Структурно занятие по формированию математических представлений с использованием компьютера делится на 4 части: подготовительная часть, основная часть, зрительно-двигательная гимнастика, заключительная часть.
Задача подготовительной части – формирование мотивационной и интеллектуальной готовности с помощью традиционных методов и средств, к закреплению или усвоению нового математического материала с использованием компьютера.
Задача основной части – усвоение и закрепление математических представлений в рамках пяти содержательных тем, с использованием электронного пособия.
Непрерывная продолжительность нахождения ребенка у экрана компьютера на развивающих игровых занятиях не превышает 10 минут.
Для снятия напряжения зрения у детей на пятой-шестой минуте работы с электронным пособием проводится одноминутная зрительная гимнастика. Зрительную гимнастику во время работы за компьютером проводится, не поднимая детей с рабочих мест.
Зрительно-двигательная гимнастика по окончании работы с компьютером обеспечивает физическую разрядку, в нее входят общеразвивающие упражнения и упражнения для снятия напряжения глаз.
Примерное занятие с использованием электронного пособия по формированию элементарных математических представлений по теме «Счет в пределах 5».
Цель занятия – закреплять умения детей осуществлять пересчет предметов в пределах пяти, соотносить количество из пяти предметов и цифру 5.
Материал: коробочки с набором картинок (4-5 картинок) и таблички с цифрами; электронное пособие «Развитие количественных представлений», задание по теме «Счет в пределах пяти»; 2 матрешки (для проведения зрительно-двигательной гимнастики).
План занятия:
I. Подготовительная часть.
II. Основная часть с использованием электронного пособия (с 1-го по 5-й слайды).
Основная часть с использованием электронного пособия (с 6-го по 8-й слайды).
III. Зрительно-двигательная гимнастика.
VI. Заключительная часть.
I часть. Игра «Найди картинку». Дети получают коробочки с набором картинок. Педагог показывает цифру 5, просит к цифре подобрать картинку с соответствующим количеством предметов. Затем к каждой картинке ребенок подбирает нужную цифру .
II часть. Педагог приглашает ребенка к компьютеру (компьютер включен, нужная тема задания электронного пособия заранее установлена).
На экране монитора изображены пять яблок одинакового размера, цвета (красного) и расположенные в горизонтальный ряд. Яблоки, используя возможности Microsoft Power Point, падают друг за другом. («Что это? Сколько здесь яблок, посчитай»).
Затем открывается второй слайд электронного пособия, на котором изображены яблоки одного цвета, но разного размера. Три яблока больших и два – маленьких. («Что это? Какого размера яблоки? Сколько здесь яблок, посчитай»).
Третий слайд электронного пособия демонстрирует те же яблоки, но три из них красного цвета, а два желтого. Яблоки падают друг за другом и располагаются в горизонтальный ряд. («Что это? Какого цвета яблоки? Сколько здесь яблок, посчитай»).
На четвертом слайде яблоки изображены разного размера (большие и маленькие), разного цвета (красные и желтые) и располагаются в вертикальный ряд.
Затем педагог открывает пятый слайд, где нарисованы яблоки, но разного размера и цвета: два яблока красного цвета, два – желтого, а одно – зеленое. («Что это? Какого цвета яблоки? Сколько здесь яблок, посчитай»). Яблоки располагаются в наклонный ряд. При работе с компьютером дети убеждаются, что количество (пять) не зависит от свойств перечисленных предметов (величины, цвета, расположения на плоскости).
Зрительная гимнастика. Используются заранее подвешенные в кабинете компьютерных игр зрительные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки, подвешенные в углах комнаты, в центре стены (4-6 меток). Игрушки или картинки подбираются так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком – цветные гаражи (цветки). Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или полет бабочки с цветка на цветок.
На шестом слайде электронного пособия нарисованы грибы, разного размера и цвета, по-разному расположенные на плоскости относительно друг друга, но количество их равно пяти. Используя возможности Microsoft Power Point, к грибам применены эффекты для большей зрелищности и создания заинтересованности у ребенка: сначала грибы медленно появляются на экране монитора (дети их считают), затем исчезают и появляются вновь по спирали.
На седьмом слайде электронного пособия нарисованы, хорошо знакомые ребенку игрушки: паровозик, пирамидка, лопатка, мячик и леечка (5 предметов). Игрушки разного размера, по-разному расположенные на плоскости экрана монитора. Дети убеждаются, что количество не зависит от свойств предметов, расположения предметов на плоскости.
В конце работы педагог, при условии правильного выполнения заданий, открывает 8-й слайд электронного пособия с поощрением. В данном задании – это изображение улыбающегося малыша и звуковое сопровождение (детский смех). Оперативное поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации ребенка в последующей работе.
Таким образом, с использованием электронного пособия закрепляется умение осуществлять пересчет предметов в пределах пяти при одинаковом и разном их расположении. На этом работа непосредственно с компьютером заканчивается.
Зрительно-двигательная гимнастика. Для повышения интереса к упражнениям, проводится в игровой форме. Например, «Матрешки». Упражнение выполняли стоя, у ребенка в руках матрешка и у педагога в руках матрешка.
1. «Посмотри, какая красивая матрешка пришла к тебе в гости (2-3 сек). Посмотри, какая у меня матрешка (2-3 сек). А теперь посмотри опять на свою матрешку (2-3 сек). Повторить 3 раза.
2. «Матрешки у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно следи за ними глазами: матрешка прыгнула вверх, вниз, вправо, влево». Повторить 3 раза.
3. «Наши матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы с тобой будем глазами следить за ними». Повторить 3 раза.
Комплексы упражнений должны меняться не реже одного раза в месяц.
В конце работы подводятся итоги занятия, выполнив правильно задание, ребенок может получать поощрительную карточку с изображением персонажей игры или характерных предметов, используемых в игре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.