Презентация "Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе"

  • pptx
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала защита.pptx

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

Выполнила: Кожевникова Виктория
Руководитель: Пещерова Ольга Васильевна

Василий Александрович Сухомлинский

Компьютер
Интернет
Телевидение

Периодические печатные издания
Книги

Основные источники информации

Понятийный аппарат

Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности младшего школьника.
Предмет исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проблема исследования: каковы особенности формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения?

Понятийный аппарат

Цель исследования: изучить особенности формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения

Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие читательской самостоятельности.
2. Изучить методы и средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.
3.Раскрыть возможности формирования читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.
4.Организовать исследование читательской самостоятельности младшего школьника.


Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи, способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

Читательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации.
Г.Наумчук

Цель внеклассного чтения

Познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника
Сформировать интерес к книге
Сформировать умения и навыки работы с книгой
Воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению

Особенности программы, способствующие формированию читательской самостоятельности

уроки литературного слушания в 1 классе
использование технологии моделирования
“нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения
использование схем, таблиц, кроссвордов
разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении
осуществление самоконтроля и самооценки.

Этапы формирования читательской деятельности


Этап

Цель

Подготовительный
(1 класс)

обучение восприятию литературного произведения

Начальный
(2 класс)

развитие читательских и речевых умений

Основной
(3 класс)

обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении как самостоятельного читателя

Заключительный
(4 класс)

формирование самостоятельного читателя

Требования, предъявляемые к урокам внеклассного чтения

Учет самостоятельного чтения

Обязательная рекомендация новых книг

Обязательное прочитывание небольших произведений или отрывков книги, читаемой всеми детьми класса

Использование элементов анализа прочитанного произведения

Словарная работа и работа над языковыми средствами, играющая вспомогательную роль

Использование различных форм пересказа и творческих способов передачи текста

Использование методов и приемов: беседа - обсуждение прочитанных книг, диспут

Творческие виды работ

краткий пересказ
пересказ с изменением лица рассказчика
пересказ от одного из персонажей
передача прочитанного по ролям
инсценировка
иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое)

Внеклассное чтение в различных УМК

УМК «Школа России» Л.Климанова

УМК«Школа 2100»
Р.Бунеев, Е.Бунеева)

УМК «Планета знаний»
Э. Кац

Неотъемлемой частью курса литературного чтения считается внеклас-сное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

Программы предусматривают организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Главная особенность: дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, следующие главы из повести, реализуя принцип целостного восприятия художественного произведения.

Исследавание

База практики: МБОУ СОШ № 7
Класс: 4 «А»
Диагностика: Светловской Н.Н. «Выявление развитие уровня читательской самостоятельности»
Цель исследования: выявление уровня читательской самостоятельности

Критерии сформированности читательской самостоятельности:

систематическое чтение художественной литературы во внеурочное время
регулярное чтение справочной литературы
умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и его авторе
систематическое чтение материалов детской периодики
умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации
знание книг из доступного круга чтения

Результаты выявления уровня читательской самостоятельности

Урок внеклассного чтения

Тема урока:«Знакомство со стихотворением А.Н.Толстого «Илья Муромец»
Цель: обобщить знания учащихся о былинных богатырях, познакомить со стихотворением А.Н.Толстого «Илья Муромец»
Тип урока: урок внеклассного чтения
УМК: «Планета знаний»( автор Э.Кац) 4 класс
РубрикаЧитальный зал»

Формирование читательской самостоятельности

составная часть процесса обучения младших школьников
способствует повышению познавательной активности
способствует более качественному усвоению знаний
незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника
оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности не достигаются только путем прямого обучения, а направляются всей учебной деятельностью

Спасибо за внимание!