Понятийный аппарат
Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности младшего школьника.
Предмет исследования: формирование читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проблема исследования: каковы особенности формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения?
Понятийный аппарат
Цель исследования: изучить особенности формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках литературного чтения
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие читательской самостоятельности.
2. Изучить методы и средства развития читательской самостоятельности у младших школьников.
3.Раскрыть возможности формирования читательской самостоятельности на уроках литературного чтения в начальной школе.
4.Организовать исследование читательской самостоятельности младшего школьника.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи, способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.
Читательская самостоятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации.
Г.Наумчук
Цель внеклассного чтения
Познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника
Сформировать интерес к книге
Сформировать умения и навыки работы с книгой
Воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению
Особенности программы, способствующие формированию читательской самостоятельности
уроки литературного слушания в 1 классе
использование технологии моделирования
“нерасчленённость” и “переплетённость” классного и внеклассного чтения
использование схем, таблиц, кроссвордов
разноуровневые задания, позволяющие осуществлять дифференцированный подход в обучении
осуществление самоконтроля и самооценки.
Этапы формирования читательской деятельности
Этап | Цель |
Подготовительный | обучение восприятию литературного произведения |
Начальный | развитие читательских и речевых умений |
Основной | обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении как самостоятельного читателя |
Заключительный | формирование самостоятельного читателя |
Требования, предъявляемые к урокам внеклассного чтения
Учет самостоятельного чтения |
Обязательная рекомендация новых книг |
Обязательное прочитывание небольших произведений или отрывков книги, читаемой всеми детьми класса |
Использование элементов анализа прочитанного произведения |
Словарная работа и работа над языковыми средствами, играющая вспомогательную роль |
Использование различных форм пересказа и творческих способов передачи текста |
Использование методов и приемов: беседа - обсуждение прочитанных книг, диспут |
Творческие виды работ
краткий пересказ
пересказ с изменением лица рассказчика
пересказ от одного из персонажей
передача прочитанного по ролям
инсценировка
иллюстрирование прочитанного (словесное, графическое)
Внеклассное чтение в различных УМК
УМК «Школа России» Л.Климанова | УМК«Школа 2100» | УМК «Планета знаний» |
Неотъемлемой частью курса литературного чтения считается внеклас-сное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. | Программы предусматривают организацию самостоятельного домашнего чтения детей. Главная особенность: дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, следующие главы из повести, реализуя принцип целостного восприятия художественного произведения. |
Исследавание
База практики: МБОУ СОШ № 7
Класс: 4 «А»
Диагностика: Светловской Н.Н. «Выявление развитие уровня читательской самостоятельности»
Цель исследования: выявление уровня читательской самостоятельности
Критерии сформированности читательской самостоятельности:
систематическое чтение художественной литературы во внеурочное время
регулярное чтение справочной литературы
умение внятно и содержательно рассказывать о прочитанном литературном произведении и его авторе
систематическое чтение материалов детской периодики
умение определять и передавать содержание незнакомой книги, привлекая сведения из аннотации
знание книг из доступного круга чтения
Урок внеклассного чтения
Тема урока:«Знакомство со стихотворением А.Н.Толстого «Илья Муромец»
Цель: обобщить знания учащихся о былинных богатырях, познакомить со стихотворением А.Н.Толстого «Илья Муромец»
Тип урока: урок внеклассного чтения
УМК: «Планета знаний»( автор Э.Кац) 4 класс
Рубрика :«Читальный зал»
Формирование читательской самостоятельности
составная часть процесса обучения младших школьников
способствует повышению познавательной активности
способствует более качественному усвоению знаний
незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника
оптимальные результаты в самостоятельной читательской деятельности не достигаются только путем прямого обучения, а направляются всей учебной деятельностью
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.