Детство и юность
Фазиль Искандер родился в городе Сухуми 6 марта 1929 года. Его мать была абхазкой, а отец – иранцем, ранее владеющим кирпичным заводом. В 1938 году его депортировали из страны и Фазиль больше никогда его не видел. В 1938 году отца Фазиля депортировали из Советского Союза. Мальчика воспитывали родственники матери. Он рос в селе Чегем, которое позднее прославил романом «Сандро из Чегема». Окончив среднюю школу, которую окончил с золотой медалью, юноша поступил в Библиотечный институт (ныне Государственный институт науки и искусств) в Москве. Обучаясь в этом вузе, Фазиль почувствовал тягу к литературе и после третьего курса перевёлся в Литературный институт, который окончил в 1954 году.
Фазиль Абдулович Искандер – советско-российский писатель, прозаик и поэт, публицист и сценарист. Наиболее известные произведения – «Сандро из Чегема», «Детство Чика», «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы».
Фазиль Абдулович Искандер – советско-российский писатель, прозаик и поэт, публицист и сценарист. Наиболее известные произведения – «Сандро из Чегема», «Детство Чика», «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы».
Первые шаги к известности
Окончив Литинститут, Фазиль Искандер уехал из столицы в Курск, а затем в Брянск. В 1956 году он вернулся в Абхазию. Живя в Сухуми, он работал редактором местного отделения Госиздата. В следующем году в Сухуми вышел его первый сборник стихотворений под названием «Горные тропы». Через несколько лет прозу Искандера начинают печатать толстые московские журналы. В 1966 году в «Новом мире» вышла его повесть «Созвездие Козлотура», которая принесла ему всесоюзную известность. За созвездием последовали десятки других прозаических и поэтических произведений.
Черты творчества
Фазиль Искандер пишет исключительно по-русски, но темы его произведений очень тесно связаны с Абхазией. Местом действия едва ли не половины его прозаических произведений является упомянутая выше деревня Чегем. Книги и стихи Искандера проникнуты тонким юмором. Его стиль афористичен и лёгок для восприятия. Рассказ Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» входит в школьную программу.
Восприятие абхазского конфликта
Когда началась война в Абхазии, Фазиль Искандер уехал в Москву. С тех пор он посещает родину раз в несколько лет. Писатель, как правило, воздерживается от жёстких высказываний в адрес одной из сторон конфликта. Лишь однажды, осенью 2008 года, Искандер подписал коллективное письмо в поддержку независимости Абхазии и Южной Осетии. В Абхазии писателя считают живым классиком и наиболее выдающимся культурным деятелем страны, хотя сам Искандер не раз определял себя как русского, а не абхазского писателя. В 2009 году непризнанная республика даже выпустила серебряную монету в честь Фазиля Искандера. На сегодняшний день это единственная абхазская монета с изображением ныне живущего человека.
Общественная деятельность
В годы советской власти, будучи признанным писателем, Искандер сотрудничал и с самиздатом. В 1979 году в самиздатском альманахе «Метрополь» вышел его рассказ «О, Марат», по которому уже после в постсоветское время был снят фильм «Маленький гигант большого секса». В 1989 – 1991 гг. Искандер был депутатом Верхвоного Совета СССР, но с распадом Союза прекратил участие в политике. В отличие от других писателей-шестидесятников, Фазиль Абдулович редко выступает с заявлениями по политическим вопросам. Но в самых острых случаях он высказывается как через личные заявления, так и подписывая коллективные письма.
В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.
Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся.
Просто прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».
Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.
Сочетание детского и взрослого взглядов на жизнь не только придают удивительную лёгкость повествованию, но и задают большую объёктивность затронутой проблематике. Объединение главного героя и рассказчика в одно лицо позволяет более точно передать произошедшее и главное – дать всему этому оценку. Мы чувствуем определённое уважение к учителю, благодарное отношение к нему и его воспитательным приёмам, рассчитанным на осмеяние неправильных поступков школьников.
Например, в эпизоде с опозданием ученика он сравнивает его с принцем Уэльским, показывая, что приходить в класс позже учителя это проявление неуважения и собственной распущенности. Когда же лукавство главного героя раскрыто, то педагог любезно и непринуждённо спрашивает: «Вы что, проглотили артиллерийский снаряд?». Следующая его фраза ещё более анекдотична: «Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал».
Ирония и смех позволяют обнажить негативные моменты в поведении не только конкретных учеников, но и всех остальных людей. Мир художественного произведения становится своеобразной проекцией на всё общество. Ведь у всех у нас есть знакомые, любящие опаздывать, скрывать трусость мнимой отвагой, рассчитывать не на собственные силы, а на чужую помощь.
Простой сюжет, ироничность многих событий в повествовании и яркие образы концентрируют внимание читателя на философской проблематике произведения. Это вопросы чести, трусости и смелости, правды и лжи. Ещё один важный момент – уметь посмотреть на себя со стороны и спустя время уметь дать оценку себе, другим людям и всему происходящему. Рассказчику и главному герою это определенно удалось
Главная идея рассказа
Открыть для себя смысл этого произведения может каждый читатель независимо от возраста. Автор предельно коротко и вместе с тем интересно рассказывает простую школьную историю. Он не читает нам мораль, не говорит о том, как нужно поступать, не ставит никого в пример. Однако от этого произведение получает ещё больший поучительный контекст.
Во-первых, мы понимаем, что необходимо серьёзно относиться к тому, что ты делаешь. Если ты ученик, то важно своевременно и ответственно подходить к процессу обучения. Если ты уже взрослый человек, то никогда не мешает вспомнить всё то, что вкладывали в тебя твои родители, воспитатели и учителя. Рассказчик и главный герой не забыли старания Харлампия Диогеновича, который благодаря своей гениальности и смеху успешно прививал своим подопечным основы нравственности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.