Технология учебного диалога - это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Любой человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.
Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.
На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.
Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.
Что нам предлагает дискуссия как форма работы на уроке:
• ознакомление каждого участника со сведениями, имеющимися у других участников дискуссии;
• поощрение разных подходов к одному явлению;
• сосуществование различных, даже противоположных мнений;
• вместе с тем возможность оспаривать и отвергать любое высказываемое мнение;
• побуждение участников к поиску общего решения поставленных проблем.
Кроме того, ребята думают над тем:
• как убедительно изложить информацию;
• как обосновать и аргументировать свою точку зрения;
• как рассмотреть все подходы к проблеме;
• как попробовать решить ее.
Какие опасности могут поджидать преподавателя и учеников, решивших организовать дискуссию?
• Дискуссия вырождается в диалог учителя с отдельными учениками — учитель задает вопросы, ученики отвечают.
• Дискуссия не складывается из-за пассивности учащихся — дети не хотят (не умеют) думать самостоятельно, высказывать свою точку зрения.
• В дискуссии принимает участие лишь небольшая часть ребят — несколько человек активно обсуждают проблему, в то время как остальные пассивно наблюдают или отвлекаются.
• Дискуссия перестает быть упорядоченной — ученики не слушают, перекрикивают друга, повторяют то, что уже было сказано.
• Учитель не успевает фиксировать высказывания всех детей, в результате не может объективно оценить их работу.
• Кто-нибудь уводит дискуссию в сторону от основной проблемы.
• В ходе дискуссии разгораются страсти, спор переходит на личности.
Организация пространства
Правильная организация пространства позволяет преодолеть один из самых устойчивых школьных рабочих стереотипов: учитель стоит перед классом и задает вопросы, отдельные желающие ему отвечают.
Поэтому, если на это хватает сил и времени, перед дискуссией желательно немного переставить столы. То, как их расставить, зависит от предполагаемой формы обсуждения.
Установка правил ведения дискуссии
Примерный список правил, предложенных американским педагогом Ф. Тибитс:
• слушать того, кто говорит;
• говорит только один человек;
• если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
• нельзя прерывать того, кто говорит;
• когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
• нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
• надо вовлекать в обсуждение всех.
Начало дискуссии
От того как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема — все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему.
Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.
Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало.
Структурирование и регулирование дискуссии
Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию. Но обычно в свободной дискуссии очень быстро выделяются несколько активных учеников, которые много говорят, хотят говорить, перебивают остальных, стремятся отвечать на все вопросы, и большая группа пассивных учеников, которые в лучшем случае сидят молча, а в худшем начинают отвлекаться. Можно пустить дело на самотек, а можно использовать целый арсенал приемов, которые помогут молчаливым стать более активными, а говорливым — дать высказаться другим. Эти приемы можно разделить на две большие группы:
• Приемы упорядочивания свободной дискуссии, которые призваны помочь «выровнять» дискуссию по активности ее участников (о них мы поговорим сейчас)
• Приемы структурирования дискуссий, которые так организуют работу учеников, что практически каждый вынужден работать.
Приёмы организации учебных дискуссий
Разговоры «по кругу» («цепочка», «полилог», «дискуссия по переписке»), дискуссии с предварительной работой в парах («рабочий гул», «колесо», «социологи»), дискуссии с предварительной работой в группах («аквариум», «молчаливая дискуссия», «диспут», «бинарная дискуссия», «иерархическая дискуссия», «мозговой штурм», «ток-шоу») . . .
Рекомендации ведущему дискуссии
• Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе. Никогда не повредит еще раз напомнить о правилах цивилизованной дискуссии.
• Убедитесь, что все участники дискуссии понимают предложенную тему или вопрос.
• Вовлекайте в дискуссию максимально большое количество учащихся.
• Давайте ребятам время на обдумывание ответа. Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями.
• Обращайте внимание на каждый ответ, не игнорируйте никого.
• Чтобы дискуссия проходила более плодотворно, старайтесь удержать рассуждения детей в одном русле, чтобы они не уходили в сторону.
• Задавайте ребятам уточняющие вопросы (например: «Ты сказал, что здесь есть сходство... Сходство в чем?», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь о …», «Как ты пришел к этим выводам?»).
• Время от времени делайте краткие обобщающие комментарии, чтобы показать, где мы сейчас находимся («Итак, к этому моменту были высказаны такие точки зрения… Вася активно отстаивает мнение, что…, а Лиза утверждает, что…»). Важные тезисы необходимо записывать на доске.
• Предостерегайте ребят от необоснованных обобщений.
Завершение дискуссии
Д. Ондрошек: «В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку».
Помимо этого, учитель должен поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат «положительную обратную связь», которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.
Оценивание
1. Никак не оценивать непосредственное участие в дискуссии, а давать задания на оценку сразу после дискуссии или на следующем уроке. Делая задание, ученик должен показать, как он запомнил и осмыслил обсуждавшиеся тезисы.
2. Оценивать работу учеников по письменным материалам, которые создавались во время дискуссии («дискуссия по переписке», «молчаливая дискуссия», «аквариум»). Такие оценки могут быть и индивидуальными, и коллективными (всей группе сразу).
3. Ставить хорошие оценки отдельным ученикам за яркие, глубокие выступления по делу.
4. Давать отдельным ученикам-наблюдателям письменные задания в процессе дискуссии.
5. Ставить оценки ученикам (разумеется, заранее предупредив их об этом) за проявленные коммуникативные навыки.
6. Если это свободная дискуссия, где не используются никакие средства регулирования и структурирования, поощрять хорошими оценками активных учеников. Но тогда возникает опасность монополизации ими дискуссии.
Результаты:
1. Диалогизация на уроке обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.
2. Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.
3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.
4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.
5. Диалогический строй уроков способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.