Презентация "Формирование навыков творческой речевой деятельности"

  • Педсоветы
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация для педагогов ДОУ с целью ознакомления с приёмами ТРИЗ и практикой их применения на занятиях по развитию речи
Иконка файла материала семинар презентация.pptx

СЕМИНАР
«Формирование навыков творческой речевой деятельности
(ТРИЗ - технология)»
Учитель-логопед МБДОУ №223
Климова Е.В.
Саратов 2019






Цель:
Раскрыть содержание методов и приемов ТРИЗ – технологии
применяемых в работе
воспитателя дошкольного учреждения при формировании творческой речевой активности детей.

Литература:
Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
Елжова Л.В. Формы работы в дошкольном образоввательном учреждении. Ростов н/Д: Феникс,2010.
Дошкольное воспитание. Журнал № 2 – 4, 1997, № 11, 1998.
Ребенок в детском саду. Журнал № 2 – 6, 2006.
Дошкольная педагогика. Журнал № 5, 2010.

План проведения

4

Творчество (по С.И. Ожегову) –
создание новых по замыслу
культурных материальных ценностей

творчество

воображение

мышление

речь

Свободная
творческая
личность

Творческий поиск: учить дошкольников
анализировать конкретные ситуации и
находить оригинальные пути их решения

Основатель ТРИЗа – Генрих Саулович
Альтшуллер

Главная идея – познание законов развития технических систем и применение их в жизни

Теория
Решения
Изобретательских
Задач

МЕТОДЫ
ТРИЗа

Метод проб и ошибок

Метод противоречий

Использовать творческие задания
по поиску противоположностей можно:

Как часть другой игры

В режимных моментах

Как часть занятия

Игра – «Хорошо - плохо»

Мороз – это хорошо,
потому что снег не тает,
можно кататься на санках, коньках.


Мороз – это плохо, потому что руки мерзнут,
нельзя долго гулять.

Игра «Оптимисты и скептики»



1 игрок : Хорошо, что дома телевизор есть – смотреть можно






2 игрок : хорошо, да не очень. Глаза могут заболеть

Метод

«Фокальных объектов»

МФО

1 Стол – фокальный объект

2 Из словаря: лампочка (какая) стеклянная,
прозрачная, круглая
машина (какая?) игрушечная, пластмассовая,
на колесах
3 Стол

Стол 1 Стол 2
игрушечный круглый
пластмассовый стеклянный
на колесах прозрачный

Морфологический анализ

Цель метода: выявить все возможные
варианты решения данной проблемы,
которые могут быть упущены при
простом переборе вариантов.

Метод

«Мозговой штурм»

Схема проведения занятия.
1.формулирование цели занятия (придумать новую мебель для кукол)

2.объявление проблемы (мебель для кукол очень большая, места для нее нет;
необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы.
противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней
помещались, и мебель должна быть маленькой, чтобы она помещалась в
игровом уголке).

3.формулирование ограничений (имеющийся материал для изготовления
мебели; ограниченный размер мебели).

4.сообщение воспитателя и детей о традиционном решении (мебель бывает
складная: раскладушка, раздвижная полка, кресло-кровать…).

5.выявление элементов, подлежащих улучшению (ножки и спинки у кровати ,
у стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа).



6. выдвижение идей:

*сделать ножки складные, выкручивающиеся;

*сделать кровать без ножек, толстый матрас класть на пол;

*столы и стулья сделать раздвижные;

*убрать у всех кроватей спинки и поставить их к шкафу: шкаф вместо спинки;

*кровать не нужна - куклы будут спать на сдвинутых креслах, на столе, на полу;

*сделать мебель многоярусную и складную;






7.анализ выдвинутых идей.

8.отбор решений, встречающихся в художественной литературе
(гамак в «золотом ключике»,скорлупа ореха в «дюймовочке»).

9.отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми.


10.практическое выполнение.






Метод

«Синектика»

Синектика

Прямая аналогия

Метод гирлянд и ассоциаций

Фантастическая аналогия

Аналогия по форме

Сосулька - карандаш, нож , перчатки,
ручка, клюв, нос

Метод гирлянд и аналогий

Дорога – извилистая – крутая –

яйцо - скользко – горка –

снег – сахар – компот – фрукты –

много – грядка – огород - дорога

Фантастическая аналогия

Метод проектирования

Прием фантастического сложения и вычитания

Что будет, если … к дому прибавить колеса?


У стула убрать спинку?


К брюкам пришить куртку?

