анибус и др.
Нижние ряды рельефов содержат картины о том, как египтяне работают на земляных угодьях. Согласно религиозным верованиям, это следует понимать так, что люди в загробном мире работают во владениях своего бога Осириса, такие сцены были неотъемлемой частью древнеегипетского искусства.
К фасадам пилонов примыкают чугунные гермы, отлитые по проекту В. Демут-Малиновского. Идентичные гермы, только двухсторонние, сделаны вместо столбов, к которым крепятся звенья ворот.
Пилоны венчают вогнутые карнизы, декорированные изображениями змеиных голов, солнечных дисков и жуков-скарабеев, являвшихся священными для египтян
На юго-западе Екатерининского парка, вблизи Башни-руины, рядом с перекрестком Красносельского шоссе и Парковой улицы были установлены Орловские ворота. Проект этих ворот принадлежит архитектору А. Ринальди. Ворота были установлены на месте временной, роскошно украшенной деревянной триумфальной арки для проезда в Гатчину, владел которой тогда Григорий Орлов. Таким образом, Екатерина II еще при жизни наградила своего фаворита монументом в честь его победы над чумой, настигнувшей Москву в 1771 году.
Борьба с чумой
Во время эпидемии в 1771 году от чумы в Москве ежедневно погибало более тысячи человек. Улицы были усыпаны мертвецами. Генерал-губернатор П. С. Салтыков, не справляясь с эпидемией, уехал из Москвы, за ним вымирающий город покинул обер-полицмейстер И. И. Юшков и другие высокопоставленные лица. Город был обезглавлен, смерть и мародерство буйствовали на улицах. Екатерина II приказывает отбыть в Москву Григорию Орлову, к которому она на тот момент уже охладела. Орлов получил чрезвычайные полномочия. Некоторые современники считали, будто императрица надеялась так избавиться от опостылевшего фаворита.
Орлов вступает в Москву, охваченную эпидемией, с целым штатом врачей и четырьмя полками лейб-гвардии ее величества. Штаб-квартира была организована дома у Е. Д. Еронкина, одного из тех немногих военачальников, кто все же не покинул Москву. Граф Орлов провел целый комплекс мероприятий по ликвидации чумы. Прежде всего были усилены меры по борьбе с грабежами и мародерством вплоть до смертной казни прямо на месте. Был установлен контроль над ввозом и вывозом товаров из города. По окраинам Москвы строились дополнительные чумные больницы. Саму Москву разбили на санитарные зоны, каждую такую зону контролировал закрепленный за ней врач. Дома, в которые приходила болезнь, заколачивали и метили крестами. Благодаря мерам, предпринятым Орловым и врачами, эпидемия вскоре прекратилась. Жизнь в городе постепенно пришла в норму.
Увековечивание подвига
Работы по возведению этих ворот велись под руководством зодчего И. В. Неелова и мастера Пинкетти, специалиста по каменным работам. Для постройки триумфальной арки использовали такие материалыкак серый сибирский мрамор, тивдийский розовый мрамор, кованое железо, бронзу, золоченую медь. Эта первая в России триумфальная арка, построенная из постоянных материалов. Со стороны Гатчинской дороги на арке высечена надпись, увековечивающая подвиг Орлова. Возможно, текст этой надписи принадлежит самой императрице. Арка символизирует победу Григория Орлова над «черной смертью» в России.
В 1781 году приняли решение о том, что Орловские ворота должны запираться. Через шесть лет на Сестрорецких заводах были отлиты для этого специальные затворы по чертежам архитектора Кваренги. В 1784–1786 годах с обеих сторон у ворот были установлены решетки. Стилистическое решение этой арки содержит в себе древнеримские элементы, такие как пилястры, на пьедесталах размещены по сторонам высокой арки и колонны. Тивдийский розовый мрамор филенок и колонн контрастирует на фоне серого мрамора, которым отделана основная часть сооружения. Под Орловским воротами проходит труба, по ней поступает вода из Таицких ключей, пополняющая пруды в парке, каналы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.