Формирование лингвистических
и межпредметных компетенций
студентов средствами историко-филологических дисциплин
Направления исследования проблемы:
Лингвистическая (языковая) компетенция как одна из ключевых компетенций в образовательном процессе.
Содержание каждой из компетенций и организация деятельности ПЦК историко-филологических дисциплин по их формированию у студентов Городецкого педагогического колледжа.
Создание условий формирования коммуникативных и культуроведческих компетенций.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
Освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция
Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах
Культуроведческая компетенция
Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов
Формирование лингвистических компетенций в Городецком педагогическом колледже
Олимпиада по русскому языку и культуре речи внутри колледжа
Областная олимпиада по русскому языку на базе ГПК
Неделя русского языка в педколледже
Конкурс знатоков родного языка
Коммуникативные компетенции
Программа недели русского языка
Положение о смотре – конкурсе газет «Вначале было слово»
Цель конкурса - Вызвать интерес к изучению родного русского языка;
- Представить собранный студентами материал по русскому языку ярко, образно, доступно
Оформление газеты - Оформить на листе ватмана; - Размер шрифта произвольный;
Тематика газет определяется содержанием дисциплины «Русский язык и культура речи».
Критерии оценки газет
- Содержательность газетного материала; - Лингвистическая грамотность и корректность;
- Эстетичность и оригинальность оформления; - Единство формы и содержания.
Лингвистические компетенции
Положение о проведении конкурса знатоков по русскому языку
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…
А.И. Куприн
- Визитная карточка команды (2-3 минуты);
- «С русского на русский» (по фонетической транскрипции воспроизвести фразу);
- «Ее Величество Лексика!» (задание с различными группами слов по значению и происхождению);
- «Как это по – русски?» (раскрыть лексическое значение заимствованных слов);
- «В лабиринтах Словообразования» (восстановить словообразовательные гнезда);
- «Ох уж эта аббревиация!» (расшифровать аббревиатуры и объяснить способ их образования);
- «Стихи сочиняю …» (конкурс буриме);
- Домашнее задание ( инсценировка лингвистической сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые»).
Программа конкурса
Требования к участникам конкурса
- Подготовить название, девиз, связанные с темой конкурса;
- Инсценировать лингвистическую сказку Л. Петрушевской «Пуськи бятые»;
- Подготовиться к выполнению заданий по фонетике, лексике, этимологии, словообразованию, культуре речи.
Критерии оценки
- Правильность и точность выполнения заданий;
- Научность, логичность и выразительность речи;
- Соблюдение речевых и грамматических норм;
- Культура исполнительской манеры и артистизм.
Лингвистическая компетенция
Конкурс сочинений по русскому языку и культуре речи.
В рамках реализации региональной программы «Русский язык» в колледже проводится конкурс сочинений по русскому языку и культуре речи «Экология языка: проблемы формирования речевой и языковой культуры».
Цель проведения конкурса
- Стимулирование учебно – познавательной деятельности студентов в области русского языка и культуры речи; - Развитие творческих литературных способностей студентов.
Участники конкурса Студенты 112, 212, 312, 214, 103, 124, 313, 412, 203, 224, 403, 303 групп.
Условия конкурса
- Жанровое разнообразие произведений (очерки, статьи, эссе, сочинения, стихи и др.)
- Объем работы 3-5 страниц в печатном или рукописном варианте;
- Эстетичное оформление;
- Готовые работы принимаются в кабинетах 23, 28 до 30.11.07.
Лингвистическая компетенция
Тематика работ - Надо ли знать нормы языка и законы речи? - «Запретный плод всегда сладок?» (Проблемы современного состояния русского языка и возможности их преодоления).
- Визитная карточка образованного человека – речь правильная и красивая.
- Русский язык в моей жизни. - «Если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». Л.Успенский. - Проблемы экологии русского языка.
- Свободная тема (формулируется студентом).
Ораторский турнир
Положение о проведение ораторского турнира
Цель турнира «В чём сила слова?»
Воспитывать любовь и чуткость к родному русскому языку.
Задачи турнира
- Совершенствовать умения студентов применять в речевой практике приемы, правила, средства выразительности русской речи;
- Развивать потребности владения голосом, дикцией, интонацией, жестами, мимикой и другими средствами ораторской речи;
- Формировать культуру публичного выступления.
Условия и программа турнира
Турнир проводится в форме устного
публичного выступления по
номинациям:
-Стихи собственного сочинения
«Поэзия – в тебе»;
-«Ораторское искусство»;
-«Его величество русское красноречие»;
-«Похвальное слово русскому языку».
Музейная работа
Культуроведческие компетенции
Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка , владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Встречи с интересными людьми: ветеранами, педагогами, поэтами
Литературное краеведение
Исторический клуб «Истоки»
Поэтический клуб «Родничок»
Поэтический клуб "Родничок"
Культуроведческая компетенция
Встреча в музее общежития с преподавателем изобразительного искусства, черчения, ветераном педагогического труда, поэтом, обаятельным человеком О.С. Широких
Лекция к 100-летию со дня рождения
академика Д.С. Лихачёва
Культуроведческая компетенция
С
верой
в
Россию
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.