учащиеся не знают значений многих слов
не умеют читать диаграммы
не умеют озаглавить текст
не понимают смысла написанного
не могут выделить ключевые слова
не в состоянии сформулировать вопрос
не умеют актуализировать свои знания и умения
не могут перенести знания и умения из одной области в другую
Познавательные метапредметные умения и навыки
работа с информацией
ее поиск и восприятие
анализ и переработка
трансформация
создание новой информации на основе старой
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Уровни читательской грамотности
поиск в тексте нужной информации по простому критерию
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи
между отрывками информации, работа с известной,
но противоречивой информацией
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков,
содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том,
какая информация в тексте необходима для выполнения задания
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование выводов
и гипотез относительно содержания текста
22%
28%
28%
16%
1%
5%
умение осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
умение извлекать информацию из разных источников;
способность находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
умение пользоваться источниками и ссылаться на них;
умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов;
способность реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом
большой объем текста;
неадаптированный текст;
информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц, графиков;
задания, для выполнения которых требуется интеграция знаний из разных предметов;
задания, в которых неясно, к какой области знаний надо обратиться
Текст должен быть ученику интересен.
Текст должен содержать неизвестную ученику информацию, но, при этом, актуальную для ученика.
Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.
Незнакомые слова должны "вычитываться" из текста, "вычитываться" - что означает? или быть представлены в сносках.
Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста.
Текст должен развивать кругозор.
Текст может быть взят из «реальной жизни».
Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
При необходимости нужно адаптировать текст.
В тексте не должно быть ошибок.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат детей: удивляться, решать задачу эмоционального развития.
Комплекс упражнений для работы с текстом
|
|
Предтекстовый | - Работа с заголовком. |
Текстовый | - Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить. |
Послетекстовый | - Опровергнуть утверждения или согласиться с ними. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.