Долгосрочный период отличается от краткосрочного:
производитель может увеличить производственные мощности (поэтому все издержки становятся переменными)
число фирм на рынке может изменяться.
В условиях совершенной конкуренции вход и выход на рынок новых фирм абсолютно свободны.
В долгосрочном периоде уровень прибыли становится регулятором привлечения в отрасль новых капиталов и новых фирм.
Основной стимул для входа в отрасль новых фирм - возможность получения экономической прибыли.
Это возможно только при выполнении следующего условия:
Р > АТСтiп ,
где Р – установившаяся в отрасли рыночная цена
АТСтiп - минимум средних издержек.
Вследствие входа в отрасль новых фирм
отраслевое предложение возрастет (S → S1),
а цена понизится (Р > Р1).
Экономическая прибыль отсутствует, когда цена совпадает с минимумом средних издержек Р = АТСтiп.
В данном случае речь идет о долгосрочных средних издержках LAC.
Долгосрочные средние издержки LAC (long average costs) - это издержки производства единицы продукции в долгосрочном периоде. Каждая точка LAC соответствует минимуму краткосрочных единичных издержек АТС при любом размере предприятия (объеме выпуска).
Минимум долгосрочных издержек определяет оптимальный размер предприятия.
В случае если цена равна минимуму долгосрочных единичных издержек, прибыль фирмы в долгосрочном периоде равна нулю.
Условие долгосрочного равновесия фирмы - равенство цены минимуму долгосрочных единичных издержек
РE = = LACmin
Кривая предложения фирмы в долгосрочном периоде, так же как и кривая краткосрочного предложения, представляет собой часть кривой долгосрочных предельных издержек LMC,
расположенную выше точки Е
минимума долгосрочных единичных
В долгосрочном периоде на рынке совершенной конкуренции
цена товара к минимуму средних издержек,
а, значит, при достижении отраслевого равновесия долгосрочного периода экономическая прибыль каждой из фирм будет равна нулю.
Совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции - отрасль гибко реагирует на изменение спроса.
Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса, и обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм, работающих в отрасли.
В долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции произойдет следующее:
а) равновесная цена установится на уровне минимальных долгосрочных средних издержек РЕ = LACmin, что обеспечит долгосрочную безубыточность фирм;
б) кривая предложения конкурентной отрасли - это линия, проходящая через точки безубыточности (минимума средних издержек) для каждого уровня производства;
в) с изменением спроса на продукцию отрасли равновесная цена может остаться неизменной, снизиться или возрасти в зависимости от того, как при этом изменяются цены на факторы производства.
г) кривая предложения отрасли будет иметь вид горизонтальной прямой (параллельной оси абсцисс), восходящей или нисходящей линии.
Государство взяло на себя ответственность за создание условий эффективного функционирования рынка.
Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991г. создан антимонопольный комитет РФ.
Государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
существование конкуренции
качество конкуренции
Антимонопольная политика
Антимонопольная политика
Цели антимонопольной деятельности государства:
- насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;
- ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;
- борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;
- поддержка новых и, прежде всего, негосударственных экономических структур;
- защита прав потребителей.
Антимонопольная политика
Принципы антимонопольной политики:
- изучение рынков, выявление среди них конкурентных и монопольных;
- дифференцированный подход к монопольным рынкам;
- выделение зон естественной монополии, в принципе не подлежащей демонополизации;
- выявление монополий, в отношении которых государство проводит жесткую экономическую политику;
Антимонопольная политика
Государственное регулирование деятельности естественных монополий включает:
целевое регулирование (в том числе тарифов на электрическую и тепловую энергию);
определение потребителей для обязательного обслуживания;
установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с законодательством.
Антимонопольная политика
СИСТЕМА МЕР государственного антимонопольного регулирования экономики включает:
административные меры, к числу которых относятся квотирование, лицензирование, контроль качества, контроль цен;
правовые меры, к числу которых относятся законодательные акты, нормативные акты, включающие в себя инструкции, правила и прочее;
косвенные методы экономического регулирования, к числу которых относятся дотации, субсидии, кредитование на льготных условиях, льготы по налогам, пособия;
прямые методы экономического регулирования, к числу которых относят меры кредитно-денежного регулирования, налогового и бюджетного регулирования, тарифного регулирования и так далее.
Антимонопольная политика
Антимонопольная государственная политика пользуется следующими ИНСТРУМЕНТАМИ:
повышение налогов для монополиста, обеспечивающее уменьшение их прибыльности;
сдерживание уровня инфляции;
создание системы регулирования ценовой политики на товары и услуги за счет жесткого ценового контроля;
сохранение естественных монополий в рамках государственной собственности;
осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении производства со стороны государства…..
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.