Жозеф Котин: главный конструктор Танкограда
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
СанктПетербургскоегосударственноебюджетноепрофессиональбразовательное
учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»
«Ассоциированная академия Союза машиностроителей России»
Санкт-Петербург, 2025
Жозеф Котин
10 марта 1908 года в г. Павлограде родился Жозеф Яковлевич Котин ‒ разработчик самых мощных танков Великой Отечественной войны.
Из Харькова в Ленинград
Конструкторский талант Жозефа Котина впервые проявился в 1920-е годы, когда он еще подростком устроился работать на харьковский котельно-механический завод «Труд». Здесь будущий конструктор придумал усовершенствование для слесарного станка и даже получил патент на изобретение.
С 1927 года учился в Харьковском технологическом институте.
В 1932 году окончил Военно-техническую академию имени Ф. Э. Дзержинского.
До 1937 года военинженер 3-го ранга Жозеф Котин работал в ленинградской Военно-технической академии на факультете механизации и моторизации РККА, где занимался танковым направлением, изучал вопросы десантирования тяжелой техники и дослужился до начальника научно-исследовательского отдела.
С 1938 года СКБ-2 занимался разработкой тяжелого трехбашенного танка прорыва СМК («Сергей Миронович Киров»).
Танк-призрак
Танк КВ (Клим Ворошилов) был разработан в кратчайшие сроки и испытан во время Советско-финской войны. Через несколько дней после боя танк был принят на вооружение РККА. Уже к концу конфликта был разработан и опробован в боях танк КВ-2 с увеличенной огневой мощью.
К началу Великой Отечественной войны котинские танки вызывали трепет врага.
Засвидетельствованы факты, когда один «Клим Ворошилов» сутки сдерживал половину танковой дивизии немцев или в ходе одного боя уничтожал десятки танков противника. Под впечатлением от несокрушимости танка КВ немцы прозвали его «Призраком».
Танк КВ-2 на полигоне в Кубинке
Котин − генерал Танкограда
С началом войны Жозеф Котин назначается заместителем наркома танковой промышленности. Под его началом серийное производство тяжелых машин увеличивается вдвое. Прямо с завода выпущенные танки шли сразу в бой. Однако оставлять важнейшее предприятие под прицелом наступающего врага было рискованно, и принимается решение об эвакуации − Кировский завод вывозится на Урал.
Уже через неделю после прибытия завода в Челябинск первые танки отправили на фронт. Из семи эвакуированных в город предприятий формируется танкостроительный гигант − Челябинский Кировский завод с неофициальным названием «Танкоград». Под началом Котина здесь ведется работа по усовершенствованию танков КВ, создаются модификации с несколькими орудиями (КВ-7), огнеметом (КВ-8), гаубицей калибра 122 мм (КВ-9). Разрабатывается самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооруженная 152-мм гаубицей.
Танки ИС-2, участвовавшие в штурме Берлина
Создатель мирной техники
К моменту окончания Великой Отечественной войны коллектив Жозефа Котина разработал более 50 боевых машин. Под руководством самого молодого в Союзе генерала в течение войны «Танкоград» выпустил более 18 тысяч танков и самоходных установок.
В конце 1945 года Котин возвращается в Ленинград, где продолжает создавать танки и гражданскую технику.
Огромный опыт разработки боевых машин удалось перевести в мирное русло:
под руководством Жозефа Яковлевича был создан очень успешный трактор К-700 «Кировец»;
трелевочный трактор К-12;
для покорителей Арктики был разработан уникальный вездеход «Пингвин».
Трактор К-700 «Кировец»
Эпоха танков сменилась эпохой ракет
Под научным руководством самого Сергея Павловича Королева на Кировском заводе на базе котинских разработок создаются первые в СССР подвижные грунтовые комплексы с ракетным вооружением.
Последней работой Котина в качестве главного конструктора Кировского завода стал первый в Союзе подвижный ракетный комплекс РТ-20П с межконтинентальной баллистической ракетой.
В 1968 году Жозеф Котин становится замминистра оборонной промышленности СССР.
РТ-20П
Память
Работа Котина была по достоинству оценена государством: Жозеф Яковлевич был Героем Социалистического Труда, лауреатом четырех Сталинских премий, награжден четырьмя орденами Ленина и другими наградами. Его имя носят улицы в Санкт-Петербурге и Челябинске, санкт-петербургская Академия машиностроения и горная вершина на Тянь-Шане.
С 1972 года и до последних дней жизни Котин был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве.
Конструктор Ж.Я. Котин, танк ИС-2. Монета Банка России, 2019 г.
Памятник Ж. Я. Котину в г. Павлограде
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.