Прием увеличения и уменьшения

Увеличение

Уменьшение

Палка

Стрела

Копье

Лопата

Столб

Палка

Карандаш

Зубочистка

Спичка

Прием выделения

Если взять «кусочек» мороза и перенести его в лето, то функции
его станут компактнее и практичнее:


В холодильнике он будет сохранять продукты ;

В ледовом дворце поможет организовать настоящий каток,
который будет работать круглый год

Прием «Идеального конструктора»

ДОМ

Стены

Двери

Окна

Крыша

Сарай


Гараж


Школа


Дворец

Системный анализ или
«Волшебный экран»

Контрольные вопросы для систематизации
представлений о природных объектах

1. Что это? (Называется объект, например дерево, и
обозначается схемой). Что объект «умеет делать»?
2. Из каких частей он состоит? (Корень, ствол, ветви.)
Для чего каждая часть?
3. Где находится (живет) наш объект? (В лесу, парке.)
Кто его «друзья»? Что нужно, чтобы объект нормально жил
и развивался? (Для объектов живой природы или экосистем.)
4. Каким этот объект был раньше? (Он был маленьким, ростком.)
Откуда он появился?

Контрольные вопросы для систематизации
представлений о природных объектах

5. Какие у него были части? (Стебелек, корешок, листочки.)
Чем они отличались от тех, что есть сейчас?
6. Благодаря чему этот объект появился на свет? Что было нужно,
чтобы он стал таким, как сейчас? (Свет, тепло, вода,
питательные вещества.)
7. Как изменится этот объект в будущем? (Станет старым.)
8. Как изменится каждая его часть? (В стволе может появиться
дупло, ветви будут засыхать и т.д.)
9. Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом
случае «найдет», а кто «потеряет»? (Больше света и воздуха
будет для молодых деревьев; вместо тех, кто населял живое
дерево, - птиц, белок, насекомых, в нем поселятся животные,
которые будут способствовать разложению дерева. )

Вывод: дереву для нормального развития и
существования нужны питательные вещества,
свет, тепло, воздух, вода.
Чем качественнее эти условия, тем лучше будут
протекать процессы роста и развития.

Что
можно
сделать
со шляпой?

Что можно сделать со шляпой

Приветствовать друзей и знакомых;
Подкинуть вверх , когда смотришь салют;
Устроить выставку лент, перьев и цветов;
Пойти в ней на карнавал или маскарад;
Подарить кому–нибудь;
Продырявить и глядеть в дырочки, как в окошки;
Обмахиваться, как веером;
Привязать к шляпе веревочку;
Надеть на палочку и крутить;
Пустить плавать по воде, как лодочку;
Как сачком ловить бабочек, майских жуков и лягушек;
Класть в нее разные мелочи;
Прибить под крышей для ласточек;
Гонять, как обруч;
Но лучше просто надеть шляпу на голову.

Игра «Части предмета»

Моделирование сказочного
сюжета

Символизация

Дети ищут в книге персонажей для своей сказки.
Дети с помощью воспитателя собирают в
единое целое ответы, найденные в книге.
Придумывают название получившейся сказки.
Один или несколько детей восстанавливают
текст.
Организуется продуктивная деятельность.

Алгоритм составления сказки

Примерная цепочка вопросов для детей 3 – 4 лет.

Жил был (кто?)

С кем он дружил?

Пришел злой (кто?)

Кто помог друзьям спастись?

Волшебная дорожка

Результат путешествия зависит
от цели героя и выводов, которые он сделал
после взаимодействия с другими объектами.

Правило:

Колобок Герда

*Выполняет однообразные действия
(путешествует и поет хвастливые песни)
*Не обращает внимание на угрожающие ему опасности
*В результате был съеден

*Имеет достойную цель
*Оказывает положительное внимание
на окружающих
*Преодолевает трудности и испытания
*В результате получает
вознаграждение за труды

Алгоритм составления сказки

Выбор главного героя
Определение его характера, мотивов и цели поступков
Выбор объектов взаимодействия
Описание действий главного героя на пути к цели
Подведение итога – результата изменений героя и выведение
жизненных правил
Придумывание названия получившейся сказки


«Волшебная дорожка» для детей 3,5 лет

Девочка Лена

Магазин

Лес

Детский сад

«Волшебная дорожка» для детей 5-6 лет

Капризулька

Дразнилка

Кот в сапогах

Золушка

Наф-наф

Ожидаемые результаты

Усвоение модели составления сказки

Самостоятельный выбор героев и целей их деятельности

Умение рассуждать о результатах взаимодействия,
выводить жизненные правила

Придумывать название сказки

Метод проектирования

Бином фантазии